О послушании. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) во время 4-й седмицы Великого поста

О послушании. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) во время 4-й седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Ныне мы совершаем поприще Великого поста, поприще покаяния и исправления нашей жизни, завершающееся страданиями Христовыми и Светлым Его Воскресением. И сегодня мы поговорим о послушании, которое, по слову преподобного Иоанна Лествичника, есть такая добродетель, без которой никто из связанных страстями не узрит Господа.

Образ послушания дал нам в Себе Сам Господь, как об этом сказано в Евангелии: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» [1] и «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [2].

Поэтому истинный послушник — это подражатель Христу. Все упование свое возложил он на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он пребывает в мире и легко молится Богу.

Душу послушного любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы. Он предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушные не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушный ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушного легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть их. Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает спокоен. Послушный предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного. Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем спокойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.

Божия Матерь сказала преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдет послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня».

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушную душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

Почему святые отцы послушание ставили выше поста и молитвы? Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того, послушный отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У истинного послушника на уме один Бог и слово старца, а у непослушного ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва, за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы. Если бы падшие ангелы сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и все мы пребывали бы в раю.

Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием.

Дорогие братья и сестры, будем же искренне каяться, каждый вечер проверяя свою совесть, о совершенных за день прегрешениях. Будем усердно прибегать к церковным таинствам, исповедоваться и причащаться святых Христовых Таин. Наипаче же будем твердо хранить нашу православную веру, прилежно изучать учение ее и свидетельствовать об истине ее нашим ближним. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] Ин. 6, 38.

[2] Мф. 16, 24.


1 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...