О смирении и отречении от своей воли

О смирении и отречении от своей воли
Святитель Филарет, Митрополит Московский. Переписка с современницами

Письмо к Екатерине Владимировне Новосильцевой *) 

Что делать? — Искушение житие человека на земли, а не один день или час жития. Мы ищем мира, а враг ищет возмутить нас. Мы час­то дремлем над своим делом, а он, бессонный, старается подстеречь нас и во время бдения нашего и во время нашей дремоты. Что же де­лать? — бодрствовать всемерно, ни на минуту не надеяться на себя, ни на минуту не отлагать надежды на Бога.

Если бы воля моя совершенно предана была воле Божией, то при благопоспешестве дела я благодарил бы Бога; а когда дело затруд­няется, подумал бы: видно, Богу по судьбам Его угодно нечто другое или в другое время; и на сем бы остановился, ожидая и примечая, не отверзется ли дверь делу, инде, или иное время, нежели как я думал. Но если воля моя не довольно покорна, то при затруднениях, ког­да она не может сделать по-своему, я впадаю в уныние или получаю склонность к досаде, которая, заняв и наполнив сердце, прорывается, куда случится. Не трудно, кажется, усмотреть, что для уврачевания наших припадков обратиться надобно к смирению и отречению от своей воли.

Дела осудительные не должно хвалить, а людей не должно осуж­дать. Между лестию и осуждением ближнего есть тропинка, по кото­рой умеет проходить смиренная мудрость.

Впрочем, Господь да возглаголет в сердце Вашем не только суд, но и милость, и да простит Вам всякое согрешение, вольное и неволь­ное, делом, или словом, или помышлением.

Фев[раля] 26.1832.


*) Новосильцева Екатерина Владимировна (урожд. графиня Орлова; 1770- 1849), дочь графини Елизаветы Ивановны (урожд. Штакельберг; 1751- 1817) и графа Владимира Григорьевича Орловых, двоюродная сестра гра­фини А. А. Орловой-Чесменской, супруга (с 1799 г.) бригадира Дмитрия Александровича Новосильцева (1758-1835); кавалерственная дама. Погре­бена в склепе под собором Московского Новоспасского монастыря. Е.В. Новосильцева принадлежала к тому избранному кругу московской аристократии, который сложился вокруг архиепископа Филарета с назна­чением его на Московскую кафедру. Среди почитателей святителя, помимо Екатерины Владимировны, были князь Сергий Михайлович Голицын и его сестра княжна Анастасия Михайловна, семья Нарышкиных, княгиня Ели­завета Ростиславовна Вяземская, Агриппина Петровна Глазова и некото­рые другие. Всех их объединяло желание жить по евангельским заповедям, стремление к духовному совершенству. Их щедрая благотворительность способствовала осуществлению многих церковно-социальных проектов, направленных на улучшение быта духовенства и московской паствы, а та искренняя любовь, которую питали они к своему архиерею, зачастую слу­жила ему единственной поддержкой и утешением при многотрудном архи­пастырском служении.


Источник: Святитель Филарет, Митрополит Московский. Переписка с современницами. - СТСЛ, 2013. Стр. 161


STSL.Ru


16 Сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.