О молитве Господней «Отче наш»

О молитве Господней «Отче наш»
Митрополит Вениамин (Федченков)

Если Бог — Отец, и Отец, ко­нечно, не мой, а общий, то ясно, что все мы — братья по Отцу. Мы должны помнить, что Бог не ме­ня лишь одного любит, не мне од­ному лишь Отец, а всем нам… Ка­кая это новая и чрезвычайная идея была для еврейского наро­да! Ведь евреи были воспитаны в совершенно другом воззрении: они лишь единственный народ, любимый Богом и избранный Им. Они весь мир разделили на два лишь лагеря: мы — и прочие, иудеи — и язычники. И вдруг го­ворит: молитесь не: «Отец мой», а «Отец наш». Правда, здесь еще нельзя непременно и сразу усмотреть единство иудейского и неиудейского миров, но уже несо­мненно очевидно, что этим сло­вом «наш» разрывается та самостная, эгоистическая преграда, кото­рая до Христа отделяла «меня» от «не меня», от «них». Отныне дает­ся этим словом сознание, что чело­вечество, люди — едины: сначала среди одного общества, племени, народа, а потом и среди всего че­ловеческого мира. <...>

Достойно примечания это со­знание единства в русском простом народе. Если мы, интеллиген­ты, всегда говорим о себе в терми­нах «я», «меня», «мой» и если так же именно говорит крестьянский люд о высших классах («ты, ба­рин»), то о себе крестьянин очень часто говорит «мы» как о каком-то едином, единомысленном коллек­тиве. Не результат ли это хрис­тианского воспитания Церкви?

Но лучше обратимся каждый к себе. Что я должен чувствовать, когда теперь произношу слово «наш»?

Я обязан помнить, что нельзя мне молиться только о себе одном. Я знаю теперь, что должен молить­ся обо всех. Сначала хотя бы о са­мых близких мне: родных, знако­мых. Но и это еще не высоко: это все же опять «мои». Поэтому я обя­зан молиться и о «чужих», о тех, кого мы привыкли называть этим холодным именем и считать их та­кими и действительно не носить их в сердце своем. Отныне и «чу­жие» мне не чужие, а свои.



1 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...