О самарянке, о воде живой

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Какую радость мы переживаем и чувствуем, когда участвуем в общей молитве в храме Божием! Мы воочию убеждаемся, что с нами Бог! Здесь мы слышим учение Христово и насыщаем свою душу водой живой. Как прекрасно выражена эта мысль о живой воде во Святом Евангелии, которое мы только что услышали.


look.com.ua-10141.jpg


По окончании праздника Пасхи, говорит святой Иоанн Богослов, Господь наш Иисус Христос со Своими учениками проходил через Самарию. От долгого пути они утомились. Но вот вдали показался небольшой самарянский городок Сихарь, а перед ним находился колодец Иакова, который существует в Палестине и доныне. Спаситель, утрудившись от пути, присел у колодца, а ученики Его пошли в городок купить пищи. Одна из городских женщин, самарянка, подошла с кувшином к колодцу, чтобы почерпнуть из него воды. Господь и говорит ей: дай Мне пить. «Как Ты, — восклицает удивленная самарянка, — будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» (Иудеи не имели никакого общения с самарянами, считали их полуязычниками.) И сказал ей Иисус: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе... то ты сама просила бы у Него и Он дал бы тебе воду живую. Тот, кто пьет эту воду живую, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Самарянка, не понимая смысла этих слов Спасителя, но чувствуя, что Этот таинственный Незнакомец — не простой человек, что Он обладает какой-то высшей силой и ей надо просить этого неведомого дара Божия, она уже сама обращается к Нему и говорит: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды». Какое отрадное желание выразилось в этих словах самарянки! Шла она почерпнуть обыкновенной воды, а нашла источник живой воды. И дал Спаситель самарянке живую воду, такую, которая одна могла насытить ее и теперь насыщает всякую жаждущую душу человека. Что же это за чудная живая вода? Вода живая — это учение Христово. Для душ, жаждущих истины, истомленных сомнениями, учение Христово — это роса с неба. Тело умирает без пищи, душа духовно умирает без света слова Божия и без молитвы. Нам надо чаще призывать Господа в своих молитвах, ибо Богом созданная душа стремится к своему Источнику, ищет Бога для общения, томится по Нему, часто сама того не сознавая. Бессмертная душа носит в себе предощущение ожидающей ее вечности, и эта тоска души по вечной жизни имеет разнообразные проявления. И подобная жажда, какой бы она ни была глубокой, утоляется Богом навеки. Живая вода — это благодать Святого Духа. Со времени пришествия Христа Спасителя на землю река благодати излилась на человечество. Силой благодати Божией слепые прозревали, прокаженные очищались, бесы изгонялись, мертвые воскрешались. Слово Божие является источником воды живой, которая и поныне напояет и утоляет жажду всех людей, стремящихся к спасению. Напрасно говорят о христианстве, что оно — религия слез, заставляющая человека только плакать о своих грехах. Христианство не знает безнадежных слез, ему чужды отчаяние и безысходность. Оно жизнерадостно, оно — религия света, счастья вечного и духовных озарений. Христианин не отрекается от земных чистых радостей, но все освящает благословением Божиим. Он наполняет свое сердце радостями любви и дружбы, наслаждается красотами природы, произведениями искусства как отображениями вечных, непреходящих ценностей будущего века. И те покаянные слезы, которые неизбежны на земном пути христианства, ведут его к любви и вечной радости. Живая вода — это и есть любовь! Ибо Бог, Источник и Начало всякой жизни, есть Любовь. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь есть основа и сущность бытия Святой Троицы: Отец любит Сына и Сын — Отца. Любовью Бог вызвал мир из небытия. Творение Божие основано на любви, и любовью Божией оно живет.

...Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Для спасения людей Бог-Любовь смирил Себя, принял зрак раба, стал подобен человеку, принес Себя в крестную жертву. Безгранична, беспредельна, непостижима для ума божественная любовь! Но удивительная вещь: Бог не только есть Любовь Сама в Себе, Бог не только любит Свое творение и непрестанно промышляет о нем, Бог не только приносит Себя в жертву для спасения человека, но Бог просит у нас любви, Он нуждается в нашей любви!

Бог говорит самарянке: «Дай Мне пить», и на кресте Он говорит: «Жажду, именно любви вашей, люди».

Он дал человеку заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим». И вторую заповедь, подобную ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Собственно говоря, это даже не заповеди, это — условие жизни, условие нашего существования, лекарство от смерти. Вера без дел мертва. Крестные страдания Спасителя были не столько от физической боли, сколько от мирового зла, от оскудения любви в человечестве. Нашей ненавистью, ссорами и неприязненным отношением друг ко другу мы вбиваем гвозди в тело Спасителя, снова всякий раз распиная Его.

Любовь ревнива. Любовь нуждается в ответе. И поэтому Бог-Любовь есть Бог-Ревнитель. В Библии сказано: «Имя Его "ревнитель"».

Христос жаждет нашей любви и просит ее у нас. Устами тех, кто в больнице, в нужде, в заключении, в страдании, Он просит у нас чаши холодной воды. И сегодня, сейчас звучат для нас слова Христа, сказанные самарянке и потом повторенные на кресте: «Дай Мне пить», «Жажду».

Бывшая язычница, самарянка сразу же откликнулась на призыв Спасителя, на Его любовь ответила великой любовью. Она всей душой поверила в Господа, приняла крещение, в котором названа была Фотинией, и впоследствии оправдала значение своего нового имени — светлая. Она была просветительницей не только в своем отечестве, но и в Африке, и в Италии. При императоре Нероне она мученически пострадала за Христа вместе со своими пятью сестрами и двумя сыновьями. После многих мучений со святой Фотинии была содрана кожа, а тело было брошено в колодец. Так та, которая при колодце оставила путь греха и приняла от Жизнодавца новую благодатную жизнь, в колодце же оставила и временную жизнь, перешла в другую — блаженную, нескончаемую.

Последуем и мы, дорогие братия и сестры, ее примеру и всем своим существом пойдем за Господом, возлюбим Его, Его воду живую и так же унаследуем блаженную вечную жизнь. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 201-204 


STSL.Ru


18 мая 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.