О Крещении и миропомазании

О Крещении и миропомазании

Из писем о богослужении А.Н. Муравьева


Прежде чем приступить к описанию богослужения, совершаемого при Святом Крещении, я должен себе напомнить, что как вообще все Таинства имеют силу сообщать нам благодать Святого Духа, так и каждое из них отдельно заключает в себе особенный дар Его, под каким-либо чувственным видом.

Таким образом, Святое Крещение омывает нас от первородного греха, через наружное погружение в водные струи, при наитии на них благодати. Онотворческой силой имени Отца, и Сына, и Святого Духа возрождает нас к новой жизни, уже не по ветхому праотцу, который заразил весь род своей духовной болезнью и тлением греха, (потому что рожденное не может быть совершеннее родившего, и от зараженного источника естественно идет зараженный поток) но по Новому Человеку, Христу Богу, Который все Собой обновил и собственным принятием Крещения сообщил Божественную силу Таинству.

Как в самую минуту Крещения Спасителева видимо явилась миру троичность Лиц Единого Божества: глас Отца возвестил о Сыне и Святой Дух снизошел в виде голубя, и как Спаситель, посылая в мир апостолов, повелел им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19), так и Святая Церковь, ни на одну йоту не отступая от слов Христовых, производит в число чад Его, тремя погружениями, во имя каждого Лица Святой Троицы, что составляет основание и сущность Святого Крещения; прочие же молитвы и обряды только поясняют Таинство или приготовляют к нему верующих.

В первые века Церкви, готовящиеся к святому Крещению назывались оглашенными, потому что оглашались первоначальным учением веры; они не могли быть в храме во время совершения Таинств; благонадежнейшие из них и уже назначенные к Просвещению, приготовляемы были в течение целого поста молитвами и поучениями к принятию Таинства. Во время первой половины Литургии позволялось им находиться в притворе храма, до особой о них молитвы.

Теперь приготовления к Таинству, состоящие из предварительных заклинаний против прелести диавола, которому работал мир до Христа и еще работает вне Христа, падают на представительное лицо восприемников младенца, с тех пор как распространение христианства призывает нас еще младенцами в Царствие Божие. Но и при самом начале Церкви бывали частые случаи крещения младенцами: так апостол Петр окрестил в Яффе первого из язычников, сотника римского Kорнилия, со всем его домом от малого до великого. Вера крещающего священника, родителей и восприемников, дополняет недостаток самопознания в младенце; а благодать Божия, как милость свыше раздаваемая, не по заслугам, но по нашей вере и по любви Христовой к человечеству, приемлет всякий возраст, ибо все равно ее не достойны и одинаково нуждаются в спасении.

Bocприемники же, не только обязаны научать истинам веры воспринимаемого ими от купели, но даже, по его младенчеству, за него отрекаться и давать обеты: значит, с какой осторожностью нужно принимать на себя столь священное звание. И с какой верой не заочно, но лично, нужно предстоять при совершении Таинства, влекущего за собой такую великую ответственность. По истине, восприемник, постигающий всю важность своего звания, как настоящий духовный отец младенца, и узы таинственного родства, восприятого им пред лицом Христовым, столь же священны, как и узы крови.

Священник, оглашавший язычника, поставлял его лицом к востоку, у дверей церкви, в одном хитоне (длинная рубашка), и «разрешал пояс, показывая тем, что отныне разрешается союз его с миром, и что стоящий в преддверии истины, должен обратиться от мрака прежних дел. Тогда, по троекратном дуновении в лице его для изгнания духа лукавства, он трижды осенял знаменем креста, с возложением руки на главу его и нарекал ему имя, с молитвой: «Чтобы Господь сохранил прибегшего к Его святому Имени, исполнил его веры, надежды и любви для разумения истинного Бога, написал его в книгу жизни и прославил в нем имя Пресвятой Троицы».

Этой молитвой начинается и над младенцем оглашениe, после чего следуют четыре заклинания против прелести искусителя. На последнем, священник, взывая к Создателю человеков, дабы отверз мысленные очи новорожденному и дал ему Ангела светлого, дует на уста, чело и перси младенца, трижды произнося следующие слова: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его». Здесь перечисляет он многоразличные виды обольщений: духа прелести, духа лукавства, духа идолослужения и всякого лихоимства, духа лжи и всякой нечистоты, чтобы тем обнаружить человеку его тайного врага, и внушить необходимость совершенного с ним разрыва и искреннего соединения со Христом. После этого, обращая на запад крещаемого, трижды его спрашивает: «Отрицаешься ли сатаны и всех дел его и всей гордыни его?» и восприемники отвечают за младенца: «Отрицаюсь».

Но, не довольствуясь этим отречением, чтобы еще больше разрушить всякий союз с духом прелести и неправды и показать, насколько нужно быть осторожным против его тайных неприметных обольщений, священник еще трижды спрашивает: «Отрекся ли сатаны?» и опять трижды ему отвечают: «Отрекся». В засвидетельствование явной вражды велит он и дунуть и плюнуть на него, и тогда обращает новопросвещенного от темного запада к светлому востоку с утешительным вопросом троекратным: «Сочетаешься ли Христу?» и, приняв трижды ответ: «Сочетаюсь», еще трижды спрашивает: «Сочетался ли Христу?», требуя решительного слова: «Сочетался». «И веруешь ли Ему? – говорит наконец священник. «Верую Ему яко Царю и Богу», – отвечает восприемник и произносит за младенца Символ веры. Священник опять спрашивает: «Сочетался ли Христу и веруешь ли Ему?» и снова слышит тот же ответ и Символ. Тогда велит крещаемому поклониться Христу, как поклонился прозревший слепец, исцеленный Спасителем. И вocпpиемники кланяются со словами: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». Священник заканчивает оглашение молитвой ко Господу, хотящему всем человекам спастись и в разум истины войти, чтобы сподобил раба Своего благодати крещения, исполнил его силы Святого Духа в соединении Христу и сделал его чадом Царствия.

Приготовив таким образом младенца к принятию Крещения, он приступает к освящению самой воды, наружного вида Таинства, но прежде, умиленно и втайне молит Господа, испытующего сердца и утробы, презреть собственные его согрешения, дабы возвращающий свободу другим, сам не остался рабом греха и, не взирая на недостоинства священнослужителя, утвердить новорождаемого Христу и святой Его Церкви. Укрепленный смирением, он возвышает голос: «Велик еси, Господи, и чудны дела Твои, и ни едино слово достойно будет к пению чудес Твоих!» и пространно возвещает славу Божию, Которого поет солнце и славит луна, и слушает свет, и трепещут бездны, Которому присутствуют звезды и служат ангельская силы, закрывая крылами лица свои. Потом, нисходя с ужасом к неизреченному человеколюбию Христову, не потерпевшему видеть род человеческий, мучимый от диавола, и в образе раба пришедшему спасти нас, восклицает: «Ты убо, человеколюбче Царю, приди и ныне наитием Святого Духа и освяти воду cию», и испрашивая на нее все благословения Иордановы, знаменует трижды крестом со словами: «Да сокрушатся под знамением Креста Твоего все сопротивные силы». Наконец молится, чтобы дух лукавый, наводящий омрачение помыслов и мятежные мысли, не сошел с крещаемым в воду эту, которая да обратится в воду избавления, освящения, очищения плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение души, баню нового бытия, обновление духа, дарование сыноположения, одежду нетления и источник жизни; молит, чтобы крещаемый, отложив ветхого человека, облекся в нового, и погребшись со Христом в водах Крещения, с Ним бы и воскрес и причелся к перворожденным чадам на небесах.

Наступила минута совершения Таинства. Но перед тем, как погрузить младенца в подобие смерти Христовой, пресвитер освящает его на это таинственное погребение елеем, как мертвеца, ибо отныне он уже мертв миру, но жив Богу, а потому и елей этот называется елеем радования, и помазует перси (грудь) во исцеление души и тела, уши – во услышание веры, руки – для подвигов и ноги, чтобы ходить по стопам заповедей. Таинственный елей означает также благую маслину Иисуса Христа, к которой прививается крещаемый, как новая ветвь, будучи отвергнут навсегда от дикой маслины мира, и сами воды купели освящаются крестообразно елеем, в знамение мира Божия с человеками; ибо Господь, предобразуя грядущую благодать Свою, послал в ковчег Ноя голубицу с масличной веткой.

Тогда, взяв обнаженного младенца и возложив на главу его руки, священник, взирая к востоку, погружает его трижды в спасительные воды, с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа, и новое чадо Церкви возносится от купели, таинственно рожденное и усыновленное Богу через Иисуса Христа, свыше всякого слова. Оно облекается в ризы правды, в белую одежду нетления, заменившую кожаные ризы, какие дал Господь согрешившему Адаму; а восприемникам даются свечи, в знамение того невещественного света, который просветил младенца и сделал его способным принять другое целительное таинство Миропомазания, т.е. совершения в вере.

Подобно как при Крещении, посредством воды, духовно омывается человек от греха, так и под видом Мира, которым помазывается тело, запечатлевается и утверждается возрожденный от купели, в истинах веры, и ему сообщаются силы духовный благодати, для подвигов, какие требуются от христианина. И хотя священник совершает это второе Таинство, вслед за первым для того, чтобы новое чадо Церкви имело в себе, уже при самом начале, орудия сильные противоборствовать обольщениям, миро, через которое они сообщаются, должно быть предварительно освящено епископом соборно, потому что апостолы всегда утверждали в вере новокрещаемых соборной молитвой, с возложением рук. Так, Петр и Иоанн были посланы от всего сонма двенадцати в Самарию для утверждения в вере принявших там Святое Крещение и запечатлели их дарами Святого Духа; и сами апостолы, прежде нежели сошел на них видимо Дух Святой по Вознесении Христовом и сделал их учителями вселенной, были утверждены в вере Спасителем, в день Его Воскресения, когда, явившись сквозь затворенные двери храмины Он дунул на них и сказал: «Примите Дух Свят» (Ин. 20, 22).

Миро же употребляется для того, чтобы епископ, освятивший его, мог заочно освящать им крещаемых и чтобы видимо изобразить невидимое помазание Святого Духа, нисходящее на христианина, подобно тому помазанию, каким освящались ветхозаветные священники, цари и пророки. Пресвитер, с молитвой, постепенно знаменуя миром крест на всех частях тела, на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, говорит при каждом помазании: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Только с этой минуты принадлежит младенцу имя христианина, ибо и название Христа, т. е. помазанника, выражает, что Спаситель был свыше помазан Духом Божиим, как Он Сам о Себе возвещает: «Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» (Лк. 4, 18).

Священник совершает трижды с восприемниками, несущими младенца, хождение кругом купели, против солнца, возглашая: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27), ибо новый воин, облекшись во Христа, должен идти к Нему, Солнцу правды, руководимый учением веры, не по привольному пути мира, склоняющемуся на запад, но вопреки его учениям и началам и собственным страстям своим.

После этого знаменательного хода, чтение послания апостола Павла к Римлянам объясняет нам духовную силу Таинства Крещения: «Все мы, крестившиеся во Иисуса Христа, в смерть Его крестились; итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним; зная, что Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, а живыми же для Бога во Иисусе Христе, Господе нашем» (Рим. 6, 3-11).

Конец Евангелия от Матфея свидетельствует, после чтения Апостола, о самом учреждении Таинства Христом: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и увидевши Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами, во все дни, до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 16-20).

В первобытной Церкви новокрещенный, не выходя почти из храма семь дней, носил белую одежду, возложенную на него, в отличие и знак духовного торжества, а на восьмой день, священник, с молитвой, разрешал ему пояс одежды и, окропив святой водой, омывал губой, как уже очищенного и совершенного, и постригал волосы в знак отложения мертвых дел. Он опять напоминал ему этими обрядами, что облеченный в светлую ризу Христову, омовенный от греха и очищенный Его верой, и постриженный во имя Его, должен быть чистым.

Теперь, когда оба Таинства вместе совершаются над младенцем, присоединяется к ним и этот окончательный обряд. Священник, испрашивая новорожденному соблюдение даров Святого Духа и жизнь вечную, кропит его водой со словами: «Оправдался еси, просветился еси, омылся еси, именем Господа нашего» и отирает его напоенной губой, вспоминая при этом великие Таинства, над ним совершившиеся.

Наконец, он постригает его крестообразно, во имя Пресвятой Троицы, и молит, чтобы на главу освященного верой младенца сошло благословение Божиe, по примеру Давида, и чтобы, возрастая до седой старости, он славил Господа и созерцал во все дни своей жизни, благая Иерусалима.


Источник: Вечное «L'Éternel». Православный журнал. № 7-8 июль-август. – Аньер (Франция), 1948. С. 42-46.


STSL.Ru


11 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...