О прелести и о других предметах

О прелести и о других предметах

Митрополит Вениамин (Федченков)

Из святого Григория Синаита
(Добротолюбие, т. 5)

«Смотри, я хочу дать тебе ТОЧНОЕ ВЕДЕНИЕ О ПРЕЛЕСТИ, чтоб ты берегся от нее и, по неведению, не причинил себе большего вреда и не погубил души своей. Ибо самовластие человеческое легко склоняется на сторону врагов, особенно у неопытных, как ими неутомимее преследуемых. Близ и около новоначальных и самочинных бесы обыкновенно распростирают сети помыслов и пагубных мечтаний и уготовляют рвы падений, так как град их находится еще под властию варваров. И нечего дивиться, если кто из них заблудился, или выступил из ума, или принял и принимает прелесть, или видит, что чуждое истины, или говорит что неподобающее, по неопытности и неведению. Часто иной, разглагольствуя об истине от невежества своего, говорит одно вместо другого, не умея сказать правильно, как дело есть (по истине), и тем приводит в ужас слушающих, а на безмолвников наводит поношение и смех, неразумным своим действованием. (Тем более) в том, что новоначальные ошибаются... ничего нет дивного: так случалось со многими, Бога ищущими, и ныне, и в прежние времена» [с. 241].

Итак, обещается ТОЧНОЕ ВЕДЕНИЕ.


Святой Григорий Синаит

Помоги, Господи, уразуметь его.

1) «Ты, если добре безмолвствуешь, чая с Богом быть, НИКОГДА НЕ ПРИНИМАЙ, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме. Ум и сам по себе естественную имеет силу мечтать и может легко строить призрачные образы того, что ВОЖДЕЛЕВАЕТ, у тех, кои не внимают сему опасно и таким образом сами себе причиняют вред. Также и память о добрых и худых вещах обыкновенно вдруг печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание».

2) «Потому внимай, да не поверишь чему-либо, увлекшись тем, ХОТЯ БЫ ТО БЫЛО ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ, прежде вопрошения опытных и полного исследования дела, чтоб не потерпеть вреда; но будь всегда недоволен сим, храня ум бесцветным, безвидным и безобразным. Часто и то, что было послано Богом, к испытанию для венца, во вред обращалось многим. Господь наш хощет испытать наше САМОВЛАСТИЕ, куда оно клонится. Но узревший что-либо мысленно или чувственно и приемлющий то без вопрошения опытных, легко, — хотя то и от Бога есть (было бы), — прельщается или имеет прельститься, КАК СКОРЫЙ НА ПРИЯТИЕ ПОМЫСЛОВ».

3) «Сего ради новоначальному надлежит внимать сердечному действу (то есть работе над душою своею), как незаблудному, все же прочее не принимать, до времени умирения от страстей. Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не приимет того, что от Него есть, без вопрошения и должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого, ХОТЯ НА НЕКОТОРЫХ И НЕГОДОВАЛ» [с. 242-243].

Не всякого вопрошать, однако.

4) «Впрочем, не всех вопрошать надо; но ОДНОГО того, кому и других управление вверено, кто жизнию блистает и кто, будучи беден, многих богатит, по Писанию (2 Кор. 6, 10). Многие неопытные повредили многим неразумным, за коих суд приимут по смерти (сие страшно!). Ибо не всем принадлежит руководить и других, но тем, коим дано божественное рассуждение, по апостолу (l Кор. 12, 10), именно “рассуждение духовом”, отличающее лучшее от худшего мечом слова.

Каждый имеет свой разум и свое рассуждение естественное, деятельное (практическое) или научное, но не все имеют рассуждение духовное. Почему премудрый Сирах и говорит: “мирствующии с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысящ” (б, б). Не мал же труд найти руководителя незаблудного ни в делах, ни в словах, ни в разумениях. Незаблуден ли кто, узревается из того, если он имеет свидетельство: а) от Писания — и на деяние и на разумение; б) смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать. Ибо немалый труд постигнуть истину явно и чисту быть от того, что противно благодати, потому что диавол обычай имеет, особенно для новоначальных, представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное» [с. 243-244].

Потому, потребна опасливая бдительность.

«Тщащийся достигнуть чистой молитвы в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих, в скорбном сокрушении и боязливом опасении, как бы не попасть в ад или не отпасть от Бога и отлучену быть от Него ныне или в будущем. Ибо диавол, когда увидит кого, в плаче живущего, то не замедляет там, боясь смирения, порождаемого плачем.

Если же кто мечтает достигнуть высокого (состояния) с самомнением, не истинное, а сатанинское имея желание, то такого удобно опутывает он сетями своими, как раба своего. Почему величайшее есть оружие — держать (себя) в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, ИЗБРАВ РАДОСТОПЕЧАЛИЕ» [с. 244].


Отчего же прельщаются?

«Если же некоторые совратились, повредившись в уме, то знай, что они пострадали это ОТ САМОЧИНИЯ И ГОРДОСТИ. Ибо в послушании с вопрошением и смиренномудрием ищущий Бога никогда не потерпит вреда благодатию Христа, всем человекам спастися хотящего. Если же и случается с таким искушение, то это бывает для испытания и увенчания и сопровождается скорою помощью от Бога, попускающего сие, имиже весть судьбами. Ибо кто право живет и безукоризненно обращается со всеми, удаляясь от чело- векоугодия и высокоумия, тому, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения весь бесовский полк, это не повредит, — как говорят отцы. Которые же самонадеянно и самовольно действуют, эти и вреду удобно подвергаются. Почему безмолвствующий должен всегда держать царский путь. Ибо излишество во всем сопровождается обычно самомнением, а за этим последует прелесть.

Три добродетели должно точно соблюдать в безмолвии и каждый час испытывать, всегда ли пребываем мы в них, чтоб, как-нибудь быв окрадены забвением, не стали мы шагать вне их. Они суть следующие: воздержание, молчание и самоуничижение, то есть смирение. Они одна другую поддерживают и хранят; молитва от них рождается и возрастает непрестанно» [с. 244 — 245].

(Все это говорится о безмолвниках, но в известной степени относится и ко всякому, в духовной клети пребывающему.)

«Что делать, когда бес преобразуется в ангела света и прельщает человека?» (вопрос ясно поставлен).

«Для этого человек имеет нужду в БОЛЬШОЙ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, чтоб добре распознавать различие добра и зла.

Итак: 1) Не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты ИСПЫТЫВАТЬ И РАССМАТРИВАТЬ, А ПОТОМ ВЕРИТЬ.

2) Ведай, что ДЕЙСТВА БЛАГОДАТИ ЯВНЫ, и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно — ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни пресечения похоти и страсти, — кои суть действа благодати.

Бесовские же действа суть — надмение, высокоумие, устрашение(!) и всякое зло. По таким действиям можешь распознать, от Бога ли воссиявший в душе твоей свет или от сатаны...

...Душа, если имеет рассуждение, умным чувством может распознавать дары Духа Святаго и призрачные мечтания сатаны» [с. 245-246].

И еще он же:

«Все, приходящее в душу, говорят отцы, чувственное ли то или духовное, КОЛЬ СКОРО СОМНЕВАЕТСЯ В НЕМ СЕРДЦЕ, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага... ЧТО ОТ БОГА, ТО САМО СОБОЮ ПРИХОДИТ, говорит СВ. Исаак Сирин, тогда как ты и времени того не знаешь...

Благодать дает сердечную теплоту, попаляющую страсти, отраду и радость вселяющую в сердце непоколебимым возлюблением и утверждающую сердце несомненным удостоверением» [с. 252].

Вот это признак — достаточно ясный. Немного стало проясняться, с Божиею помощью, за молитвы святых отцов.



Преподобный Ефрем Сирин 


Из святого Ефрема Сирина 
и святого Варсонофия Великого

«Бог требует от нас только РЕШИМОСТИ, и Сам подает нам силы и дарует победу. “Защититель бо есть уповающих на Него”» (Пс. 17, 31).

Его же. «Слушай главу своего». «Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает его хорошим, то покорись ему о Господе. Входить (же) в скорби, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения... “Приимите наказание, да не когда прогневается Господь” (2, 12)» (св. Ефрем Сирин).


Преподобный Варсонофий Великий

«Предание себя в волю Божию охраняет человека от смущения, что бы ни случилось. Но смущение все же может подступать и препятствовать принять случившееся благодарно и с радостью. В таком случае надо вести брань с сим смущением, оживляя преданность в волю Божию восстановлением убеждения, что все — от Бога и что все, бывающее от Бога, благо для нас. Ничто доброе не совершается одним нашим старанием, но силою и волею Божиего. Однако ж и от нас Бог требует старания, сообразного с Его волею, а не на какой-либо хитрости и лжи основанного, что происходит от лукавого» (св. Варсонофий Великий).

«Это благоухания ведения в человеке, — если во всяком случае ВИНИТ ОН СЕБЯ САМОГО, и, виня себя, не осуждает другого, впадшего в ту же погрешность» (св. Ефрем Сирин).


Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. – М.: Правило веры, 2008.




16 Апреля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...