О причащении Святых Христовых Тайн в дни Светлой пасхальной седмицы

О причащении Святых Христовых Тайн в дни Светлой пасхальной седмицы
Краткий историко-канонический обзор

Данная статья посвящается вопросу, который достаточно часто волнует многих православных христиан. Это вопрос о причащения Святых Христовых Таин в дни Светлой Пасхальной седмицы. Разрешение ее оказывается в наше время не такой уж простой. Но чтобы ее все-таки правильно и богоугодно решать, нам следует обратиться и к учению Церкви Православной о Святой Евхаристии, о подготовке к ней, а также к священным канонам и комментариям святых Отцов Церкви. Тем самым перед нами предстанет в полном объеме картина, которая даст возможность для епископа и священника в более или менее правильном, церковном русле, а не по исключительно личному произволу, мнению решать, как оказывается, не совсем легкий вопрос. Это связано еще и с тем, что, принимая решение о причащении или непричащении человека в наши дни, пастырю следует учитывать и ту атмосферу, обстановку, в которой оказывается сегодня каждый православный христианин: повсеместно враждебная христианству, нравственным принципам христианской жизни активная пропаганда греха и разнузданности.

1. Краткое изложение святоотеческого учения о Евхаристии

Причащение Святых и Животворящих Таин Христовых является средоточием жизни православного христианина. И согласно учению еще ранних Отцов Церкви собрание христиан предполагает, прежде всего, совершение Божественной литургии, то есть Божественной Евхаристии, и причащение Святых Таин Христовых [1]. Сама Божественная Евхаристия, Святое причащение является, по словам свт. Симеона Солунского, «завершением всякого совершения и печатью всякого Божественного Таинства» [2]. Ибо, по учению многих святых Отцов Церкви, при условии достойной подготовки к принятию Тела [3]  и Крови Христа Спасителя человек становится сотелесным и сродным Христу [4], сыном Божиим по благодати [5]. «Причащением же это Таинство называется потому, что через него мы делаемся причастниками Божества Иисуса. Еще называется оно общением, и воистину есть (общение) потому, что через него мы входим в общении со Христом и делаемся причастниками Его плоти и Божества» [6], – пишет прп. Иоанн Дамаскин, один из первых отцов-систематизаторов учения Церкви, своего рода протокатехизиса. Во время причащения Таин Христовых человек преискренне, то есть самым тесным образом, соединяется со Христом Воскресшим, переживает во глубине своего сердца таинство собственного воскресения, соделываясь причастником Воскресения Христова. Однако причащение Таин Христовых должно совершаться не механически, не по личному дерзновению и произволу. Оно требует от человека как внешней, так и внутренней подготовки. К внешней стороне подготовки относятся: пост, пребывание в дни подготовки на богослужении, в особенности накануне Божественной литургии, во время которой мы собираемся приступить ко Святым Таинам. К внутренней стороне относятся: покаянное чувство, внимательное отношение к своим поступкам и чистосердечная исповедь перед духовником.

2. Достойное и недостойное причащение Святых Тайн Христовых

В Священном Писании мы встречаемся с важными замечаниями о том, как мы должны приступать к Таинам Христовым, или «Вечери Господней». Апостол Павел рекомендует перед Святым причащением каждому христианину: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 27).Что означают эти слова апостола Павла «испытывать себя»? Свт. Иоанн Златоуст в своем комментарии на эти слова апостола Павла, прежде всего, подчеркивает, что апостол Павел всегда останавливается в своих посланиях не на второстепенных вопросах, а на «предметах весьма необходимых и настоятельных» [7]. В особенности это касается данного случая, потому что речь идет «о Таинствах», то есть о «Вечери Господней», причащении Святых Таин Христовых. Здесь апостол Павел согласно свт. Иоанну Златоусту указывает на важный критерий для осознания достойности причащения Таин Христовых – «приступать к ним с чистою совестью». Именно так решается вопрос о достоинстве или недостоинстве причащения Таин Христовых. Свт. Иоанн подчеркивает, что не тот или иной церковный праздник, «когда приступают все», является необходимым условием для причащения Таин Христовых, а «приготовление, очищение от всего злого и с полным благоговением». Свт. Иоанн также расшифровывает смысл и содержание слов «с чистою совестью»: «…нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных пожеланий я разумею,  говорит Вселенский учитель и святитель, – как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность и вообще все порочные наклонности» [8]. Следует обратить наше внимание на слова свт. Иоанна о том, что человек перед причащением Святых Таин Христовых должен обращать должное внимание на свои внутренние расположения души: являются ли они порочными, то есть страстными и греховными, или нет. И далее он говорит: «Приступающему должно очиститься от всего этого и тогда уже касаться этой чистой жертвы, а не с небрежением и леностью как бы по принуждению приступать ради того, что случился праздник». Следовательно, причащение для христианина не должно быть чем-то вынужденным, совершаемым по необходимости, в силу каких-то чисто внешних обстоятельств, быть некой данью обычаю. Под подлинным праздником необходимо христианину понимать не внешнее празднование какого-то, пусть даже церковного, праздника, а внутреннее состояние души в виде «сокрушения и готовности». «Праздник, – подчеркивает свт. Иоанн Златоуст, – есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и приступать» [9].  

Прп. Симеон Новый Богослов, богослов Божественного Света, мистик и тайноводитель, еще более ярко раскрывает смыл слов апостола Павла о том, что значит достойно и недостойно причащаться Таин Христовых. Он пишет: «Святая преподается святым, как говорят и проповедуют это каждодневно все иереи. Взывая велиим гласом (о, когда бы они говорили это и себе самим!), а прочие слышат то от иереев возглашающих: святая святым. Итак, что же? Кто не свят, тот уже и недостоин? Нет, не так. Но кто не исповедует сокровенностей своего сердца, кто не показывает достойного покаяния в этом и том, в чем согрешал в неведении, кто не бывает всегда в слезах и печали и не подъемлет тех подвигов, о коих мы сказали выше…» [10].   К этим подвигам прп. Симеон относит всякого рода злострадания, печаль и болезнование души, алчбу, жажду, бдения, сухоядение, взывания к Богу от всего сердца и т.д. Все эти подвиги делают христианина – подвижника по расположению своей души – не привязанным умом к миру, его утехам, чуждым его тленным ценностям, некой «птицей, одиноко сидящей на кровле» [11]. Высота требований прп. Симеона Нового Богослова лишь кажется недостижимой для исполнения. Этой высоты человек достигает при поэтапном своем духовном становлении, по мере своего духовного роста, преуспеяния. И это преуспеяние, по мысли прп. Симеона Богослова, а также согласно учению всех Отцов подвижников возможно при «утверждении на камне послушания духовным отцам, слушая заповедуемое ими, как из уст Божиих» [12] . Необходимо также отметить, что возражения против необходимости подвижничества как спасительного образа жизни со стороны некоторых и при этом использовании в качестве аргументации, что подвижничество и аскетизм – это явления исключительно монашеского происхождения, разбиваются о столь разоблачающие эту точку зрения слова апостола Павла: «В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе…кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал?» (2 Кор. 11: 27, 29). Очень часто предается забвению тот факт, что монашество по своей сути является выражением апостольского образа жизни.

Итак, издревле в Церкви Христовой к Евхаристии было самое благоговейное отношение, которое не допускало формализма и некоего рода начетничества. В Евхаристии видели центр жизни Церкви Христовой, а так называемые «церковные собрания» были, прежде всего, собрания ради Евхаристии. Согласно древнему обычаю Божественная Евхаристия всегда совершалась преимущественно в день Господень, то есть в воскресный день. Но к этой величайшей святыне, соединению со Христом, христиане всегда готовились очищением своей совести. «Поэтому будем приступать со всяким страхом, чистою совестью и несомненной верой…Почтим таинство всякой чистотой душевною и телесною, ибо оно двояко» [13], – призывает прп. Иоанн Дамаскин.

Указания священных канонов Православной Церкви о днях пасхальной недели

Что же касается дней Светлой Седмицы, то она в сознании Православной Церкви мыслится как один день Господень, день Святой Пасхи Христовой [14]. Об этом вполне ясно говорится в комментариях авторитетных византийских канонистов 66 правила VI Вселенского Собора. Так, Феодор Вальсамон пишет: «Седмица, следующая по святом Воскресении Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, во всем почитается как один день Господень» [15]. Это дни особо торжественные и праздничные. Мы немного скажем и о самом характере празднования христианами праздников. Свт. Григорий Богослов подчеркивает, что праздники христиан, прежде всего, носят духовный, а не плотской характер, что их отличает от иудеев и от эллинов. Ибо языческие праздники древних греков всегда сопровождались оргиями и являлись причиной и поводом для разнузданности, разгула страстей и разного рода даже постыдных грехов: «Празднуем и мы, но как угодно Духу (в отличие от эллинов): а ему угодно, чтобы мы или говорили, или делали что-либо подобающее. И праздновать значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие» [16]. «Торжествует и иудей,  говорит вселенский святитель в другом слове но по букве; празднует и эллин, но в угождение демонам: а у нас как все духовно: действие, движение, желания, слова, даже походка, и одеяние, даже мановение, потому что ум на все простирается и во всем образует человека по Богу; так духовно и торжествование и веселие» [17].  

В связи с этим и празднование Пасхи Христовой и последующей Пасхальной недели заключается вовсе не в обильной трапезе и разговлении, а, прежде всего, в духовном приобщении ко Христу Воскресшему. Именно это и подчеркивает 66 правило VI Вселенского Собора. Им Церковь Христова призывает всех христиан прекратить всякого рода увеселения и развлечения и призывает: 

«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели новой во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, в псалмех, пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся». То есть святые Отцы Пято-Шестого Собора призывают всех православных христиан к духовному напряженному образу жизни в эти святые дни: постоянно находиться за праздничным богослужением, прилежно изучать Священное Писание. Прп. Никодим Святогорец в своем «Пидалионе», авторитетнейшем сборнике канонических правил Православной Церкви с комментариями и пояснениями, говорит, что «данное правило определяет, что все христиане в эту неделю должны пребывать в радости в церквах и праздновать Воскресение Господне с псалмами и песнопениями, и духовными песньми, внимая словам Божественных Писаний и причащаясь Божественных Таин» [18]. А в своем пояснении к комментарию на это правило прп. Никодим Святогорец более конкретен; он пишет о необходимости проведения этих святых дней «в святой жизни… прекращая гуляния, хороводы, забавы и другого рода неуместные деяния, которые совершаются» [19]

Сегодня нередко можно встретиться с двумя позициями, которые выражают отношение ко причащению Таин Христовых православных христиан в дни Светлой седмицы: обязательно часто причащаться без исповеди и соответствующей подготовки – это первая позиция; вторая – не допускать до причащения Таин Христовых в эти Пасхальные дни. Эти, совершенно очевидно, полярные точки зрения не соответствуют ни духу празднования Пасхальной недели, ни тем более букве 66 правила Пято-Шестого Вселенского Собора. Первая исключает всякую подготовку для причащения Таин Христовых вплоть до отказа от всякого воздержания в пище и исповеди, что в корне противоречит исконному отношению в Церкви Христовой ко причащению Святых Таин, и толкает человека на крайне дерзкий поступок, на причащение «в суд и во осуждение». Вторая лишает права, которое предоставлено правилом Вселенского Собора, причащаться Таин Христовых. Объяснение ее сторонники видят в церковной практике Русской Церкви Синодальной эпохи крайне редко приступать ко Святому причащению (только в посты) и святоотеческом воспитании в верующих крайне благоговейного отношения к Евхаристии. А поэтому приступать ко причащению Святых Таин можно только после подготовки, подвига, аскетических трудов. И нет необходимости в посте и особых аскетических трудах и подвигах во время Светлой седмицы, когда пост воспрещен. 

Правило 66 Пято-Шестого Вселенкого Собора, если обратить внимание на ее рекомендации о том, как проводить дни Светлой Пасхальной недели, вопреки мнению сторонников непричащения в дни Пасхальной недели, предписывает «наслаждаться Святыми Таинами». А греческий подлинный текст говорит не просто о наслаждении Святыми Таинами, а о «καί τῶν ἁγίων μυστηρίων κατατρυφῶντας», то есть наслаждаться ими «особо». Тем не менее это предписание не отменяет подвига поста, говения, воздержания, молитвы. И это подтверждается словами о характере празднования христианами праздников свт. Григория Богослова, которые мы приводили несколько ранее, где говорится о праздновании духовном. Феодор Вальсамон, Патриарх Антиохийский (XII в.) [20]  пишет: «Святые Отцы определили, чтобы мы не так праздновали эту пасхальную седмицу, но боголюбезно и по возможности свято, то есть упражнялись в церквах и питали себя божественными песнопениями, и поелику сделались достойными праздновать Воскресение Господа, то чтобы совоскресли Воскресшему и Возведшему нас на небо Христу Богу нашему». В этих словах мы находим тот столь необходимый святоотеческий синтез между подвигом, то есть святостью жизни, и причащением Святых Христовых Таин. Ибо только такой полноценный синтез между подвигом, святым образом жизни, чистой совестью и причащением Таин Христовых и является гарантом «воскресения со Христом и вознесением». Он опровергает всякие либеральные и обновленческие тенденции в отношении причащения в дни Светлой недели без исповеди и подготовки. Более того, далее Феодор Вальсамон пишет: «И так заметь, что все верные должны быть готовы приобщаться Святых Таин каждый день, если возможно, как об этом и прежде сказано в других правилах» [21]. Слова «готовы приобщиться» указывают на важность именно подготовки ко Святому причащению. Это слово, исходя из приводимых нами святоотеческих комментариев, включает в себя все те средства и способы, существующие в Церкви, которые направлены на «очищение совести человека». И к этому первоочередному средству, вне всякого сомнения, относятся покаяние и исповедь. Недопонимание важности и необходимости этого Таинства перед причащением Таин Христовых некоторыми клириками и епископами как самого действенного средства для «очищения совести» приводит лишь к активизации процессов разлагающей секуляризации внутри Церкви. Пастырь Церкви Христовой должен учиться сам и учить других правильной духовной жизни, которая всегда основывается на православной вере, аскетическом образе жизни и глубоком покаянии. 

Источник: игумен Симеон (Гаврильчик), насельник Свято-Троицкой-Сергиевой лавры
Светлая седмица, Пасха Христова, 2016 год

Примечания

[1] См. свщмч. Дионисий Ареопагит. О священной иерархии 3, 1.      
[2]  Συμεών Θεσσαλονίκης, Περὶ τοῦ τιμίου νομίμου γάμου, PG 155, 512D.      
[3]  Прп. Ионн Дамаскин. Творения. – СПб., 1913. Точное изложение Православной веры (Далее De fide), кн. IV, XIIIб. С. 309–314.      
[4]  Свт. Кирилл Александрийский, прп. Иоанн Дамаскин. De fide. IV, XIII, прп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. LVIII, с. 261: «Соединяясь же, мы делаемся единым домом, т.е. все мы сродники, все мы братья Твои». Свт. Григорий Палама. Триады, 1, 3, 2, 8.      
[5]  Прп. Иоанн Дамаскин. De fide, XIII. С. 313.      
[6]  Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. сочин. С. 313.      
[7] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. – СПБ., 1905. Т. 10, кн. 1. Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам. С. 276.      
[8]  Там же. С. 277.      
[9] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. – СПБ., 1905. Т. 10, кн. 1. Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам. С.277.      
[10]  Прп. Симеон Новый Богослов. Творения. – М., 1890. Т. 2. Слово 75. С. 275.      
[11]  Там же. С. 274.      
[12]  Там же. С. 519.      
[13] Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. сочин. С. 312.      
[14]  См. толкования на 66 правило, а также Πηδάλιον, σελ. 228–229.      
[15]  Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. – М., 1877. С. 499.      
[16]  Свт. Григорий Богослов. Творения. – СПб., изд-е Сойкина. Т. 1.Слово 41. На святую Пятидесятницу. С. 575.      
[17]  Там же. Слово 11, брату свт. Василия Великого. С. 197.      
[18] Πηδάλιον., σελ. 229.
[19]  Там же.
[20]  Феодор Вальсамон, Патриарх Антиохийский (XII) [греч.] – ученый, писатель в области Церковного права. Всю жизнь прожил в Константинополе, оставаясь там даже тогда, когда был избран на Антиохийскую Патриаршую кафедру, поскольку Антиохия была под властью крестоносцев. Важнейшим сочинением Ф.В. являются его толкования на Номоканон свт. Фотия, Патриарха Константинопольского.
[21]  Правила Святых Вселенских Соборов с комментариями.
 



30 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...