О рассудительности

О рассудительности

Митрополит Вениамин (Федченков)

Из святого Иоанна Кассиана
(Добротолюбие, т. 2)

«Некогда собрались старцы к св. Антонию Великому и с вечера до утра рассуждали о разных духовных предметах, и особенно о том: КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ БОЛЬШЕ ВСЕХ, которая могла бы сохранять нас неуловимыми для сетей обольщения диавольского и прямым путем вести на верх совершенства. Предлагались разные мнения: одни выставляли пост и бдение; другие  нестяжательность и презрение всех вещей; иные отшельничество или удаление в пустынь; иные — человеколюбие. Когда, таким образом, все высказались, стал говорить блаженный Антоний.

“Все сказанное вами  спасительно и необходимо для ищущих Бога и желающих прийти к Нему. Но дать первенство какой-либо из указанных вами добродетелей не позволяют опыты падения преуспевавших в них. Ибо и отличавшиеся строгими постами и бдениями, и пребывавшие неисходно в пустынном уединении, и доходившие до крайней степени нестяжательности, и щедрые милостынодавцы попадались в сети врага и падали. И причина этому, думаю, не другая какая была, как НЕДОСТАТОК РАССУДИТЕЛЬНОСТИ. Ибо она научает человека идти царским путем, избегая опасных крайностей... В Евангелии она называется оком и светильником души: “светильник телу, говорит Господь, есть око. Аще убо будет око твое просто (цело, здраво), все тело твое светло будет; аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет” (Мф. 6, 22-23).

...Когда же у кого недостает такой рассудительности, тогда дела его и помышления, не будучи строго обсуждаемы, текут, как течется, и тут враг успевает подставить ему кажущееся добро вместо истинного, и, прикрывая им ров или сеть, ввергает в них и погубляет его”.

 
Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин

Решение св. Антония подтверждается бесчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона (отшельника)... Еще: в Месопотамии одного воздержника и уединенника враг довел до беспрекословной веры снам и, представив ему в сновидении два народа: христианский с апостолами и мучениками во мраке, бесславии, скорби и плаче,  и иудейский с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании,  склонил перейти в иудейство и принять обрезание. Довольно и этих примеров, чтоб убедиться, что нерассудительность есть открытая дверь к падениям и пагубе».


Как приобрести рассудительность?

«Рассудительность есть дар Божий, который, однако ж, надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свое  на рассуждение опытнейших отцов. Это  самая мудрая школа рассудительности, в которой научаются добре рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют особой к тому способности...

Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коею первым доказательством служит  открывать отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу... Такое действование и способствует безопасно пребывать на правом пути и охраняет от всех сетей диавольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а по совету преуспевших, невозможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей.

Враг не любит света; почему откровение злых помыслов тотчас, как они открываемы бывают, разгоняет их и истребляет... Это подтверждается многими и премногими примерами и опытами».

Авва Серапион, в новоначалии, тайком от аввы брал себе сухой хлеб и съедал. «Я делал это очень долгое время; и страсть овладела мною так, что я не мог одолеть ее. Совесть осуждала меня; я же стыдился сказать об этом авве».

(И лишь после он, случайно услышав от старца наставление другим братьям о вреде утаивания помыслов, раскаялся, упал к его ногам, вынул из-за пазухи хлебец, который обыкновенно крал, и просил о помиловании.)

Бес оставил его, и «показалось, будто горящий факел вышел из недр моих и наполнил всю келлию зловонием, так что присутствующие думали, что горит сера... И с тех пор даже на мысль мне не приходило прежнее пожелание».

И сам Павел, хотя «Господь Сам призвал его», отсылается к Анании, «чтобы у него научиться пути истины... Так очевидно, что Господь никому не открывает пути к совершенству, кроме руководимых к оному духовными отцами, как и чрез пророка говорит: “вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе” (Втор. 32, 7)».



Святой Варсонофий Великий

Еще из святого Варсонофия Великого
(Добротолюбие, т. 2)

О борьбе помыслов

«Когда тебе представляется какое-либо дело по Богу, а противоположный помысл сопротивляется ему, то из этого самого познается, что дело то действительно есть по Богу. Но приложи молитву  и смотри: если в то время, когда будешь молиться, сердце твое утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется; тогда,  будет ли оставаться противоположный помысл, докучающий тебе, или нет,  знай, что дело то  по Богу, ибо благому непременно бывает прискорбное сопротивление по зависти диавольской; но оно (благое) молитвою берет над этим верх.

Если же кажущееся добро будет внушено диаволом, а притом будет и сопротивление, от него же происходящее, тогда молитвою и самое мнимое добро умаляется, и вместе с ним мнимое сопротивление. В таком случае очевидно, что враг сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез это самое обольстить нас принять сей помысл за добро».

(См. еще о смущении  после аввы Дорофея.)


Трижды помолиться

«Когда не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле; и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос так и поступить, ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.

...Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (Мф. 26, 39-44)».

Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. – М.: Правило веры, 2008.




17 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...