О подвиге покаяния

О подвиге покаяния
Из бесед Евсевия (Орлинского, †1883 г.), епископа Винницкого, 
ректора Санкт-Петербургской духовной академии

Нелегкое дело, братие, подвиг покаяния. Как велика сила Таинства, велик плод истинной исповеди, так должно быть велико и усердие в приготовлении к нему, так велик подвиг истинного раскаяния. Если иным не так это кажется, то, может быть, потому, что не обращают надлежащего внимания на столь важное дело: их беспечность и рассеянность не дают им видеть, каковы они теперь, каково должно быть покаяние их и чем они должны быть после исповеди. Проходившие путь обращения к Богу или наблюдавшие над обращением других, знают, как нелегко человеку, привыкшему жить только внешнею жизнию, обратить взор души на самого себя, сознать свои грехи и почувствовать тяжесть их и опасность своего греховного состояния, как нелегко прийти в сокрушение о своих грехах и обратиться ко Христу Спасителю с раскаянием и упованием на Его беспредельное милосердие, с твердой решимостию в последующее время жить по заповедям Христовым. Для этого требуется немало бдения над собою, немало решимости и внутренней деятельности. Но как бы для кого ни был труден подвиг покаяния, никто не должен колебаться в избрании его, ибо что значат все трудности этого подвига в сравнении с тем благом, какое достигается чрез истинное покаяние.

Божественная благодать всегда готова содействовать нам в деле нашего спасения, готова облегчать труды, устранять преграды, врачевать недуги, укреплять наши силы, споспешествовать нам в подвигах добродетели, только бы мы покорялись внушениям ее. Кто отворяет слух души и последует Божественному призыванию, сознает свои грехи и с раскаянием обращается к Господу, в том сила Духа Христова немедленно являет свое спасительное действие.

Приступая к покаянию, надобно прежде всего внимательно испытывать свою совесть, то есть поверить свое внутреннее и внешнее состояние, сличая его с законом Божиим, припоминая, когда, где и как мы погрешали против закона Божия в делах, словах, в мыслях и желаниях. Без такого испытания самих себя невозможно прийти к живому сознанию своих грехов, чтобы принести искреннее раскаяние пред Богом. Но того мало, чтобы мы сознавали только тяжкие свои грехи. На Суде Божием как получат свою награду и малые добрые дела, например стакан холодной воды, поданный во имя Господа, так равно подвергнутся своему наказанию и малые грехи, например слово праздное: «Глаголю вам, – учит Спаситель, – яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36).

Притом как искра производит пожар и малый недуг обращается в неизлечимую болезнь, так и малые и нетяжкие грехи скоро делаются тяжкими и смертными. Поэтому, испытывая свое внутреннее состояние, должны мы смотреть не только на тяжкие свои грехи, но и на те, которые не представляются такими, помня, что каждым грехом нарушаем мы какую-либо заповедь Закона Божия и оскорбляем Господа, заповедавшего нам искать совершенства богоподобных: «Будите совершении, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48).

При этом чтобы удобнее и полнее познать нам свое нравственное состояние, надобно каждому при испытании совести поставлять себя в том состоянии, в каком кто по воле Небесного Промысла находится, ибо в каждом состоянии есть свои частные обязанности, свои добродетели и свои грехи, хотя основание всех добродетелей всегда и везде одно, т.е. вера в Бога, любовь к Богу и надежда на Бога. Как это можно делать каждому в своем состоянии, объясним несколькими примерами.

Так супруги, муж и жена, при испытании своей совести пусть спрашивают самих себя: соблюдают ли они обеты, которые давали друг другу пред лицом Бога и Его Церкви и которые запечатлены святейшим Таинством брака? Исполняют ли свято свои взаимные обязанности? Хранят ли друг к другу уважение, любовь, доверие, откровенность, супружескую верность?

Родители, рассматривая свою совесть, пусть внимательно испытывают и спрашивают себя: так ли они исполняют свои обязанности по отношению к детям, как велит Закон Божий? Внушают ли им с ранних лет страх Божий, который есть «начало премудрости»? Заботятся ли как должно о том, чтобы навсегда укоренить в сердцах их крепкую любовь к Богу, ревность к соблюдению заповедей Его, нелицемерную любовь к ближним, почтение и преданность к родителям, уважение к старшим, любовь к равным и низшим? Имеют ли надлежащее попечение об удалении их от соблазнов и пороков и об исправлении их погрешностей и недостатков? Подают ли им собою пример благочестивой и добродетельной жизни? 

Дети при испытании своей совести должны требовать от себя отчет в том, исполняют ли они свои обязанности к родителям? Оказывают ли им сыновнее почтение, любовь, признательность, повиновение, преданность? Сохраняют ли скромность, честность, искренность и дружелюбие в обращении с товарищами?

Так, каждый, по своему состоянию испытывая свою совесть и припоминая грехи, не должен при этом оставлять без внимания и тех обстоятельств, при которых грешил он, ибо один и тот же грех от разных обстоятельств может увеличиваться по своей виновности. Как это бывает, яснее можете видеть в примерах. Так, покража малоценной вещи есть грех как будто нетяжкий, хотя и всегда налагает пятно на совесть и доброе имя человека; но этот же трех становится тяжелее, если незначительная вещь похищается у бедняка, для которого при его крайней бедности она уже не есть вещь маловажная. Тот же грех становится еще более тяжким, когда маловажная вещь похищается из храма Божия, – есть вещь священная, и потому похищение ее есть святотатство. Другой пример: оскорбление ближнего словом, если вообще судить, есть нетяжкий грех, но грех человеческой немощи, хотя во всяком случае оскорбляет совесть и показывает, что человек не бодрствует над собою как должно. Но этот же грех становится много тяжелее, если словом сын или дочь оскорбляет своих родителей, и еще тяжелее, когда словом оскорбляют верховную власть; тот же грех делается наконец ужасным, кoгдa оскорбительное слово изрыгается на имя Божие, – тогда оно есть богохульство.

Много зависит большая или меньшая тяжесть греха от внутреннего расположения человека. Бывают грехи ненамеренные, когда кто не хочет грешить и грешит или по неведению, или слабости, т.е. хочет не грешить, но не может преодолеть худой привычки или увлекается ко греху не зависящими от него обстоятельствами. Бывают грехи намеренные, когда человек мог не грешить, если бы захотел, но грешит потому, что любит свой грех, и добровольно предается ему, не заботясь о своем спасении. Первые грехи не так тяжки, как последние. И человеческий суд обыкновенно строже взыскивает за намеренные грехи, нежели за ненамеренные. Так будет и на Суде правды Божией. Спаситель учит: «Раб, видивый волю господина своего и не уготовав, не сотворив по воле Его, биен будет много. Не видивый же, сотворив достойное ранам, биен будет мало» (Лк. 12, 47–48). 
Также, испытывая свойства грехов, надобно обращать внимание и на то, как часто какому греху подвергаемся; есть ли наш грех плод кратковременного увлечение или обнаружение укоренившейся в нас наклонности. Постоянная наклонность, увлекающая нас ко греху, или господствующая страсть к тому или иному пороку чрезвычайно увеличивают тяжесть грехов. Так, например, кратковременная рассеянность в мыслях и словах не есть и опасный грех, хотя и всегда оскорбляет чистоту совести и нарушает мир ее, но эта же рассеянность делается грехом тяжким и смертным, если человек привык всё время проводить в такой рассеянности и потому живет не по Духу Христову, но подуху мира.

Так, братие, должны мы испытывать свою совесть, раскрывать все свои греховные раны, и опасные, и неопасные, припоминать их со всеми обстоятельствами и смотреть не только на внешнее действие греха, но и на внутренние свойства и причины его. Не говорите, что это трудно, тяжело, требует много внимания и усилий, но посудите, что достойнее труда как приобретение спасения? Что более сего заслуживает наше внимание и попечение? Посмотрите, кто не трудится? У кого нет своих забот. И подумайте: для чего кто трудится? О чем заботится? Какой плод всех усилий? Смотрите, сколько таких, кои ни днем, ни ночью не дают себе покоя для того только, чтобы иметь все нужное для поддержания своей жизни? Сколько таких, кои беспрестанно заботятся и не имеют конца заботам, безрассудно ища пищи страстям своим? Как же не трудиться нам, заботясь о спасении души своей? Как не прилагать всего внимания и усердия к познанию своего внутреннего состояния, своих греховных болезней, когда это необходимо для уврачевания их, для спасения души?

Сохраните, братие, в вашей памяти всё то, о чем беседовали мы теперь, готовящиеся к Таинству исповеди, будьте внимательны к себе: испытайте самих себя пред зерцалом совести и слова Божия, мысленно поставляя себя пред лицом Божиим, чтобы принести искреннее покаяние пред Господом и потом благоговейно и неосужденно приступить к Святейшей трапезе Тела и Крови Христовой.

Но знаю, что многие из нас помышляют в душах своих и говорят: «Сознаю мои грехи; вижу, что я великий грешник, но у меня нет чувства скорби, я холоден, равнодушно помышляю о моих грехах, не умею скорбеть и сокрушаться о них пред Богом – что мне делать?» 

Чтобы сердца наши легко приходили в умиление, способны были глубоко чувствовать свои грехи и сокрушаться о них пред Богом, для нужно не кратковременное и беглое воспоминание о своих грехах, но частое и внимательное размышление о них в тишине внутреннего безмолвия пред лицом Вездепресущего и Всеведущего. Если умеешь читать – читай предлагаемые Церковью молитвы, читай акафисты Господу Иисусу и Пресвятой Богородице, канон Пресвятой Богородице, молитвы утренние и вечерние и подобное, что может служить к умилению и сокрушению твоей души пред Господом. А не умеющий читать чаще повторяй из глубины души хотя самые краткие молитвы, какие внушает тебе Святая Церковь. Так, например, вспоминая о грехах своих, о своем недостоинстве пред Богом, повторяй чаще с благоговением: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя; Создавый мя, Господи, помилуй мя; без числа согреших, Господи, прости мя; Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго; Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя». Обращаясь с молитвою к апостолам, мученикам, преподобным, говори: «Святый апостоле, мучениче или преподобне, моли Бога о мне». Старайтесь, братие, удаляться всякого греха и в слове, и в деле, и в помышлении. Чаще помышляйте о неизвестности последнего часа и о неизбежности смерти, о великих наградах, уготованных праведникам, и страшных мучениях, угрожающих грешникам. Делайте так, и при содействии благодати Божией скоро почувствуете перемену в душах ваших. 

Кто жалуется на окаменение души своей, у того скоро камень отпадет от души А чем ревностнее будем так возделывать сердце частым смиренным размышлением о своих грехах, постом, молитвами и коленопреклонением, тем скорее душа будет приходить в умиление, тем глубже будет скорбеть и сокрушаться о своих грехах.



15 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...