О памяти смертной. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в поминальную субботу Великого поста

О памяти смертной. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в поминальную субботу Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня, когда наша Святая Православная Церковь творит сугубые молитвы о наших усопших, время подумать о том, что настанет и для нас грозный час, в который пойдем мы неведомым, но неизбежным путем к небу. Тогда встретят нас бесовские мытарства, потребуется отчет о прожитом.

Будем же заблаговременно помышлять о смерти, готовиться к ней. Земледелец прежде посева думает о жатве, чтобы она была как можно более обильной. Летом он размышляет о зиме и заботится, чтобы хватило урожая. Не более ли нужно нам подумать о том, как бы не пропустить лета жизни и приготовить все необходимое для бесплодной и суровой зимы смерти? Позаботиться в течение этой смертной жизни об обильном посеве добрых дел, чтобы во время урожая оказаться нам не плевелами из евангельской притчи, а созревшей многоплодной пшеницей, которую жнецы, ангелы, соберут в житницы небесные.

Братья и сестры, память о смерти может каждого из нас сохранить от греха, подобно тому как ограждала она первого человека в раю. «В день, в который ты вкусишь от <запретного плода>, смертью умрешь» [1] — сказал Господь Адаму, и райская жизнь была в безопасности, пока охранял ее помысел о смерти. Но как только смог исконный человекоубийца лукавством своим удалить от первых людей мысль о смерти, сказав жене: «Нет, не умрете» [2], — тотчас и убил грехом жизнь райскую.

Поэтому мы и должны укреплять и ограждать себя благоразумным и благочестивым помышлением о смерти как бдительной стражей. Оно, без сомнения, поможет и нам сохранить себя хотя и не от самой смерти, которая преступлением Адамовым уже вошла в мир и во всех людей, но от всего, что делает смерть страшной, бедственной, в полном смысле смертью. Если же, пренебрегая и отгоняя от себя мысль о смерти, мы будем стремиться только к чувственным удовольствиям, к земным приобретениям, к мечтам своего воображения, то вместо страха от одной мысли о смерти, которого мы избегали, внезапно и неизбежно встретимся с ужасами действительной смерти. Смерти не только телесной, которая есть более признак смерти, чем сама смерть, — ибо она есть только временное отделение души от тела, — но и смерти второй, духовной, вечной, «где червь их не умирает и огонь не угасает» [3].

И если смертный помысел, вооруженный страхом, способен оградить нас от зла, то еще в большей степени может он, озаренный надеждой, побудить нас к добру, укрепить в подвигах и жизни истинно христианских. Спасительная смерть Богочеловека дает новое значение смерти всех верующих в Него, ибо теперь смерть проникнута жизнью. Сквозь язвы распятого Христа струится свет бессмертия и в саму область смерти и помогает нам совершать дела, к которым призывает нас Евангелие. Бог есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы, поэтому мы с верой приносим Ему молитвы о своих умерших родных и близких, зная, что они слышат нас и нуждаются в наших молитвах.

Будем же, дорогие братья и сестры, усердно молиться ко Господу о своих ближних, о тех, кто далеко от нас, и о себе самих. Будем особенно просить Пречистую Его Матерь, Царицу Небесную, чтобы Она не оставила и нас на жизненном пути и в час кончины, дабы провела нас через страшные мытарства и спасла от вечной смерти. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] Быт. 2, 17.

[2] Быт. 3, 4.

[3] Мк. 9, 44.


21 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Пожар в Гостином дворе
Пожар в Гостином дворе

27 июня (ст. ст.) (9 июля нов. ст.) 1838& года в верхнем конце Переславской улицы, севернее Троице-Сергиевой лавры, начался пожар. Огонь уничтожил почти всю северо-восточную и восточную часть города вплоть до Рождественской церкви рядом с Красногорской площадью.

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года