О рассуждении и познании воли Божией

Митрополит Вениамин (Федченков)

Из святого Иоанна Лествичника

«Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всяком месте и во всяком виде. Оно бывает только в чистых сердцем».

«Как олень, палимый жаждою, желает воды, так иноки да желают постигать благую волю Божию. И не только волю сию, но и то, когда примешивается к ней наша воля собственная, и когда действует даже противная (сила). И то еще должно быть предметом их рассмотрения: какие дела должны быть исполняемы неотложно и без всякого промедления, и какие – без торопливости и с осмотрительностью» [1].

«Все хотящие познать волю Господню должны: 1) прежде умертвить в себе собственную волю. Потом, 2) помолившись Богу с верою и не лукавою простотою, 3) вопрошать отцов и братий, в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле и 4) принимать советы их, как из уст Божиих, хотя бы они и противны были собственному их разуму. Много смиренномудрия исполнены те, которые руководствуются сим правилом. И Бог не попускает им прельщенными быть» [2].

«Некоторые узнавали волю Божию так: отрешали помысл свой от всякого склонения к тому или другому волению души, то есть и к побуждающему на дело, и к противоречащему тому. И, обнажив ум свой от собственной воли, представляли его с горячим молением Господу, в продолжение положенного числа дней. И таким образом достигали познания воли Его, – или тем, что мысленный Ум (Бог) мысленно изрекал ее уму их, или тем, что одно из оных помышлений совершенно исчезало из души» [3].

«Другие по скорби и затруднениям, какие встречало их начинание, заключали, что оно согласно с Божественною волею. Иные, напротив, по неожиданной помощи, какую получали в своем деле, ощущали, что оно благоугодно Богу, говоря в себе: Бог содействует только избирающему благое» [4].

«Кто просвещением свыше стяжал в себе Бога, тот скоро извещается о святой воле Божией, как в делах, скорости требующих, так и в делах, дозволяющих промедление, вторым способом» (то есть благопоспешением) [5].

«Праведен Бог, и двери милосердия Своего не заключит для тех, которые стучатся в них со смирением» [6].

«Во всех случаях должны мы испытывать намерение наше, ибо Господь на оное взирает во всех делах наших. Все, что чуждо пристрастия и всякой нечистоты и делается единственно для Бога, а не ради иного чего-нибудь, вменится нам в благое, хотя бы оно и не совсем было благо» [7].

Замечательное место!

«Есть мужественные души, которые от сильной любви к Богу и смирения сердца покушаются на деяния, превосходящие меру их; но есть и гордые сердца, которые отваживаются на такие же начинания (по внушению врагов наших). Ибо враги наши часто нарочно подущают нас на дела, превышающие меру нашу, для того чтобы мы, не получивши успеха в них, впали в уныние и оставили даже и те дела, которые соразмерны нашим силам, – и таким образом сделались бы посмешищем наших врагов» [8].

«Видел я немощных душою и телом, которые, за множество согрешений своих, покусились на подвиг выше их меры, но не могли понести их. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (сопровождаемого плачем, сокрушением и отвращением от греха)» [9].


Из святого Григория Синаита

«Настоящие разумные суть одни те, кои явились святыми чрез стяжание чистоты. Чистого разума никто из мудрых в слове не имел, потому что они от рождения разумную силу свою растлевают помыслами (непотребными)» [10].

Ведение – чувство

«Под ведением истины разумей собственно благодатное чувство ее. Прочие же мысли надлежит называть проявлениями разумений ее и показаниями предметов ее» [11].

(Это и опыт говорит мне.)

Немногие...

«Силу и премудрость от Бога получают немногие. Ибо та есть причастница божественных благ, а эта – проявительница их: причастие же такое и преподание другим есть дело воистину Божеское, превышающее силы человека» [12].

Истина от общения с Истиною

«Ищущий уразуметь заповеди без исполнений заповедей и чрез учение и чтение обрести то желающий подобен человеку, воображающему тень вместо истины. Ибо уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины... не причастные же истины и не посвященные в нее, ища сего уразумения, почерпают его из объюродевшей премудрости. Их апостол назвал душевными – Духа не имущими (1 Кор. 2, 14), хотя они величаются ведением истины...

Ум, когда очистится и при идет в достоинство... вместо книги имеет Духа» [13].

«Ночь страстей есть тьма неведения» [14].


Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники 1926-1948 / Ред. Л. Егорова. – М.: Правило веры, 2008. С. 371-374.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1], [2] Добротолюбие, Т. 2. Изд 2-е. – М.: 1895. С. 542.

[3], [4], [5], [6], [7] Там же. С. 543.

[8] Там же. С. 543-544.

[9] Там же. С. 544.

[10] Добротолюбие, Т. 5. Изд 2-е. – М.: 1900. С. 197.

[11] Там же. С. 197.

[12] Там же. С. 198.

[13] Там же. С. 201-202.

[14] Там же. С. 210.


1 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...