О русской иконе

Русская икона...

Как долго об этом подлинно великом искусстве ничего не знали! Как долго со старых икон, украшенных золотом и сере­бром окладов, смотрели на людей темные лики, покрытые са­жей от свечей и потемневшей олифой! Их пробовали чистить, терли толченым кирпичом, но вместе с верхним слоем снимали и краски. Их записывали: на темную доску накладывали новый левкас и писали тот же или другой сюжет. Их поновляли: по ед­ва видному рисунку наносили новый, зачастую невыразитель­ный, ремесленный.


Однако именно многочисленные слои разновременной жи­вописи помогли сохраниться старому красочному слою. Ведь изображение жило восемьдесят-сто лет, затем темнело, запи­сывалось, и чтобы открыть древнюю живопись, реставраторам приходится снимать до пяти—семи слоев.

Собирать, изучать и реставрировать старые иконы стали во второй половине XIX века, но лишь в XX, когда процесс реставрации достиг определенного совершенства, из-под вздувшейся, вскипевшей олифы стали проступать неожиданно яркие, чистые краски.

Русские иконы поразили мир на первой большой выставке древнерусского искусства, которая состоялась в I 1913 году в Москве и на которой были выставлены отрестав- рированные памятники московской и новгородской школ XIV-XVI веков. Красота этого вновь открытого направления Я искусства была поразительна: горели как самоцветы яркие краски, удивляла необычность цветовых и композиционных решений, наивное и вместе с тем мудрое мироощущение наших предков.

Это было одним из замечательных художественных открытий XX века. Русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение.

Известный искусствовед В.Н. Лазарев, говоря о светлом и радостном начале русской иконописи, замечает: " ...Ее сияющие краски, сильные и яркие, ее ритмические силуэты, певучие и мягкие, ее просветленные лики, ласковые и поэтичные, ее эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное, — все это вызывает у зрителя ощущение какой-то внутренней легкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает то особое чувство гармонии, которое рождается при звуках совершенной музыки" [1].

В наше столетие были раскрыты и отреставрированы практически все русские иконы, легенда которых так или иначе уводит в глубину веков. Теперь в сокровищницах Государствен­ной Третьяковской галереи, Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Русского музея в Санкт-Петербурге, музеев Новгоро­да, Владимира, Пскова, Ярославля находятся шедевры древне­русской живописи, которые вызывают у специалистов и люби­телей искусства постоянный интерес, радость от знакомства со столь необычным самобытным явлением, благоговейное почи­тание и преклонение перед мастерством живописцев, среди ко­торых такие признанные всем миром мастера как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Однако икона - это прежде всего неотъемлемая принад­лежность христианской религии, она имеет не только художе­ственное значение, но, главное, значение моральное, этическое, она занимает определенное место в духовной жизни общества и каждого отдельного человека.

Иконы (в переводе с греческого - "образ") - это изображе­ния Иисуса Христа, Богоматери, святых, которые призваны на­поминать о священных событиях. Пришедшая на русскую зем­лю вместе с христианством из Византии, техника иконописи бе­рет свое начало от египетских погребальных портретов, которые писались после смерти людей и возлагались на гробы. Считается, что наиболее древним прообразом икон являются погребальные портреты, выполненные на деревянных дощеч­ках восковой живописью. Они помещались в головах на моги­лах и саркофагах для поклонения и прощания с умершим.

На ранних этапах развития христианства икон в современ­ном смысле еще не было. Они появились во II веке н.э. и распрост­ранились к IV веку, хотя против поклонения иконам выступали многие церковные деятели. Прошедшая долгий путь становле­ния, всевозможных гонений и запретов, иконопись к моменту христианизации Руси имела уже почти тысячелетнюю историю.

Церковь рассматривает икону как символ, таинственным образом напоминающий людям о Божественном мире, столь трудном для понимания и проникновения в него ограниченного человеческого сознания.

Говоря о той главной роли, ради которой создавались ико­ны, отец Павел Флоренский писал: "...икона имеет целью вывести сознание в мир духовный, показать "тайные и сверхъестест­венные зрелища". Если, по оценке или, точнее, по чутью смот­рящего на нее, эта цель ничуть не достигается, если не возбуждается хотя бы отдаленного ощущения реальности иного мира, как уже издали йодистый запах водорослей свидетельст­вует о море, то что же можно сказать об иконе, как не то, что она не вошла в круг произведений культуры, и тогда ценность ее — лишь материальная, или, в лучшем случае, археологическая" [2].

На Руси иконопочитание было необычайно развито. Ико­ны находились везде: в избах, в палатах, в церквях, в малень­ких моленных часовнях на дорогах, на полях сражений. Они со­провождали человека в течение всей жизни, начиная с рожде­ния и кончая смертью. Их украшали, одевая в золото, серебро, драгоценные камни, их почитали как часть того первообраза, которому они были посвящены. Недаром в одной из летописей говорилось: "Иже святым иконам не поклоняется, чюжь есть веры святыя, яко иконная честь на первый образ переходит" [3].

Беря свое начало от византийской живописи, строго сле­дуя ее канонам, русская иконопись сумела выработать самосто­ятельный язык. Для нее характерны и свой способ отражения жизни, и свои живописные приемы, и свои секреты ремесла как в подготовке досок, так и в приготовлении красок. Но самое главное заключается в том, что наши далекие предки привнес­ли в церковную живопись оптимистическое мироощущение, ра­дость полноты земной жизни, утверждение бытия.

"Именно России дано было явить то совершенство художе­ственного языка иконы, которое с наибольшей силой открыло глубину содержания литургического образа, его духовность, - отмечал историк церкви и богослов JI. Успенский, - можно ска­зать, что если Византия дала миру по преимуществу богословие в слове, то богословие в образе дано было Россией" [4].

Но чтобы познать это "богословие в образе", нужно прежде всего понимание языка древнерусской церковной живописи. Плохо зная Библию, Ветхий и Новый Завет, жития святых, мы не умеем "прочитать" икону: ее сюжет остается для нас загад­кой, мы не можем проникнуть в суть его, осмыслить и до конца понять. А ведь наши предки легко "читали" как иконы, так и настенную живопись храмов, для них это был язык, знакомый и понятный с детства.

Каноничность церковной живописи, строго установлен­ная система изображения персонажей и сюжетов различных сцен, веками закрепленные традиции в написании евангельских лиц, святых и пророков служили для того, чтобы облег­чить узнавание и избежать неправильного толкования письмен­ных источников, прежде всего Евангелия.

Иконографические каноны, отраженные в простых и лицевых (то есть с рисунками) иконописных подлинниках, точно указывают, как надо изображать того или иного свято­го: старым, молодым, седым, бородатым и т.д.; в каком одея­нии он должен быть; слова, которые должны быть написаны на свитке в руках...

Знание иконографии - это основа умения правильно "чи­тать" икону, проникать в ее глубинный смысл. Чтобы полно­стью оценить истинную красоту древнерусской живописи, надо познать ее внутреннюю сущность, основное морально-религиоз­ное задание, проникнуться мироощущением наших предков, принять их систему нравственных ценностей.

Знание иконографии делает иконопись понятной и близ­кой современному человеку не только в своей совершенной кра­соте, но и своим духом, ибо форма и содержание здесь неразрыв­но связаны.


Источник: Т.С. Еремина. Мир русских икон и монастырей. История, предания. - М., Международная академическая издательская компания «Наука», 1998.


Примечания

[1] Лазарев. Русская иконопись... С. 24.

[2] Флоренский П. Иконостас. // "Богословские труды". - М., 1972. Сб. 9. С. 99.

[3] Кондаков Н.П. Русская икона. - Прага, 1931. Т. 3, ч. I. С. 26.

[4] Успенский JI. Смысл и язык икон. // "Журнал Москов­ской патриархии". 1955, № 8. С. 52.



Теги: Иконопись
22 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...