О рассудительности

О рассудительности

Митрополит Вениамин (Федченков)

Из святого Иоанна Кассиана
(Добротолюбие, т. 2)

«Некогда собрались старцы к св. Антонию Великому и с вечера до утра рассуждали о разных духовных предметах, и особенно о том: КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ БОЛЬШЕ ВСЕХ, которая могла бы сохранять нас неуловимыми для сетей обольщения диавольского и прямым путем вести на верх совершенства. Предлагались разные мнения: одни выставляли пост и бдение; другие  нестяжательность и презрение всех вещей; иные отшельничество или удаление в пустынь; иные — человеколюбие. Когда, таким образом, все высказались, стал говорить блаженный Антоний.

“Все сказанное вами  спасительно и необходимо для ищущих Бога и желающих прийти к Нему. Но дать первенство какой-либо из указанных вами добродетелей не позволяют опыты падения преуспевавших в них. Ибо и отличавшиеся строгими постами и бдениями, и пребывавшие неисходно в пустынном уединении, и доходившие до крайней степени нестяжательности, и щедрые милостынодавцы попадались в сети врага и падали. И причина этому, думаю, не другая какая была, как НЕДОСТАТОК РАССУДИТЕЛЬНОСТИ. Ибо она научает человека идти царским путем, избегая опасных крайностей... В Евангелии она называется оком и светильником души: “светильник телу, говорит Господь, есть око. Аще убо будет око твое просто (цело, здраво), все тело твое светло будет; аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет” (Мф. 6, 22-23).

...Когда же у кого недостает такой рассудительности, тогда дела его и помышления, не будучи строго обсуждаемы, текут, как течется, и тут враг успевает подставить ему кажущееся добро вместо истинного, и, прикрывая им ров или сеть, ввергает в них и погубляет его”.

 
Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин

Решение св. Антония подтверждается бесчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона (отшельника)... Еще: в Месопотамии одного воздержника и уединенника враг довел до беспрекословной веры снам и, представив ему в сновидении два народа: христианский с апостолами и мучениками во мраке, бесславии, скорби и плаче,  и иудейский с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании,  склонил перейти в иудейство и принять обрезание. Довольно и этих примеров, чтоб убедиться, что нерассудительность есть открытая дверь к падениям и пагубе».


Как приобрести рассудительность?

«Рассудительность есть дар Божий, который, однако ж, надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свое  на рассуждение опытнейших отцов. Это  самая мудрая школа рассудительности, в которой научаются добре рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют особой к тому способности...

Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коею первым доказательством служит  открывать отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу... Такое действование и способствует безопасно пребывать на правом пути и охраняет от всех сетей диавольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а по совету преуспевших, невозможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей.

Враг не любит света; почему откровение злых помыслов тотчас, как они открываемы бывают, разгоняет их и истребляет... Это подтверждается многими и премногими примерами и опытами».

Авва Серапион, в новоначалии, тайком от аввы брал себе сухой хлеб и съедал. «Я делал это очень долгое время; и страсть овладела мною так, что я не мог одолеть ее. Совесть осуждала меня; я же стыдился сказать об этом авве».

(И лишь после он, случайно услышав от старца наставление другим братьям о вреде утаивания помыслов, раскаялся, упал к его ногам, вынул из-за пазухи хлебец, который обыкновенно крал, и просил о помиловании.)

Бес оставил его, и «показалось, будто горящий факел вышел из недр моих и наполнил всю келлию зловонием, так что присутствующие думали, что горит сера... И с тех пор даже на мысль мне не приходило прежнее пожелание».

И сам Павел, хотя «Господь Сам призвал его», отсылается к Анании, «чтобы у него научиться пути истины... Так очевидно, что Господь никому не открывает пути к совершенству, кроме руководимых к оному духовными отцами, как и чрез пророка говорит: “вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе” (Втор. 32, 7)».



Святой Варсонофий Великий

Еще из святого Варсонофия Великого
(Добротолюбие, т. 2)

О борьбе помыслов

«Когда тебе представляется какое-либо дело по Богу, а противоположный помысл сопротивляется ему, то из этого самого познается, что дело то действительно есть по Богу. Но приложи молитву  и смотри: если в то время, когда будешь молиться, сердце твое утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется; тогда,  будет ли оставаться противоположный помысл, докучающий тебе, или нет,  знай, что дело то  по Богу, ибо благому непременно бывает прискорбное сопротивление по зависти диавольской; но оно (благое) молитвою берет над этим верх.

Если же кажущееся добро будет внушено диаволом, а притом будет и сопротивление, от него же происходящее, тогда молитвою и самое мнимое добро умаляется, и вместе с ним мнимое сопротивление. В таком случае очевидно, что враг сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез это самое обольстить нас принять сей помысл за добро».

(См. еще о смущении  после аввы Дорофея.)


Трижды помолиться

«Когда не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле; и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос так и поступить, ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.

...Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (Мф. 26, 39-44)».

Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. – М.: Правило веры, 2008.




17 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.