О пребывании в Троице-Сергиевой Лавре нареченного Патриарха Тихона

О пребывании в Троице-Сергиевой Лавре нареченного Патриарха Тихона

В данной публикации приводится отчет посольства Священного Собора Православ­ной Российской Церкви 1917—1918 гг. о пребывании нареченного Патриарха Тихона в Троице-Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 года.

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно­педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Государственный контракт № 02.740.11.0577 от 22 марта 2010 г.

5 ноября 1917 г. в Храме Христа Спасителя состоялось всенародное торжествен­ное собрание для избрания и наречения Патриарха Московского и всея России. Подробности этого исторического события изложены в 36-м Деянии Священно­го Собора Православной Российской Церкви 1. Согласно акту о вынутии жребия, «Старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий 2, во время молебна ставший в мантии перед чудотворной иконой Богоматери, приняв благослове­ние Митрополита, трижды осенил себя крестным знамением, вынул из ковчеж­ца один жребий и вручил его Митрополиту Владимиру. Митрополит Владимир 3 предъявил нам и огласил пред лицом епископов, клира и народа имя избранного в Патриархи Митрополита Московского и Коломенского Тихона» 4.

7 ноября нареченный Патриарх Тихон в сопровождении архимандрита Кронида 5 и протоиерея П.Н. Лахостского 6 «отбыл в Троице-Сергеевскую Лавру, где в подвигах поста, молитвы и благочестивых размышлений приуготовлял себя к предстоящему ему великому и ответственному служению». В 6-м выпуске «Бо­гословского сборника» (М., 2000. С. 84-87) было опубликовано «Краткое опи­сание пребывания Патриарха Тихона в Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 г.», составленное наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священномучеником архимандритом Кронидом. Но данное описание оказалось лишь неболь­шой частью полного отчета о пребывании нареченного Патриарха Тихона в Лав­ре.

На 43-м заседании Священного Собора Секретарь Собора сообщил, что необходимо «послать посольство к нареченному Патриарху для приглашения его в Москву на торжество Патриаршего настолования. Соборный Совет поста­новил пригласить в состав сего посольства следующих членов Собора: митро­полита Петроградского Вениамина 7, архиепископа Кишиневского Анастасия 8, епископа Астраханского Митрофана 9, протоиерея А.В. Санковского 10, священ­ника И.Ф. Щукина 11, диакона М.А. Нечаева 12, Л.К. Артамонова 13, профессора И.В. Попова 14, С.А. Глухоту 15 и И.Н. Сперанского 16» 17. На этом же заседании было постановлено: «1) Назначить днем торжества настолования (интрониза­ции) избранного и нареченного Патриарха всея России Митрополита Москов­ского и Коломенского Тихона — 21 ноября сего года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. 2) Благословить ознаменовать день сего торжества це­лодневным колокольным звоном во всех храмах г. Москвы и тех городов России, в которые придет к этому дню сообщение о сем торжестве. 3) В прочих храмах Российской Церкви произвести целодневный звон в первый воскресный или праздничный день по получении известия о сем событии. 4) Со дня возведения на патриаршую кафедру избранного Патриарха всея России совершать помино­вение Его Святейшества (вместо Святейшего Синода) во всех храмах России в такой форме: “О великом господине нашем Святейшем Патриархе Тихоне”, при многолетствовании же возглашать: “Великому господину нашему Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России”» 18.

Согласно переданной в Святейший Синод сей выписки из протокола Свя­щенного Собора, от 17 ноября сего года за № 43, Святейший Синод 18 ноября 1917 г. за № 5891 постановил: «Изложенное в постановлении Священного Со­бора Православной Российской Церкви напечатать для исполнения по духовно­му ведомству в журнале “Церковные Ведомости” и в “Церковно-Общественном Вестнике”, а Преосвященному Дмитровскому Иоасафу 19, для должных распоря­жений, послать указ» 20.

Соборное посольство прибыло в лавру 18 ноября, Патриарх был ознакомлен с чином настолования, который был разработан особой Соборной комиссией во главе с архиепископом Анастасием 21.

Из публикуемого ниже документа мы более подробно узнаем о пребывании Патриарха в лавре. Кроме того, выяснилось, что уже в первые дни после своего избрания Патриарх Тихон был подвергнут гонению. Перед отъездом Патриар­ха Тихона в Москву, 18 ноября в лавре появился вооруженный отряд, который провел обыск в покоях Патриарха, произвел насилие над насельниками лавры, «товарищи» пообещали 20 ноября описать имущество лавры. Еще до выхода де­крета о национализации церковного имущества на сокровища лавры начали по­кушаться неизвестные лица.

Члену посольской делегации генералу Л.К. Артамонову поручили выяснить обстоятельства данного происшествия. После прибытия в Москву, 19 ноября ге­нерал Артамонов выполнил данное поручение. Новые большевистские власти уверили генерала, что власть не имеет никакого отношения к данному инци­денту, и имущество лавры пока останется неприкосновенным, о чем генерал и сообщил лаврской братии.

Ни одно благое дело не останется безнаказанным. Так, из протоколов Со­борного Совета от 16 декабря мы узнаем, что на Совете обсуждался следующий вопрос:

«4. Слушали: <...> а) сообщение Моск[овского] совета Р[абочих] и С[олдатских] Д[епутатов] от 29 ноября 1917 г. за № 636 с препровождением для информации копии отношения Военно-революционного комитета Сергиево-Посадского совета Р[абочих], С[олдатских] и К[рестьянских] Д[епутатов] о состо­явшемся постановлении комитета возбудить пред президиумом Моск[овского] совета Р[абочих] и С[олдатских] Д[епутатов] ходатайство о предании члена Со­бора генерала Л.К. Артамонова Военно-револ[юционному] суду, как дискреди­тирующего рабочую и крестьянскую власти; б) заявление ген[ерала] Л.К. Арта­монова с объяснениями по сему делу и с приложенной перепиской, относящейся к сему же делу и в) составленный членом Собора П.И. Астровым 22 проект ответ­ного сообщения в Моск[овского] совета Р[абочих] и С[олдатских] Д[епутатов], коим предлагается сообщить Московскому Совету рабочих и солдатских депу­татов, что заявление Члена Собора генерала Л.К. Артамонова Московскому Военно-Революционному Комитету от 19 ноября 1917 г. имело единственную цель просить принять меры к охране достояния Лавры, как это видно из самого текста заявления, в копии прилагаемого, без всякого намерения кого-либо дис­кредитировать или в чем-то обвинять.

Постановили: В случае надобности сообщить куда надлежать будет сле­дующее:

В ответ на информацию Моск[овского] совета Р[абочих] и С[олдатских] Д[епутатов] от 29 ноября 1917 г. за № 636, Соборный Совет удостоверяет, что как видно из самого текста поданного 19 ноября 1917 г. членом Собора Л.К. Артамо­новым в Московский военно-революционный комитет заявления, в копии при сем прилагаемого, таковое имело единственной целью принятие мер к охране достояния Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, без всякого намерения кого-либо дискредитировать или в чем-либо обвинять.

5. Слушали: Донесение настоятельницы Коломенского Успенско-Брусенского монастыря на имя генерала Л.К. Артамонова с выражением глубокой бла­годарности за его участие в охранении монастыря от разграбления.

Постановили: От имен Соборного Совета благодарить генерала Л.К. Арта­монова за его участие как в означенном деле, так и в деле ограждения достояния Троице-Сергиевой Лавры» 23.

Дело генерала Артамонова в 1917 г. не имело последствий, но это был первый эпизод в истории гонений на Церковь, когда ее верные сыны при отстаивании своих законных прав, даже провозглашенных новой властью, сразу же обвиня­лись в клевете на данную власть и подвергались гонениям.

Этот эпизод в Троице-Сергиевой Лавре мог бы показаться незначительным, если бы спустя два месяца такие же неизвестные «товарищи» не вошли в Киево­Печерскую Лавру, не обыскали покои митрополита Владимира, а потом ниче­го не подозревающего Владыку не вывели за ворота Лавры и там его злодейски убили.

Публикуется с сохранением особенностей документа

Публикация, вступительная статья, комментарии Н.А. Кривошеевой


Нареченный Патриарх Тихон в Троице-Сергиевской Лавре. Посольство к нареченному Патриарху от Священного Собора. Возвращение нареченного Патриарха в Москву

7-го Ноября нареченный Патриарх, Митрополит Московский и Коломен­ский Тихон, в сопровождении наместника Троице-Сергиевской Лавры Архи­мандрита Кронида и Члена Собора, протоиерея П.Н. Лахостского, отбыл в Троице-Сергиевскую Лавру, где в подвигах поста, молитвы и благочестивых раз­мышлений приуготовлял себя к предстоящему ему великому и ответственному служению.

На вокзале в Сергиевском Посаде нареченный Патриарх был встречен бла­гочинным Лавры. При полном звоне колоколов прибыл в обитель к Скорбящен- ской паперти при Троицком Соборе, где и встречен был ранее прибывшим с вок­зала Наместником Лавры Архимандритом Кронидом со всею старшею братиею в облачении и св[ятою] водою. Нареченный Патриарх, окропив себя св[ятою] водою, прошел к Царским вратам Собора, и, приложившись к местному чудот­ворному образу Св[ятой] Троицы и Богоматери, направился к раке св[ятых] мо­щей Преподобного Сергия. Склонившись на колена, он долго молился пред ра­кою и, приложившись к святым мощам, выслушал краткий молебен Преподоб­ному Сергию. После молебна он подошел к Царским вратам и преподал стоящей в Соборе братии и всему народу общее архипастырское благословение. Певчие пропели [«]исполла эти деспота[»].

Наместник Лавры Архимандрит Кронид, держа в руках святую икону «Явле­ние Богоматери Преподобному Сергию», обратился к нареченному Патриарху с краткою речью, в которой высказал, что обитель Преподобного Сергия при­ветствует нареченного Патриарха; радуется и духовно торжествует как по поводу прибытия его в Лавру, так и ввиду его избрания Патриархом. Далее о[тец] На­местник выразил особенную радость по поводу того, что нареченный Патриарх явился избранником народным; а голос народа есть голос Божий. И как некогда Матерь Божия посетила Преподобного Сергия, так теперь Она посетила и взы­скала Своею милостью его, нареченного Патриарха.

Нареченный Патриарх, приложившись к иконе, выразил обители Препо­добного Сергия благодарность за приветствие и за поднесенный святой дар — святую икону как благословение обители, являющееся для него утешением и напоминанием о милостях Богоматери и Святого Угодника Божия Преподоб­ного Сергия. Отметил нареченный Патриарх и то событие в жизни Преподоб­ного Сергия, когда Святителем Алексием ему был предложен сан Митрополита Московского, от какового сана Преподобный, однако, отказался. «Хорошо ли я поступил, — сказал нареченный Патриарх, — не отказавшись от избрания в Первосвятителя Русской Церкви. Единственным ответом на это с моей стороны может служить только то, что я, будучи избран по жребию, должен подчиниться Божественной воле, поставившей меня на столь ответственное дело». В заклю­чение нареченный Патриарх выразил благодарность обители и народу за радуш­ный прием и испросил молитв о нем. После сего нареченный Патриарх, благо­словив братию и народ, каждого в отдельности, прошел в часовню трех мощей и храм Преподобного Никона. Из сего храма Владыка направился в свои покои для пребывания в Лавре. В 6 часов вечера Владыка прибыл в Троицкий Собор ко всенощной, выходил на величание Архангелу Михаилу и на другой день служил литургию. 9, 10, а также 13, 14 и 15 Ноября он ежедневно посещал все церковные богослужения в Троицком Соборе. 11-го Ноября, в день памяти кончины Ми­трополита Московского Платона 24, нареченный Патриарх Тихон отправился в Вифанию, где присутствовал за заупокойной литургией, которую совершал На­местник Лавры с старшею братиею монастыря. По окончании обедни Владыка, облачившись, вышел для служения панихиды по Митрополите Платоне у его гробницы со всею братиею. После братской трапезы Владыка в сопровождении о[тца] Наместника вернулся в Лавру. 12-го Ноября служил в пещерном храме Черниговской иконы Божией Матери при Гефсиманском скиту Божественную Литургию и молебен вместе с Наместником Лавры, ректором Вифанской Ду­ховной Семинарии Архимандритом Германом 25 со старшею братиею Скита. За литургией сказал поучение. 12-го Ноября в воскресенье после вечерни наречен­ный Патриарх совершил в Троицком Соборе первый торжественный молебен с акафистом Преподобному Сергию со всею братиею установленный им особою грамотою во время своего пребывания в Лавре.

Эта грамота, данная 8-го Ноября, следующего содержания: «Духовному Со­бору Свято-Троицкой Сергиев [ой] Лавры. Тяжелую годину переживает ныне наша Родина. Беды и напасти отовсюду обдержат ю. Лютый внешний враг, вну­тренние распри и междоусобицы, отсутствие твердой власти, продовольствен­ная неурядица губят и раздирают наше отечество. Скоро от некогда великой, могучей и славной России останется одно лишь жалкое имя.

Благо и спасение Родины всегда были дороги и близки сердцу истинных Христовых отшельников. Пример сему подает нам наш отец и великий печаль­ник русской земли Преподобный Сергий, Игумен Радонежский. И мы, недо­стойные и многогрешные насельники Его святой обители, должны усугубить в настоящую лютую годину свои моления о спасении Родины.

Предлагаю Духовному Собору Лавры установить в воскресные дни после вечерни торжественное служение молебствия с пропетием Акафиста Преподоб­ному Сергию в Троицком Соборе.

Смиренный Тихон, Божиею милостью Митрополит Московский, Священно- Архимандрит Сергиевской Лавры, нареченный Патриарх всея России».

Установление такого молебна было вызвано тяжелым положением нашего Отечества. Преподобный Сергий неоднократно спасал Русскую землю от окон­чательной гибели; веруем с полным упованием, что и теперь Угодник Божий не оставит Русской земли без своей помощи. Акафист на этом молебне не чита­ется, а поется служащими и певчими попеременно. 13-го Ноября нареченный Патриарх отправился в Зосимову Пустынь, где с сыновнею радостью был встре­чен всею братиею пустыни. Пробыв там весь день и выслушав всенощное бде­ние, Владыка в тот же день в 7 часов вечера выехал из пустыни в Лавру. Первые дни Рождественского поста он проводил в строгом воздержании. 16-го Ноября, накануне дня памяти Преподобного Никона в 3 часа 30 минут по полудни на­реченный Патриарх служил Преподобному Никону молебен, в 6 часов вечера всенощную, а 17-го Божественную литургию.

В заседании Священного Собора 17-го Ноября Секретарь Собора огласил заключение Соборного Совета об отправлении особого посольства от Собора в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к нареченному Патриарху для приглашения его в Москву на торжество патриаршего настолования и предложение Собор­ного Совета пригласить в состав сего посольства Митрополита Петроградского Вениамина, Архиепископа Кишиневского Анастасия, Епископа Астраханского Митрофана, протоиерея Александра Васильевича Санковского (Смоленской епархии), священника Иоанна Феодоровича Щукина (Новгородской епархии), диакона Михаила Андреевича Нечаева (Пензенской епархии), псаломщика Ио­анна Никаноровича Сперанского, генерала от инфантерии Леонида Константи­новича Артамонова, профессора Московской Духовной Академии Ивана Васи­льевича Попова и крестьянина Симеона Александровича Глухоту.

Священным Собором было постановлено заключение Соборного Совета об отправлении посольства к нареченному Патриарху в предложенном Соборным Советом составе утвердить 26.

Того же 17-го Ноября Соборное посольство, за исключением заболевшего Симеона Александровича Глухоты, отбыло в Троице-Сергиевскую Лавру. По­сольству Управлением Ярославской железной дороги был предоставлен служеб­ный классный вагон. На станции Сергиево были высланы за членами посоль­ства из Лавры коляски, в коих они и доставлены были ко храму св[ятого] Фи­ларета Милостивого, где, у гробницы почивающего митрополита Московского Филарета, нареченный Патриарх Тихон вместе с лаврским духовенством совер­шил парастас по случаю исполнявшегося 19-го Ноября 50-летия со дня кончины приснопамятного святителя, так как самый день 19-го Ноября приходился на воскресенье, то заупокойная литургия была отслужена 18-го числа, а парастас 17-го Ноября. Благолепно и трогательно шло сие торжественное служение, за­кончившееся около 10 часов вечера.

После богослужения посольство Собора было приглашено в Митрополичьи покои. Когда прибыл сам нареченный патриарх Тихон, задержанный толпою бо­гомольцев, желавших принять от него благословение, члены посольства привет­ствовали его глубоким поклоном, а Митрополит Петроградский Вениамин про­изнес от имени Собора следующую речь: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Митрополит Тихон, избранный и нареченный в Патри­арха всея России, Священный Всероссийский Церковный Собор поручил сему нашему посольству объявить Вашему Высокопреосвященству, что настолование Ваше на Патриарший престол имеет быть совершено в Соборном храме Успе­ния Богоматери 21-го сего Ноября, на каковой день Священный Собор просит Вас приехать в Ваш Богоспасаемый град Москву». Ответствуя на это приглаше­ние, нареченный Патриарх Тихон сказал: «Благодарю вас, досточтимые отцы и братия, за труд, подъятый вами при путешествии сюда. Здесь, в святой Лавре, пробыл я 10 дней в тишине и молитве, собираясь с силами для предстоящего мне великого служения. У Святой Троицы, у раки честных мощей великого пе­чальника и молитвенника за землю Русскую, Преподобного Сергия, у гроба его друга и ученика Преподобного Никона, память которого мы сегодня празднуем, у могилы великих святителей, зде почивающих, Митрополитов Платона и Фи­ларета — усердно просил я благословения, заступления и благодатной помощи на предстоящий мне подвиг. И хотелось быть у сих святынь дольше и дольше и еще почерпать воды живой из сих святых источников, но се ныне слышу глас Ваш, зовущий меня на делание. Да благословит же Господь, по молитвам Пре­подобного Сергия, мое исхождение из его святой обители и вхождение в град великих московских святителей».

Преподав каждому из членов посольства благословение, нареченный Патри­арх Тихон просил разделить с ним вечернюю трапезу, любознательно осведомля­ясь о всем ходе занятий Собора, а также обо всех текущих событиях церковной и общественной жизни. Только около половины двенадцатого ночи посольство откланялось и удалилось на отдых в покоях Лавры, отведенных ее рачительным хозяином, Наместником Лавры Кронидом.

17-го Ноября в 9 часов утра нареченный Патриарх Тихон в сослужении с Митрополитом Вениамином, Архиепископом бывшим Вологодским Никоном 27 и Епископом Митрофаном в храме св[ятого] Филарета Милостивого совершил торжественную заупокойную литургию по случаю исполнившегося 50-тилетия кончины Митрополита Филарета 28 и произнес поучение. Все посольство снова было приглашено по окончании богослужения к Патриаршей трапезе, а в 2 часа должно было присутствовать в Московской Духовной Академии на торжествен­ном акте. Но сейчас же по окончании трапезы келейник нареченного Патриарха доложил о прибытии в покои его Высокопреосвященства вооруженного отряда; 6 вооруженных солдат оставались внизу, у входной лестницы, а два человека в рабочем платье поднялись в переднюю Патриарших покоев. Как только члены посольства двинулись к выходу, эти два человека потребовали удостоверений личности у каждого выходящего из Патриарших покоев. Нареченный Патриарх и его гости удалились, а келейникам и некоторым из монастырской братии было поручено вести переговоры с отрядом.

В 2 часа в присутствии нареченного Патриарха Тихона состоялся в Духов­ной Академии акт, посвященный памяти знаменитого святителя, Митрополита Московского Филарета. В предложенных на акте чтениях личность его полно и интересно освещалась с разных сторон. Произнесены были доклады: ректором Академии, протоиереем Анатолием Петровичем Орловым 29, на тему: «Отноше­ние Митрополита Филарета к Московской Духовной Академии»; профессором

Михаилом Михайловичем Тареевым 30 на тему: «Митрополит Филарет как бо­гослов»; профессором Димитрием Ивановичем Введенским 31 на тему: «Митро­полит Филарет как библеист» и профессором Александром Димитриевичем Бе­ляевым — воспоминания о Митрополите Филарете.

В 6 часов вчера началось всенощное бдение в Троицком Соборе, после чего посольство было приглашено к вечерней Патриаршей трапезе. Нареченный Па­триарх Тихон, несмотря на утомление, был неизменно доброжелателен и раду­шен. В нем совершилась заметная перемена: он стал еще более сосредоточен, но благодушно относится ко всем неприятностям, возникающим для него лично, чутко настораживаясь ко всякому слуху или вести о скорби народной, о горе­стях, переживаемых ныне нашей Церковью.

Между тем вооруженные товарищи не оставили в покое помещение со всей обстановкой и даже личным платьем нареченного Патриарха: все было за вре­мя его отсутствия пересмотрено и описано. В течение всего субботнего дня до 11 часов ночи товарищи продолжали обход помещений в Лавре с описанием об­становки и вещей монастырских насельников, причем, нисколько не стесняясь, громко рассуждали, где они устроят себе столовую, а где — другое жилье. Ве­чером они потребовали от келейника наместника Лавры угощение, грозя взять все самолично. В тот же вечер двое товарищей с оружием, забравшись в одну из келий, связали послушника, обыскали келлию и ушли, ограбив деньги и вещи. Несколько еще более наглых грабежей было произведено за стенами Лавры, в Сергиевском посаде.

В воскресный день 19-го Ноября в 9 часов утра нареченный Патриарх Тихон совершил литургию в церкви при Духовной Академии. Митрополит Вениамин служил в Троицком Соборе; Епископ Митрофан отбыл для служения в Черни­говский скит.

Когда после церковной службы Соборное посольство собралось к обеден­ной Патриаршей трапезе, к нареченному Патриарху явились товарищи с твер­дым заявлением, что завтра, т. е. 20 Ноября, они будут осматривать и описывать монастырскую ризницу и древлехранилище. Это заявление серьезно обеспокои­ло всех и быстро распространилось в среде богомольцев, которые оценили такое намерение по его достоинству. Наглость товарищей сказалась в ответе намест­нику Лавры архимандриту Крониду, пытавшемуся доказать, что никто не имеет права вообще, а тем более до Учредительного Собрания, что-либо отнимать у Лавры, ибо все это — церковное достояние, сокровище религиозное всего ве­рующего русского народа. На это товарищи отвечали со смехом, что им Учреди­тельное Собрание не указ, а если оно не будет за них, то они его разгонят. Ввиду решенного отъезда нареченного Патриарха настроение насельников Лавры и богомольцев стало особенно угнетенным и скорбным.

В воскресенье, 19-го Ноября 1917 года, в день памяти 50-летия со дня кончи­ны Митрополита Филарета, нареченный Патриарх почтил своим присутствием торжество, устроенное в память почившего Святителя, в основанном им Фила- ретовском женском училище, при Александро-Мариинском Доме Призрения.

В 2 часа дня нареченный Патриарх прибыл в Дом Призрения; при входе его в зал училища хор воспитанниц исполнил тропарь Преподобному Сергию и Фи­ларету Милостивому, после чего одна из воспитанниц поднесла нареченному Патриарху просфору и произнесла краткое приветствие от имени всего Филаре- товского училища, с сердечной любовию встречающего в своих стенах новоиз­бранного Святителя.

[«]Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец сирот.

Второй раз мы, питомцы приюта Великого Святителя Филарета, имеем счастье встретить тебя, Владыко, в этом году. Таким счастьем своим мы обяза­ны Преподобному Сергию и Святителю Филарету, которые собрали нас, бед­ных сирот, здесь под свой теплый кров. Чует наше сиротское сердце, что и ты, Владыко Святый, исполнен такою же любовию к сиротам, какой исполнен был всегда памятный для нас Святитель Филарет.

Особенно знаменательно для нас твое посещение ныне, когда мы молит­венно вспоминаем Святителя Филарета и когда ты, Владыко Святый, несколько дней тому назад Самим Богом чудесно избран в первоиерарха Русской Церкви. С любовию и радостию мы издалека тогда сердечно приветствовали тебя, ново­избранного Патриарха, а ты, Святейший Отец, сам пришел к нам. Видим, что и великое звание Патриарха не удаляет тебя от малых и сирых, а влечет к ним.

Поэтому радость наша о тебе полная: мы с восторгом, любовью и благодар­ностью встречаем и приветствуем тебя, Патриарха Всероссийского, Святейшего Отца сирот, и просим благословить нас сирот и впредь не оставлять нашего Фи- ларетовского приюта своим Высоким отеческим попечением. Мы же, с своей стороны, непрестанно будем молиться о тебе[»].

По окончании приветствия было совершено обычное краткое молебствие с многолетием, после которого настоятель Богородице-Рождественского храма при Доме Призрения о. Протоиерей Георгий Раевский сказал прочувствован­ное слово, приветствуя Святителя с Божием избранием в Патриархи всея Руси, закончив его приглашением, по древнему обычаю, земно поклониться новоиз­бранному Владыке:

«Благоговейно приветствуя Ваше Высокопреосвященство с Божиим из­бранием в Патриарха всея России, вся наша домашняя церковь, по древнему русскому обычаю, земно кланяется Вам, Владыко Святый, и просит Ваше Свя­тейшество благословить ее первосвятительским благословением на новый путь церковной жизни под Вашим возглавлением, да тихое и безмолвное житие по­живем во всяком благочестии и чистоте».

Хор воспитанниц исполнил затем приветствие Святейшему Патриарху, и профессор Д.И. Введенский произнес речь, посвященную воспоминаниям о Митрополите Филарете. Среди речи Д.И. Введенский упомянул о стихотворении Пушкина «Дар напрасный» и ответном стихотворении Митрополита Филарета «Не напрасно, не случайно» и о стансах Пушкина, которые и были произнесены тремя воспитанницами Филаретовского приюта. По окончании речи профессо­ра Введенского Владыка Патриарх обратился к воспитанницам Филаретовского училища с трогательным словом, прося их детских молитв на предстоящий ему великий подвиг управления Русской Церковью в тяжелую годину испытаний:

«Я хочу поблагодарить вас за тот сердечный прием, который оказали вы мне здесь, в стенах Филаретовского училища. Воистину на трудный подвиг призвал меня Господь, но я уповаю на Его милость, что Он и поможет мне. Мое избрание чудесно совпадает с памятью Митрополита Филарета, и это дает мне дерзнове­ние смиренно молить Господа Бога, давшего некогда благодать пророку Елисею чрез милость пророка Илии, даровать и мне сугубую благодать, почивавшую на Митрополите Филарете. Не из гордости прошу я сугубую благодать у Господа Бога, а из чувства своей немощи. Почивший Святитель при всех своих высоких дарованиях был укреплен великой Божией благодатью в то сравнительно более покойное время. Как же велика должна быть благодать Божия, укрепляющая мою немощь в это скорбное и трудное время.

Я прошу всех вас, собравшихся здесь, молиться за меня Богу, чтобы Господь меня укрепил. Дети, я прошу ваших детских молитв, потому что чистые детские молитвы скорее доходят к Богу».

Торжество закончилось несколькими духовными стихами из сборника «Лен­та», исполненными хором воспитанниц Филаретовского училища.

По окончании торжества нареченный Патриарх преподал благословение всем присутствующим.

После торжества в училище нареченный Патриарх Тихон вместе с Митропо­литом Вениамином, Епископом Митрофаном и наместником Лавры Архиман­дритом Кронидом совершил в 4 часа пополудни акафист Преподобному Сергию в Троицком соборе, переполненном молящимся народом. Трудно передать уми­ление и скорбь, но вместе и светлую надежду на лучшее будущее, вызванные в сердцах верующих этим чудным молитвенным единением нареченного Патриарха с его духовной паствой у гробницы великого молитвенника и заступника за землю Русскую, ныне тяжко раздираемую и попираемую внешними врагами, а внутри — обезумевшими ее родными детьми. Отирая слезы прощались посланцы Собора с дорогими верующему русскому сердцу святынями, а затем поспешили отбыть на вокзал, чтобы там встретить нареченного Патриарха. На вокзале посланцы уви­дели большую и шумную толпу с преобладанием людей, одетых в серые шинели. Разыскали служебный вагон, который был предназначен для Патриарха. Скоро прибыл и сам нареченный Патриарх Тихон, которого подвезли прямо к вагону.

Перед отходом поезда в вагон вошел один из местных учителей и, вызвав одного из мирян членов Соборного посольства, взволнованно сообщил, что по достоверным сведениям в Сергиевском Посаде заявляет о себе действиями шай­ка специалистов-грабителей, которые, может быть, под видом солдат проникнут в Лавру и ее ограб[я]т. Это особенно важное сообщение совпадало с желани­ем товарищей производить осмотр и опись ризницы завтра, т. е. 20 Ноября, а потому крайне серьезно озаботило нареченного Патриарха. Однако поезд уже тронулся в путь. Обсудив беззащитное положение Лавры и понимая, что нельзя терять времени, Владыка Тихон поручил Члену Собора, генералу от инфанте­рии Артамонову немедленно по прибытии в Москву принять все меры предупреждения назначенного 20 Ноября обыска Лаврских ризницы и древлехранилища. С вокзала, по прибытии в Москву генерал Артамонов отправился к члену Со­бора, юристу Павлу Ивановичу Астрову, с которым совместно стал разыскивать «предержащую власть», которая могла бы остановить предположенный обыск, а, может быть, и самый наглый грабеж святынь. После немалых трудов выясни­лось, что единственной фактической властью является Московский Губернский Совет Рабочих и Солдатских Депутатов, куда и направились оба члена Собора. С обычными опросами и требованиями личных документов члены Собора про­никли к наличным представителям Совета. Письменное изложение от имени нареченного Патриарха всего, что произведено товарищами в Лавре, вызвало со стороны членов Совета заявление, что никакого полномочия на такие обы­ски Совет Рабочих и Солдатских Депутатов никому не давал и что это, вероятно, какое-либо распоряжение местного Комитета, а, может быть, и просто попытка на грабеж. После переговоров и убеждения в настоятельной необходимости охра­нить всенародные святыни, поругание и грабеж которых русский народ никому никогда не простит, члены Совета согласились немедленно отправить две сроч­ные телеграммы в Сергиев Посад: одну — Местному Революционному Комитету о воспрещении производить обыски без особого разрешения Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, а другую — наместнику Лавры — о том, что такое запре­щение обысков сделано. По-видимому, члены Совета сами были озадачены та­ким самоуправством местного Комитета и обещали в 10 часов утра послать на автомобилях своих уполномоченных в Сергиевский Посад, разобрать это дело, особенно же выяснить, не было ли здесь попытки на грабеж в Лавре и арестовать самих грабителей. Утром 20 Ноября нареченному Патриарху был представлен от­чет об исполнении данного им поручения с приложением копии телеграмм.


Источник: Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 5 (42). С. 99-110.


Примечания

1. См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. 3. - М.-Пг.: Со­бор. Совет, 1918 (далее: Деяния...). Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Репр. воспр. изд. 1918 г. - М.: Новоспас. монастырь, 1994. С. 105—120.

2. Алексий Зосимовский (Соловьев Федор Алексеевич; 1846—1928), преподобный, иеросхимонах Смоленской Зосимовой пустыни. Член Собора по избранию от монашествующих.

3. Владимир (Богоявленский Василий Никифорович; 1848—1918), священномученик, ми­трополит. Член Собора по должности как митрополит Киевский и Галицкий и как член Предсоборного Совета, почетный председатель Собора.

4. Деяния. Т. 3. С. 113.

5. Кронид (Любимов Константин Петрович, 1859—10.12.1937), преподобномученик, архи­мандрит. Член Собора как наместник Троице-Сергиевой Лавры.

6. Лахостский Павел Николаевич (ок. 1866—1931), митрофорный протоиерей. Член Со­бора по избранию как клирик от Петроградской епархии

7. Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873—1922), священномученик, митрополит. Член Собора по должности как митрополит Петроградский и Гдовский.

8. Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич; 1873—1965), митрополит. Член Собо­ра как архиепископ Кишиневский и Хотинский. В 1938—1964 гг. глава Русской Православной Церкви Заграницей.

9. Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869—06.07.1919), священномученик, архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Астраханский и Царевский, пред­седатель отдела о Высшем Церковном Управлении.

10. Санковский Александр Васильевич (1868—1937), протоиерей, настоятель Смоленского кафедрального собора. Член Собора по избранию как клирик от Смоленской епархии.

11. Щукин Иван Федорович (1872—?), священник Христорождественской церкви поса­да Крохино Белозерского уезда Новгородской губ. Член Собора по избранию как клирик от Новгородской епархии.

12. Нечаев Михаил Андреевич (1879 — не ранее 1929), диакон Богоявленской церкви г. Керенска. Член Собора по избранию как клирик от Пензенской епархии.

13. Артамонов Леонид Константинович (1859—1932), генерал. Член Собора как член Предсоборного Совета.

14. Попов Иван Васильевич (1867—1938), мученик, профессор Московской духовной ака­демии. Член Собора по избранию от Московской академии.

15. Глухота Семен Александрович (ок. 1863 — ?). Член Собора по избранию как мирянин от Полтавской епархии.

16. Сперанский Иван Никанорович (1885—1969), псаломщик, впоследствии епископ Иоанникий. Член Собора по избранию как клирик от Новгородской епархии. В 1923 г. тайно хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

17. Деяния… Т. 4. Вып. 1. С. 114.

18. Деяния… Т. 4. Вып. 1. С. 116–118.

19. Иоасаф (Каллистов Павел Дмитриевич; 1851-03.02.1920), архиепископ. Член Собора по должности как епископ Дмитровский.

20. РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 55. Л. 8. Машинопись.

21. См.: Деяния. Т. 4. С. 118-122.

22. Астров Павел Иванович (1866—1919), член Собора как член Предсоборного Совета, кандидат прав, член Московского окружного суда.

23. Протокол Соборного Совета 1-й сессии № 47 от 16.12.1917 // ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 200. Л. 244-244 об.

24. Платон (Левшин Петр Гаврилович; 1737-1812), митрополит Московский (1787-1811).

25. Герман (Ряшенцев Николай Степанович; 1884-15.09.1937), священномученик, епи­скоп. В 1917 г. ректор Вифанской духовной семинарии.

26. См.: Деяния. Т. 4. Вып. 1. С. 114.

27. Никон (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), епископ, духовный писатель. С 1906 г. епископ Вологодский и Тотемский. В 1912 г. уволен от управления епархией; с 1916 г. на покое, проживал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

28. Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1783-1867), святитель, выдающийся церков­ный деятель, богослов и проповедник, митрополит Московский и Коломенский (1825-1867).

29. Орлов Анатолий Петрович (1879-1937), протоиерей. В 1917 г. был избран ректором Мо­сковской духовной академии.

30. Тареев Михаил Михайлович (1867-1934), профессор Московской духовной академии.

31. Введенский Дмитрий Иванович (1873-1954), профессор Московской духовной акаде­мии по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира.


STSL.Ru


20 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...