О предначинательном псалме

О предначинательном псалме

Прот. Глеб Каледа [1]

Сегодня на предначинательном псалме мы слышали слова пророка Давида: «Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́: во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́: одея́йся све́том я́ко ри́зою, простира́яй не́бо я́ко ко́жу…» (Пс. 103, 1-2).

В русском переводе в этом тексте сказано: «Простираешь небеса, как шатер». И эти слова говорят об очень многом. Когда мы над ними задумываемся, мы чувствуем и величие Творца, и ту греховность человеческую, тот эгоизм и страсть наслаждения, которые грозят привести к концу природы и погубить и род человеческий, и близких к нам тварей земных. Ведь по существу наша жизнь охраняется тонким шатром озонового слоя. По своей сути шатер призван защищать человека от бури и напасти. Кто жил в шатре, кто жил в юрте и бывал в ней, тот знает значение шатра. А мы его разрушаем. Это наша безответственность.

Мы должны постоянно помнить о красоте творения Божия и воздавать Ему хвалу за это. И учить детей видеть многообразие и чудо природы. Маленькая деталь: выйдите в парк с ребенком, выйдите сами в лес, в луга, посмотрите на удивительное многообразие и красоту зеленого цвета. Дети рисуют одним цветом – зеленым, а каково многообразие и разнообразие этого цвета! Вот научитесь восторгаться и любить природу. Возьмите детей, соберите листья осенью, положите их немного посушиться, прогладьте их, а потом постучите по ним простой платяной щеткой и покажите ребятам – они же ахнут от красоты рисунка жилок листа, которая откроется перед ними. Удивительно творение Божие – у каждого листа свой неповторимый рисунок прожилок, который виден, если мы раскроем его тем способом, о котором я говорил. И, вероятно, особенно важно видеть вот эту окружающую нас красоту нам, городским жителям, да, впрочем, и сельским.

И вот когда читаешь слова 103 псалма: «Восхо́дят го́ры, и нисхо́дят поля́, в ме́сто е́же основа́л еси́ им. Преде́л положи́л еси́, его́же не пре́йдут, ниже́ обратя́тся покры́ти зе́млю. Посыла́яй исто́чники в де́брех, посреде́ гор про́йдут воды. Напая́ют вся зве́ри се́льныя, ждут она́гри в жажду свою. На тых пти́цы небе́сныя привита́ют, от среды́ ка́мения дадя́т глас» (Пс. 103, 8-12) [2], то невольно вспоминаешь горы с их ледниками, с их удивительными ущельями, с той красотой, которая тебя там охватывает. И когда мы находимся посреди природы Божией, высоко в горах, то и мысли наши становятся чище: мы отходим от суеты человеческой.

Давид Псалмопевец.jpg

Святой царь и пророк Давид Псалмопевец. 
Худ. 
– Д.А. Безбородова

А когда попадаешь в тайгу в Удмуртии (и там есть удивительные полянки, и лиственницы стоят, как подсвечники), то думаешь: вот на этой полянке служить бы Литургию, и тебе не надо сводов храма. А мы часто проходим мимо нашей природы, не думая об этой красоте, не думая, что это все – творение Божие, и мы ответственны за это творение.

Удивительные слова сказаны во второй главе Библии: «И не было человека для возделывания земли» (Быт. 2, 5). Значит, человек был призван, чтобы продолжать дело Божие на земле, украшать землю. В другом месте Библии говорится: «Посажу в пустыне мирту <…> в степи кипарис <…> рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие» (Ис. 41, 19-20). Значит, мы призваны на землю, чтобы продолжать Божие дело украшения земли, облагораживания ее, чтобы войти в труд Господень, и человек, созданный по образу и подобию Божию, создан с возможностью творчества. А вот – другие слова Библии, написанные много позже этих слов. В Откровении св. Иоанна Богослова говорится о карах, последовавших за греховными деяниями рук человеческих, и об отсутствии раскаяния (напр., Откр. 9, 20). И получается, что земля проклята благодаря нашей греховности…

Потрясающую книгу написал Ламарк; она была издана уже после его смерти, в 1829 году. Он писал: «Человек, по своему эгоизму, по страсти к наслаждению, изуродует ту землю, на которой живет, подготовляя гибель себе и себе подобным». И, вероятно, нам надо и хвалить Бога за творение, и думать о нашей ответственности, об окружающих нас, об окружающей нас природе – творении Божием, ибо мы владыки ее, по слову Божию, и ответственны за тварей, которые живут вместе с нами.

Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже.


Источник: Каледа Г., прот., проф. Полнота жизни во Христе / Собр. проповедей. – М.: Изд-во Зачатьевского монастыря. С. 144-148.


Примечания

[1] Протоиерей Глеб Александрович Каледа́ (2.12.1921 – † 1.11.1994) родился в Петрограде; с 1927 г. его семья живет в Москве. Его родители, Александр Васильевич и Александра Романовна, принимали живое участие в жизни гонимой Церкви, оказывали помощь жертвам репрессий. Еще подростком Глеб Каледа по поручению старших отыскивал в Подмосковье преследуемых священников или их семьи, передавал им посильную помощь.

С начала войны призванный в армию, он с декабря 1941 г. по сентябрь 1945 г. находился на фронте. Гвардии рядовой ракетных войск Глеб Каледа сражался при Волхове и Воронеже, был участником Сталинградской битвы с первого до последнего ее дня, был на Курской дуге, штурмовал Кенигсберг. Награжден боевыми орденами и медалями.

В 1945 г. Г. А. Каледа поступил в Московский геолого-разведочный институт, который окончил с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. – докторскую. Опубликовал свыше 170 научных работ, много лет отдал экспедиционной работе, был известным педагогом, профессором.

В 1951 г. он женился на Лидии Владимировне Амбарцумовой, дочери своего первого духовника, расстрелянного в 1937 г. в Бутово. Четверо из его детей получили медицинское образование, двое – геологи. Сейчас среди них – настоятельница монастыря и супруга священника, священник и церковный староста, геолог и врач.

В 1972 г. Г. А. Каледа был тайно рукоположен во иереи митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом). Алтарь домашней церкви о. Глеба был освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. В 1990 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II он стал священником Московской епархии. Служил в храме Илии Обыденного, затем – во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в отделе религиозного образования и катехизации: основал катехизаторские курсы, преобразованные затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт. Занимался лекционной деятельностью в Москве и во многих городах России. Стал первым московским священником, работавшим в тюрьмах, первым настоятелем тюремного храма, восстановленного при его активнейшем участии в Бутырской тюрьме.

Среди его богословских работ – статьи по апологетике, православному воспитанию и образованию, печатавшиеся в «Журнале Московской Патриархии», в журналах «Православная беседа», «Путь Православия», «Альфа и Омега», «Наше наследие», «Человек и закон». О. Глеб – автор книг, распространявшихся в свое время в «самиздате»: «Библия и наука о сотворении мира», «Домашняя церковь» (о христианской семье); первую из них он начал перерабатывать в серию статей, предназначенных для журнальной публикации. Кроме того, в его наследии – рукопись «Очерки жизни православного народа в годы гонений».

Последней прижизненной публикацией о. Глеба стала статья «Туринская плащаница – предмет пререканий», опубликованная в «Альфе и Омеге» (№ 2, 1994 г.), в которой он подвел итог своих многолетних изысканий на эту тему. После его кончины статья была выпущена отдельной брошюрой в издательстве «Зачатьевский монастырь»; в сокращенном виде неоднократно перепечатывалась другими изданиями. Можно утверждать, что точка зрения священника и ученого Глеба Каледы на Туринскую плащаницу за два прошедшие года стала основополагающей в этом вопросе.

[2] В синодальном переводе: «Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут воды, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос».


Теги: проповеди
6 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...