О покаянии

О покаянии

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы, жил в VI веке. Именование Лествичника он получил от Церкви за кни­гу, написанную по просьбе св. Иоанна, игумена Раифскаго, и назван­ную «Лествицей». Учение о восхождении к Богу – вот содержание «Лествицы». Тридцать ступеней – тридцать побед – положил пре­подобный от земли до неба по числу лет Спасителя, вступившего на служение миpy. «Лествица» писалась для монахов Раифскаго монастыря, но сделалась сокровищем для всех, возлюбивших Христа, по всему миpy во многие века. Сколько святых взошло той лестницей к Богу! Для монахов она есть правило жизни, для каждого христианина, какова бы ни была его немощь, она есть указание Царства Христовой мудрости, дорога верного ученичества Христова. Разум преподобного совсем не похож на разум учи­телей науки миpaсего. Разум преподобного очищен от страстей, светел от Божиего солнца, свободен от всякого зла. У преподобного изучение души человеческой и законов ее основано на подлинном опыте всей жизни и озарено благодатию.

Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть по­купка смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений. Покая­ние есть дочь надежды и отвержение отчаяния. Кающийся есть непосрамленный осужденник. Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Каю­щийся есть изобретатель наказания для самого себя. Покая­ние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве.

Не ужасайся, если каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, стой мужественно. И, без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение. Когда рана еще нова и горяча, тогда удобно исцеляться, но за­старелые, оставленные в небрежении раны нелегко исце­ляются, потому что для врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания. Многие раны от закоснения делаются неисцелимыми. Но «Богу все возмож­но» (Mф. 19, 26).

До падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения – жестоким.

Кто искренно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает гpеxов своих, почитает потерянным, хотя бы и свершит в тот день какие-нибудь добрые дела.

Кто плачет о ceбе, тот не видит, плачет ли другой, и пал ли он, и не станет судить других. Пес, раненный зверем, еще болee на него разъяряется, и от боли, кото­рую чувствует в ране, неоступно на него лает.

Должно прислушиваться, не перестала ли совесть наша обличать нас не ради чистоты нашей, но как бы утомив­шись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда считает себя должником перед Богом.

Hет ничего равного милости Бoжиeй, нет ничего больше ее. Посему предающийся отчаянию губит сам себя. Признак действительного покаяния состоит в том, что человек считает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей и еще больших. Мои­сей, после того как видел Бога в купине, снова воз­вратился в Египет, в омрачение, к деланию кирпичей, может быть, мысленного фараона. Но потом он восшел к купинe и не только к купине, но и на гору Боговидения. Кто понимает эту притчу, тот никогда не отчается. В нищету пришел великий Иов, но потом опять вдвойне обогатился.

Помни, что никак не тем путем, которым заблу­дились, возвращаемся, но другим, кратчайшим.

Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 63(3) март. – Аньер (Франция), 1953. С. 3-4.


3 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...