О наследии преподобного Никона Радонежского

К 592-летию со дня преставления

В мале потрудимся –

да вечно возвеселимся… [1]  


Преподобный Сергий и преподобный Никон Радонежские.
Роспись северной стены Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры.

Настала 592-летняя годовщина со дня преставления ко Господу второго игумена Троицкой обители, который почитается наравне с ее преподобным основателем, как один из величайших русских святых, – преподобного Никона Радонежского. Поэтому, говоря о роли преподобного игумена в становлении молодой еще в его время Сергиевой обители, уместно было бы упомянуть и о наследии преподобного Никона: о собранной в годы его игуменства библиотеке, предметах ризницы, дошедших до наших дней, о храмах, освященных в его честь и о его образе, дошедшем до нас благодаря древнейшим изображениям.

Важный этап истории Троице-Сергиевой обители конца XIV и первой половины XV веков – это время игуменства преподобного Никона Радонежского [2] , по временным рамкам совпавшее с княжением Василия I Дмитриевича [3] , которое ознаменовалось всесторонним усилением Московского княжества. В 1392 году Василий I присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397–1398 годах – Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли Коми. Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I Московское княжество не испытало каких-либо внутренних потрясений.

Это время – время формирования древнерусской государственности. Оно неразрывно связано с историей сравнительно молодой тогда, но уже славной своими учеными тружениками обители преподобного Сергия. Данный период ознаменован тесным сотрудничеством Великого князя с Троицким монастырем и непосредственно с его игуменом – преподобным Никоном. Это говорит о высоком личном авторитете игумена, и о зарождающейся государственной значимости его обители, свидетельством чего являются совместные труды Московского князя Василия I и преподобного Никона Радонежского.

За этот период времени Москва лишь единожды подверглась нашествию сил Орды. Несмотря на то, что Москва не была покорена, окрестные земли все же потерпели разорение. В 1408 году Едигей сжег Троицкий монастырь – сгорел Троицкий храм, построенный преподобным Сергием Радонежским [4] . В начале XV века была еще свежа память о почившем в 1392 году великом «печальнике и собирателе Русской земли», а современниками уже вполне осознавалась роль устроенной им обители в переломной для истории Отечества Куликовской победе. Начинается воссоздание и благоукрашение обители. Так, новый деревянный храм был освящен 25 сентября 1411 года [5] . Позже он был перенесен на расстояние около 50-ти метров восточнее [6] , а на его месте в 1422–1423 годах был построен каменный Троицкий собор. Трудами преподобного игумена, новый собор был украшен живописью, которая, как и сам храм, являются сегодня памятником всемирного наследия. Тогда же были обретены мощи преподобного Сергия [7] . К этому событию первый троицкий писатель – преподобный Епифаний Премудрый – составляет первое Житие преподобного Сергия. В 1420 году князем Василием Дмитриевичем для монастыря был отлит предположительно первый колокол [8] , т.н. «Никоновский». Развивается и хозяйственная деятельность – в обители появляются фруктовые сады [9] . Различные вклады поступают в обитель от удельных князей и благочестивых жертвователей [10] . Все это время в обители не прекращается книжная деятельность – труды переписчиков, донесших до нашего времени бесценные сокровища древнерусской письменности.


О рукописях Троицкого монастыря, носящих имя преподобного игумена

Основатель Троицкой обители преподобный Сергий положил прочное начало для дальнейшего развития книжного дела в созданном им монастыре. При его преемнике, преподобном Никоне, книжная деятельность в обители продолжалась также успешно, как и прежде. О любви преподобного Никона к книгам свидетельствует ряд рукописей с надписанием его имени. В фундаментальном собрании Московской Духовной Академии есть Евангелие XIV века [11] , на первом листе которого располагается надпись: «…на харате никоновское чюдотворца»; среди рукописей Троицкого монастыря имеется Октоих [12] с надписью на первом листе: «Октоих никоновской». В Собрании ризницы Троице-Сергиевой Лавры [13] хранится Четвероевангелие, на первом пустом листе которого имеется такая надпись  [14] : «…четвертное на харате. Никона чюдотворца. а не отдати никому» [15] . В описи 1642 года в числе книг, находившихся в то время в Лаврской ризнице, отмечен «Молитвенник в осминку на харате чудотворца Никона, оболочен камкою зеленою. Застежки и… медяные». Этим «Молитвенником» назван Служебник преподобного Никона, написанный частью на пергамене «харте», частью – на бумаге. На нем присутствует поздняя надпись XVII века: «Служебник чюдотворца Никона» [16] . По утверждению профессора Е.Е. Голубинского, этим Служебником пользовался еще преподобный игумен Сергий [17] . Указывают ли эти приписки на принадлежность той или иной книги преподобному Никону, или на то, что они были написаны непосредственно его рукой, теперь понять достаточно сложно. Но однозначно можно утверждать, что преподобный игумен ценил книги и книжное дело. Скорее всего, большую роль в становлении преподобного Никона, как ценителя книжного дела сыграл преподобный Афанасий Высоцкий. Ему в юные годы был поручен преподобный Никон самим аввой Сергием в «научение духовное». Живя у святого Афанасия Серпуховского, будущий игумен «в божественных писаниих трудолюбне наоучашеся» [18] ; а преподобный Афанасий «во всем собою образ показоваше ему» [19] . Так у своего святого наставника и перенял преподобный Никон любовь к книгам. 

Будучи игуменом, преподобный Никон тщался развивать книжную деятельность в своем монастыре. О книжной деятельности в Троицкой обители во время его игуменства свидетельствуют приписки на рукописях, указывающие, что известная рукопись написана «замышлением» или благословением игумена Никона: «В лето 6926 (1418) списана бысть книга сия, рекомая по елинех Диоптра, по нас же зерцало, Святей Троице в Сергиев монастырь, замышлением игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа…» [20] , «кончаны быша книги сия месяца августа на память первомученика Стефана рукою многогрешьнаго раба Божия… Илии [21] и замышлением преподобнаго игумена Никона и молитвами его и всея братии, а милостью святыя Троица и поспешением» [22] . В сборнике XIV века [23] есть приписка: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго Назара. Господину моему и отцу кир Никону метание от Назара». И эта рукопись писалась тоже по благословению преподобного игумена Никона или в дар ему. Во время игуменства преподобного Никона, в Троицком монастыре некоторые усердные монахи, заказывали для себя книги. В 1412 году «помощию Святыя Троиця съписася книга сия, ейже именование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго в иноцех, смиреннаго многыми грехы Варлама» [24] . Для священноинока Матфея написана была также и Диоптра [25] , как гласит приписка [26] : «в обители царстеи Святыя и Живоначальныя Троиця, в устроени преподобнаго Сергия на имя священноиноку Матфею. списася сия книга в лето… (1412) индикт 3 месяца февроуаря в … день на память святаго мученика Феодора Стратилата. Списа же ся си книга, при настоятельстве преподобнаго игумена Никона рѫкою многогрешнаго инока – Антоньа».

Святые основатели книжного дела в Троицкой обители – преподобные Сергий и Никон – не только сами были ценителями книг, но и прививали это качество своим многочисленным последователям, о чем свидетельствует бесценное собрание рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.


О Житии преподобного Никона

До наших дней сохранилось жизнеописание преподобного Никона и служба ему, впервые составленные в Троицком монастыре иеромонахом Пахомием Сербом в 1440–1450 годах [27] . Сохраняются две редакции Жития: пространная и краткая (в тексте краткой редакции указано авторство иеромонаха Пахомия). Это произведение не имело непосредственного текста-предшественника – оно составлено на основе собранных самим автором свидетельств «еще в теле обретавшихся тояже обители иноков, свидетелей известных», в первую очередь – от инока Игнатия. Поэтому Житие преподобного Никона ценно, как исторический источник: именно из него мы узнаем о том, как пострадал монастырь при нашествии Едигея, о том, как усилиями святого игумена Никона был возведен Троицкий собор над могилой преподобного Сергия и о том, что фресковая роспись собора, выполненная приглашенными игуменом Никоном живописцами – Даниилом Черным и Андреем Рублевым – способны «всех зрящих удивити». В этом Житии иеромонах Пахомий сообщает, что, исполнив заказ игумена Никона, а после, расписав Спасскую церковь в московском Андрониковом монастыре, иконописцы вскоре отошли ко Господу.

В рукописном Сборнике [28] XV века так же имеется Житие преподобного Никона. Привлекает внимание автограф иеромонаха Пахомия Логофета – Житие преподобного Никона в краткой редакции. Оно начинается иначе, чем обычная краткая редакция, а именно: «Егда благоизволи Бог и вь последнихъ днехь рода нашего рускыхъ странахъ многимъ и великымъ мужемь въ добродетели просіяти, отъ нихже бысть и сый блажени отець Никонъ, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатіе, веди исперва роженіе и житіе градъ Юрьевъ зовомъ» [29] . Обычно краткая редакция начинается так: «Сей блаженный духоносный отец Никон рождение имеше град Юрьев зовом» [30]

«Житие и подвиги преподобного Никона Радонежского» содержались в Великих Четиих-Минеях, собранных Всероссийским Митрополитом Макарием [31] . Житие имелось в Успенском списке Великих Четих-Миней, хранившегося в Синодальной библиотеке. Так же Житие имеется в Минее, составленной священником Иоанном Милютиным в 1646–1654 годах. «Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских» публиковаись в редакции Симона Азарьина в 1646 году [32] . Существует «Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского» в изложении Святителя Димитрия Ростовского [33] . В XIX веке Житие преподобного Никона составил святой Митрополит Московский Филарет (Дроздов) [34] . Житие публиковалось в Троицком сборнике в 2002 году [35] на славянском языке. В 2015 году в сборнике «Житие и подвиги преподобного Никона Радонежского» [36] приводится на славянском и русском языках, а так же в виде факсимильного снимка рукописи XVI века.


Сборник № 763. Автограф иеромонаха Пахомия Серба. Житие преподобного Никона в краткой редакции. «Елма благоизволи Бог и вь последнихъ днехь рода нашего рускыхъ странахъ многимъ и великымъ мужемь въ добродетели просіяти, отъ нихже бысть и сый блажени отець Никонъ, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатіе, веди исперва роженіе и житіе градъ Юрьевъ зовомъ» (лист 407).


Тексты Жития на иконах

Объемный фрагмент Жития близко к тексту цитируется на старинном иконописном изображении, на правом столпе Успенского собора лавры. Икона XIX века изображает явление преподобному Никону преподобного Сергия с двумя Московскими святителями – Петром и Алексием, предупреждающих его о предстоящем нашествии врагов на обитель, ее разорении и последующем восстановлении и величии. В верхней части иконы приводится текст в шесть строк, повествующий об этом чудесном видении [37] : «Преп. Никон, в нощной молитве, прося о защите всеобщаго Владыку Христа, призывал к предстательству пред ним и преп. Сергия. Седши для отдыха от труда молитвы, внезапно сведен он был как бы в тонкий сон и явились ему святители Петр и Алексий и с ними блаженный Сергий. Посеем явившиеся изрекли ему мир, и престали быть видимы. Преп Никон пришед в себя, поспешил к дверям келлий, и нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, идущих от его келлии к церкви и удостоверился что несон был ноистинное видение» [38] .

Еще одна икона преподобного Никона XIX века, так же находящаяся в Успенском соборе лавры, но у левого столпа, имеет тексты из Жития святого. Икона представляет ростовое изображение преподобного Никона с четырьмя клеймами с двух сторон. Клейма содержат тексты, повествующие о чудесах преподобного, заимствованные из Жития: о рождении и пришествии в монастырь, о преслушании инока Акакия и чудесном его исцелении [39] , о исцелении Симеона Антонова [40] . А так же с фрагментами текстов из Службы преподобному Никону.


Еще о иконографии преподобного Никона 

Ранние и наиболее известные иконы   [41]

Среди сохранившихся икон преподобного Никона очень мало древних образов [42] . Наиболее известный образ был написан в 1675 году выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым на гробницу преподобного Никона [43] . В описании об этом образе говорится следующее: «Происходит из Никоновской церкви Троице-Сергиевой лавры, где была надгробной иконой на раке преподобного Никона Радонежского. Поступила в музей в 1920 году (после закрытия Лавры в 1919 г. – авт.). Раскрыта в 1953-1964 годах Н.А. Барановым и Ф.А. Модоровым в ГЦХРМ» [44] . В левом нижнем углу на поземе едва сохранившаяся надпись, выполненная белилами, сообщающая имя автора: «В (7184) ГОДУ ПИСАЛЪ СИМОН УШАКОВЪ» [45] . Далее следует вкладная надпись, из которой открывается дата написания – 24 сентября 7184 (1675) года, и имена заказчиков – боярин и оружейничий Богдан Матвеевич, зовомый Иов Хитрово, его жена боярыня Марина и дочь их Ирина.


Автограф Симона Ушакова. СПГИХМЗ. По публикации: ГТГ Музей русской иконы. Симон Ушаков – царский изограф. М., 2015, №33, Черкашина Г.П. Преподобный Никон Радонежский 

Интерес представляет уникальный текст, написанный на свитке в левой руке преподобного: «ТЕРПИТЕ, БРАТИЕ, ПРАВДЫ РАДИ СКОРБИ И БЕДЫ, ДА ВЕЧНЫЯ МУКИ УБЕЖИТЕ, В МАЛЕ ПОТРУДИМСЯ – ДА ВЕЧНО ВОЗВЕСЕЛИМСЯ. ХРИСТА С МУДРЫМИ ДЕВАМИ СРЯЩЕМ И ЦАРСТВО ЕГО НЕБЕСНОЕ ОБРЯЩЕМ, УКЛОНИМСЯ ШИРОКОГО ПУТИ, ВЕДУЩАГО В ПОГИБЕЛЬ – ТЕЦЕМ УЗКИМ И ПРИСКОРБНЫМ, ВЕЧНЫЯ РАДОСТИ ВИНОВНЫМ (пунктуация – авт.)» [46] .

Внешний облик преподобного Никона на иконе, созданной Симоном Ушаковым, выглядит следующим образом: лик с высоким лбом, с глубоко посаженными глазами и крупным носом, глаза карие, седые волосы, округлая борода средней длины «длиннее Николиной, но короче Сергиевой» [47] .


Образ преп. Никона, написанный Симоном Ушаковым. СПГИХМЗ. Инв. 122 ихо, Дерево, темпера. 215х70. По публикации: ГТГ Музей русской иконы. Симон Ушаков – царский изограф. М., 2015, №33, Черкашина Г.П. Преподобный Никон Радонежский.

Еще один древний образ преподобного – это икона XVII века, из левой части местного ряда иконостаса Успенского собора Лавры, находящаяся за левым клиросом. Этот образ заслуживает отдельного исследования, как наиболее проникновенный и изящный. На самом деле икона эта состовляет пару образу преподобного Сергия, находящемуся за правым клиросом в этом же соборе.

Редким и интереснейшим иконописным изводом является изображение явления преподобному Сергию Пресвятой Богородицы. Исторически при этом событии присутствовал ученик преподобного – преподобный Михей, однако на некоторых иконах вместе со святым Сергием изображается и преподобный Никон. Боголюбивый иконописец попытался поместить в одном сюжете нераздельно обоих преподобных игуменов. Таким образом автор указывает, что в горнем [48] мире оба первоигумена вместе предстоят в молитве за свою обитель. Наиболее известный образ, представляющий подобный сюжет – это икона второй половины XVII века, известная, как вклад Петра Вельяминова [49] .


Фресковая живопись

В правой части алтаря Успенского собора Лавры имеется фреска XVII века с ростовым изображением преподобного Никона. Напротив нее, слева, располагается такое же изображение преподобного Сергия. Преподобный Никон изображен с развернутым свитком, на котором узнается тот же «симоновский» текст, очевидно, живописец взял за основу надгробный образ, выполненный Ушаковым.

В сокращенном варианте этот же текст повторяется на небольшом иконописном изображении преподобного Никона на современном иконостасе Никоновского предела, написанном под руководством выдающегося иконописца нашего времени – монахини Иулиании (Соколовой) в 50-х годах XX века.

Изображение преподобного имеется в алтарной части Успенского собора Московского Кремля, с правой стороны жертвенника. Это поздняя запись XVII века, восходящая к более раннему изводу 1513–1515гг. Здесь, на круглом медальоне поясная фигура преподобного Никона, в согнутой левой руке его изображен свернутый свиток.


Преподобный Никон Радонежский чудотворец. Изображение в алтарной части Успенского собора Московского Кремля. Поздняя запись XVII века восходит к более раннему изводу 1513-1515гг. (Фото автора).


Изображения преподобного на шитых покровах

Несколько покровов с изображением преподобного Никона сохраняются сегодня в фондах Сергиево-Посадского Государственного музея. Наиболее ранний 1586 года – Вклад царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой [50] .


Первый царский вклад в память преподобного – пелена с вышитым изображением преподобного Никона Радонежского 1586г. из собрания СПГИХМЗ. Вклад царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой. (Фрагмент. Фото автора). 


О предметах времени игуменства преподобного Никона, сохранившихся до наших дней

Помимо приведенных выше рукописных книг, до нашего времени сохранилось несколько предметов принадлежавших самому преподобному игумену или созданных при его участии.


Евангелие преп. Никона   [51]

«Писано на пергамене в два столбца мелким полууставом XIV в., в восьмую долю листа 13,1х10 см., на 194 лл., в переплете, обтянутом голубою шелковою материей, с двумя кожаными застежками. Материя вытерлась и порвалась, в корешке подклеена синею материею. Петли и пти металлические. На ребрах крышек углубления. Выделка пергамена разного достоинства; пергамен мало покоробился. На крышке печатный ярлык с шифром ризничной описи: Г. пр/1. На первом листе старинная запись: «Евангелие четвертное, на харатье, Никона чюдотворца, а не отдати его никому» [52] .

Еще одно евангелие, принадлежавшее преп. Никону


Евангелие ф. 173.I № 138 Приписка на первом листе: «Евангелие 1 в полдесть на харте никоновское чюдотворца».


«Молитвенник» или Служебник преп. Никона

«Молитвенник в осминку на харате чудотворца Никона, оболочен камкою зеленою. Застежки и … медяные». Этим «молитвенником» назван служебник преподобного Никона, написанный частью на пергамене, частью на бумаге. На нем присутствует поздняя надпись XVII века: «Служебник чюдотворца Никона» [53] . По утверждению профессора Е.Е. Голубинского, этим служебником пользовался еще преподобный игумен Сергий [54] .


Кадило преп. Никона
  [55]

Кадило игумена Никона Радонежского. 1405 год. «Кадило чюдотворца Никона серебряное золочено четвероугольчато, а на нем литы святые стоящие, один святой попорченъ, а у кадила четыре чепи серебряны, середи чепей четыре креста серебряны золочены». Надпись на кадиле: «В ле 6913 сиге кадило создан бы Стей Трци замышлениемъ игименом Никоном при блговернем князи великом Васильи Дмитреви» [56] .


Панагия преп. Никона


«Панагея круглая серебряная, на ней образъ Сапсов и архангели и иные святые, литье, а кругъ ее и назади травы резаны, во главе образ Сапсов золочен волячной, сорочка бархатъ червчатъ, Никоновская» [57] .


Фелонь преп. Никона

Равно как и ризы преподобного Сергия, в настоящее время сохраняется и фелонь преподобного игумена Никона: «Ризы чюдотворца Никона камка бела ветха, оплечье камка червчата з золотом и серебром и с шелки, круживо шито золотом и серебром» [58] .


Голубая плащаница


Плащаница «Положение во гроб» – т. н. «Голубая плащаница» [59] начала XV века, изготовленная и использовавшаяся в годы игуменства преподобного. Это самый ранний памятник коллекции русских плащаниц лицевого шитья, сохранившихся в полном виде [60] . Свое название Плащаница берет от цвета фона, выполненного из ярко-голубой крашенины. По утверждению специалистов, первоначально цвет фона был бордовый но шелковая камка, которой он являлся, рассыпался от времени. Золотыми и серебряными нитями на ней помещено изображение, извод которого восходит к византийской традиции. «Его выразительность, как и в лучших произведениях иконописи того времени, достигнута мастерским рисунком, тонко переданным техникой золотного шитья и использованию монохромной цветной гаммы» [61] .


Покров на гробницу преп. Сергия


«Старший из покровов на раку преподобного Сергия, приложенных государями, усвояется преданием великому князю Василию Дмитриевичу. Так как мощи преподобного Сергия открыты (изнесены из земли) 5 июля 1422 года, а великий князь Василий Дмитриевич скончался 27 февраля 1424 года, то из сего следует, что покров, на котором вышито шелками и золотом изображение преподобного Сергия, начал быть изготовляем тотчас же по открытии мощей и что он был возложен на раку с мощами в самом непродолжительном времени после их открытия» [62] . Первоначальный фон покрова – коричневая камка не сохранился. Позже древнее шитье было переложено на голубой шелк. Существует предположение, что мастера, трудившиеся над созданием покрова застали преподобного Сергия еще при его жизни, возможно, рисунок принадлежит Даниилу Черному [63] .


Богослужебные сосуды


Деревянные богослужебные сосуды, хранящиеся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии. Так же сохранилось несколько предметов, принадлежавших преподобному Сергию [64] , несомненно, преемник великого аввы использовал их за церковным богослужением. «Деревянные богослужебные сосуды преподобного Никона, – те же самые (идентичные – авт.), что и преподобного Сергия. Во всем похожи на последние, за исключением того, что по краям читается надпись: «пити от нея, се есть Кровь Моя Нового Завета во оставление грехов» [65] . Сосуды эти – два деревянных потира и два таких же деревянных дискоса. Чаши, как и дискосы, изготовлены методом точения на станке, окрашены алой киноварью с иконописными изображениями. Чаша, принадлежавшая преподобному Сергию, выполнена изящнее – ее стенки заметно тоньше, на ней имеется широкая трещина с краю ножки. Трещина эта не современная, она заметна и на литографическом изображении начала XX века, опубликованном в Житии преподобного Сергия, изданном в 1909 году [66] . Между прочим, в описании этого изображения, составитель данного издания – архиепископ Никон (Рождественский) указывает, что это именно та чаша, из которой, «по преданию, преподобный Сергий причащался благодатным огнем» [67]

Ко времени преподобного Никона традиционно относят серебряный потир [68] с золоченным изображением святых и надписью и дискос [69] , однако, профессор Е.Е. Голубинский ставит под сомнение факт сохранности серебряных чаш, предполагая, что они были «переделаны после» и «перестали считаться сосудами преподобных Сергия и Никона» [70] .


Колокол «Никоновский» или «Чудотворцев»


На сохранившемся в Лавре пятидесятипудовом колоколе [71] читаема надпись: «Ис. Хс. НК. В(о) славу С(вя)тые и Живон(а)чальныя Троица св(е)ршиси колокол сей въ лета бл(а)гоч(ест)иваго и великого князя Василия Дмитриевича и архиеписк(о)па Фотия, Митрополита Киевскаго всея Руси, во обитель въ пр(епо)добнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве от(ца) н(а)шего Никона игумена, въ лето 6928 (1420), индикта 13, м(еся)ца августа 15, на успение Пр(е)чистые Вла(дычи)ца нашея Богородица Мария» [72] .

В настоящее время, колокол находится на третьем ярусе лаврской колокольни, в западном арочном пролете. Примечательно, что колокол – единственный из предметов, относящихся ко времени игуменства преподобного Никона до сих пор не вышел из богослужебного применения – он используется в звоне и доступен для исследователей и ценителей отечественных древностей.



Храмы освященные в честь преподобного Никона

Троицкий собор и Никоновская церковь

Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона Радонежского для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор – старейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, созданный в годы игуменства преподобного, своды которого помнят голос святого игумена.

Первым храмом, посвященным преподобному Никону, является Никоновская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – предел Троицкого собора. Эта церковь построена над гробом преподобного, с южной стороны собора, имея с ним одну общую стену. Подробное описание этой церкви можно найти у нескольких ученых, которые исследовали ее в разное время. Хронологически первым трудом по истории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры является исследование протоиерея Александра Васильевича Горского, (1812–1875) известного церковного историка и богослова, ректора Московской Духовной Академии с 1864 г. О Никоновской церкви он пишет: «Пристроена к Троицкому собору с полуденной стороны, длиною на четырех саженях и двух аршинах; шириною на четырех саженях с половиною. Глава и крест на ней были вызолочены в первый раз около 1720 года; в 1780 году позолота на главе возобновлена; а в 1805 году вместе с Троицким собором вся церковь покрыта золоченою медью и так же украшена снаружи, как Троицкий собор. В 1840 г. наружность здания украшена живописью. Внутри церковь расписана была в 1635 г., а потом в 1779 г. и в 1840 г. В сем же последнем году в ней устроен новый престол, возобновлен иконостас, открыта новая дверь из церкви на запад; и церковь освящена Митрополитом Филаретом 1 июля18. В юго-западном углу сей церкви близ того места, где в Троицком соборе находятся мощи Преп. Сергия, почивают мощи ученика его Пр. Никона» [73] .


Никоновская церковь Троице-Сергиевой Лавры

В числе других исследователей следует указать Голубинского Евгения Евстигнеевича (1834–1912). Историку Русской Церкви, академику Императорской Академии Наук, профессору Московской Духовной Академии, автору ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви – Евгению Евстигнеевичу принадлежит труд «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» [74] , переизданный в 2007 и 2012 годах, который до сих пор является непревзойденным исследованием наследия и истории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Преподобный Никон был причислен к лику святых на соборе 1547 года, и церковь над его гробом была поставлена в следующем, 1548 году. В 1623 году, то есть спустя 75 лет, на место этой первой церкви поставлена новая, большая против нее церковь; эта вторая церковь и остается до настоящего времени. В северо-западном углу церкви, вдоль северной стены, стоит рака (надгробие) над мощами преподобного Никона, которые находятся в земле, или под спудом» [75] .


Интерьер Никоновской церкви

Интересными являются труды современных российских ученых академиков В.В. Кавельмахера и С.В. Заграевского, которые провели колоссальный труд, выявляя имя зодчего этой церкви и уточняя годы ее постройки [76] . Ученые имеют разногласия относительно датировки, что делает их исследования особенно интересными с точки зрения научного поиска. В частности, академик, доктор архитектуры Заграевский пишет: «Исследована архитектурная история церкви преподобного Никона (Никоновского придела Троицкого собора) в Троице-Сергиевой Лавре. Определена базовая датировка памятника 1548 годом, показано, что в 1623 году был перестроен не весь храм, а лишь его верхняя часть» [77] .


Никоновская церковь Введенско-Никоновского монастыря в Юрьеве-Польском

Вторая по времени постройки и по значимости церковь в честь и память преподобного Никона Радонежского находится во Владимирской области – это церковь Введенско-Никоновского монастыря в Юрьеве-Польском. Церковь построена в 1666 году на родине преподобного Никона. Обращает на себя необычный архитектурный извод – это двухабсидный храм с двумя престолами – в честь преподобного Никона Радонежского и Николая Чудотворца. Первоначально это была деревянная Никольская церковь, сооруженная на е месте каменная, сохранила имя святителя в левом пределе, однако именовалась уже то Никоновской, то Никольской. Именно на этом месте стоял когда-то дом родителей преподобного Никона [78] .


Никоновская церковь Введенско-Никоновского монастыря в Юрьеве-Польском (Фото с сайта http://sobory.ru/)


Никоновская церковь села Варварское

Впервые Никоновская церковь была возведена в XVII столетии благодаря Патриарху Филарету Никитичу с целью возрождения села Варварского после разорения в период Смутного времени. Постройке погостового ансамбля: «высотной шатровой холодной Троицкой и теплой деревянной клетской Никоновской церкви с пятью колоколами» предшествовали события, связанные с судьбой самого Патриарха.


Возрождающаяся Никоновская церковь с. Варварское (фото с сайта Нижегородской епархии) 

В конце XIX века Никоновская церковь в силу ее ветхости была разобрана, и в 1905 году было принято решение построить на ее месте новый кирпичный храм. В 1909 году возведение его было завершено. По архитектурным формам это был односветный четверик, завершавшийся декоративной главкой, с пятигранным алтарем [79] .


Церковь Никона Радонежского на Пюхтицком подворье у с. Мариино

Храмы в честь преподобного Никона строются и в наше время. Современная Никоновская церковь – это деревянный храм простой русской архитектуры с шатровым завершением. Построен в 2002 в загородном скиту московского подворья Пюхтицкого женского монастыря. Находится в Сергиево-Посадском районе.


Церковь Никона Радонежского на Пюхтицком подворье в с. Мариино. Фото с сайта http://temples.ru/

Отрадно осознавать, что спустя более чем пол тысячелетия, имя и подвиги преподобного Никона игумена Радонежского сохраняется в памяти соотечественников. Особенно важным является тот факт, что предметы древности - священные реликвии и книжные памятники, помнящие прикосновение рук святого, доступны сегодня боголюбивым паломникам и всем, интересующимся родной историей. Несомненно, в этом заслуга сотрудников Сергиево-Посадского Государственного Исторического музея, сотрудников Церковно-археологического музея при Московской Духовной Академии и братии святой обители Сергиевой.

Молитвами святых преподобных отец наших Сергия и Никона игуменов Радонежских, Господи помилуй нас!

Иеромонах Гурий (Гусев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Примечания:

[1] «Завещание преп. Никона». Из текста надписи со свитка, изображенного на иконе преподобного Никона Радонежского, написанной Симоном Ушаковым в 1675 году на гробницу святого.
[2]  Игумен фактически с 1392 до 1426 (исключая годы игуменства Саввы).
[3]  Василий I Дмитриевич - великий князь московский и владимирский с 1389 года. (скончался 27 февраля 1425г. Погребен в Московском Кремле, в Архангельском соборе).
[4] Латухинская степенная книга 1676 год. СПб ГУ, Ред. Н.Н.Покровский. М., 2012, С. 346.
[5]  А. Г. Бобров, Новгородские летописи XV в.
[6]  Где сейчас Духовская церковь (построена псковскими зодчими в 1476 году).
[7]  Латухинская степенная книга 1676 год. Спб ГУ, Ред. Н. Н. Покровский, ЯСК, М. 2012. С. 346.
[8]  Описание «Никоновского» колокола приводим в приложении. О том, что при преподобном Сергии в Троицком монастыре не использовали колоколов, указывает следующее: в Описании славянских рукописей ТСЛ иеромонахов Арсения и Илария читаем: «В лицевом жтии Сергия (литографии 1853) на обороте листа 173 находится изображение монаха, ударяющего в било, с подписью внизу: «Возвестил же святому, блаженный же (т.е. преп. Сергий) повеле в било ударити».
[9]  Сады в Троицком монастыре упоминаются в Житии преподобного Никона. См.: Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992. С. 301.
[10] АСЭИ Том I. М., 1952.
[11]  ф. 173. I №138.
[12] ф. 304. I № 20 и 21.
[13] ф. 304. III.
[14] Леонид, архим. Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято Троице Сергиевой Лавры. ЧОИДР, 1880, 4, С. 23.
[15] Ф. 304. I, №5, Дополнение к печатному описанию иером. Илария и иером. Арсения.
[16] Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице…, Чтения 1880. 4. С. 26.
[17]  «Служебник, усвояемый преподобному Никону, но на самом деле принадлежавший преподобному Сергию». Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007, Гл. V, С. 255.
[18] Житие преп. Никона (в приложении к диссертации свящ. Яблонского «Пахомий Серб и его агиографические писания»), СПб., 1908, С. LXVII.
[19] Там же.
[20]  ф. 304. I № 190.
[21]  имя писца проясняется из приписки на об. 187 листа.
[22]  Постная Триодь начала XV века, ф. 173 I. № 116, лист 185 об.
[23]  ф. 304. I № 744 на листе 107.
[24] Ф. 304. I № 156.
[25]  Там же, № 165.
[26]  Там же, Лист 316.
[27] Преподобный Никон был причислен к лику святых на соборе 1547 года.
[28] № 763.
[29] Лист 407. См. фото.
[30] Ф. 304. I № 116, л. 415.
[31]  Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием/ изд. Императорской Археографической комиссии. М., 1911. ноябрь, день 17.
[32]  Редакция Симона Азарьина. М., Печатный двор, 1646.
[33]  Жития святых. В 12 томах. Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2006.
[34]  Житие преподобного Никона, составленное Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). М., Университетская типография, 1853.
[35]  Житие и подвизи преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия Чюдотворца. Троицкий сборник №2. СТСЛ, Сергиев Посад, 2002. С. 16-34.
[36]  Житие и подвиги преподобного Никона Радонежского. М., 2016, сост. О.И.Полилова.
[37] Икона находится в Успенском соборе лавры и надпись доступна для прочтения.
[38]  Ср. с текстом Жития: «Житие и подвиги преподобного Никона Рдонежского». Сост. О.И.Полилова. М., 2015, С. 70.
[39]  Там же, С. 76, Фрагмент дословно совпадает с текстом из Жития.
[40]  Там же, С. 77.
[41] Ряд исследователей в разное время уделяли внимание предмету иконографии преподобного Никона. Этой теме посвящены статьи в следующих изданиях:
Спирина Л.М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV–XIX вв. (Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника). С. 126. Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 1995. издательство «ПИК». М., 1995. 309 с.
Т.В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. Сложение фонда икон Загорского музея. Издательство «Искусство». М., 1977. 203 с.
«И свеча не угасла…» Каталог выставки. к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства XV – начала XXI века, памятники истории и археологии. Издательство «Лето». Сергиево-Посадский музей-заповедник . 2014. 270 с.
Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства. XV-XIX веков. Издательство «Руссар». 1992. 111 с.
Куколевская О.С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. М., 2008. Т.1. С. 131
[42]  Спирина Л.М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV–XIX вв. (Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника). С. 126. Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 1995. издательство «ПИК». М., 1995. С. 135.
[43]  В настоящее время хранится в запасниках СПГИХМЗ. Инв. 122 ихо, Дерево, темпера. 215х70,
[44]  ГТГ Музей русской иконы. Симон Ушаков – царский изограф. М., 2015, №33, Черкашина Г.П. Преподобный Никон Радонежский,
[45]  Там же,
[46] Ср. там же.
[47]  Ср. там же.
[48] «Горнем» – Небесном.
[49] Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства. XV-XIX веков. Издательство «Руссар». 1992. С. 136.
[50]  Описание см: Спирина Л.М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV–XIX вв. (Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника). С. 126. Сергиево-Посадский музей-заповедник.  Сообщения 1995. издательство «ПИК». М., 1995. 309 с.
[51] Ф.304 III. № 6.
[52] Опись 1642 г. №15.
[53] Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице…, Чтения 1880. 4. С. 26.
[54] «Служебник, усвояемый преподобному Никону, но на самом деле принадлежавший преподобному Сергию». Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007, Гл. V, С. 255.
[55]  Инв. 332 СПГИХМЗ.
[56] По описи 1641г., л. 106- 107. Подробное описание в статье В.Г. Пуцко: Серебряное кадило преподобного Никона Ражонежского// Троице-Сергиква лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материал III Международной конференции 25 сентября – 27 сентября 2002 г. Сергиев Посад, 2004. С. 352-369.
[57]  Опись 1641 г., л. 90 об. Подробное описание в каталоге: Т.В. Николаева. Произведения мелкой пластики XIII-XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 215-218. №96.
[58]  Опись 1641 г., л. 134 об. Описание в каталоге: А.Н. Свирин. Опись тканей XIV-XVII вв. б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1926. С. 13-14. № 2.
[59]  «Голубая плащаница» начала XVв. из собрания СПГИХМЗ.
[60]  Маясова Н.А. Древнерусское шитье… С. 9.
[61]  С. 344.
[62] Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Часть II/ Воскресенье. СПб. 2007, С. 263.
[63]  Маясова Н.А. Древнерусское шитье… С. 12.
[64]  Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007, Гл. V, С. 251.
[65] Там же, С. 253.
[66] Житие преподобного Сергия Радонежского. Репринтное переиздание 1909 года. СТСЛ. 1999. С. 94.
[67]  Житие преподобного Сергия Радонежского. Репринтное переиздание 1909 года. СТСЛ. 1999. С. 259.
[68]  Инв. 190 СПГИХМЗ.
[69]  Инв. 172 СПГИХМЗ.
[70]  Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007, Гл. V, С. 253.
[71]  Паспорт № 119-22-1-03, т.н. «Чудотворцев» или «Никоновский». СТСЛ.
[72]  Описание приводится по: Леонид (Кавелин), архим. Надписи Тр. Серг. Лавры/ СПБ 1881 С. 82.
[73] См.: Горский А.В., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. (Составлено по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида). М.: ЧОИДР, 1878. 117 с.
[74] См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007.
[75] Там же.
[76] Кавельмахер В.В. Никоновская церковь Троице-Сергиева монастыря: автор и дата постройки. В кн.: Культура средневековой Москвы. XVII век. М., 1999. С. 40-95.
[77]  Заграевский С.В. К вопросу о датировке церкви преподобного Никона (Никоновского придела Троицкого собора) в Троице-Сергиевой Лавре. В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 2006. М., 2009. С. 616–624.
[78] См.: Житие и подвиги преподобного Никона Радонежского. М., 2016, сост. О.И. Полилова. С. 229.
[79] Сайт Нижегородской епархии (электронный ресурс) http://test.nne.ru/pub.php?id=1037 (июнь 2016 г.)




Источник: STSL.Ru
30 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...