О картинах П.И. Нерадовского из Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры

О картинах П.И. Нерадовского из Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры
Летом 1948 г. в Сергиевском храме Трапезной ТСЛ был установлен до ныне находящийся там иконостас. (Исторически принадлежавший храму иконостас не сохранился). Основу иконостаса составляет живописный ансамбль икон конца XVII - начала XVIII в. из московской церкви Николы Большой Крест. Наряду с древними иконами в состав иконостаса при его монтаже были включены иконы художников-палешан конца 40-х годов XX в. (местный и праздничный ряды), а также четыре картины на библейскую тему художника П.И. Нерадовского. Известный музеевед, историк искусства, художник, Нерадовский руководил в ту пору реставрацией живописных памятников Лавры в качестве эксперта-представителя Комитета по делам искусств при Совете министров СССР и заведовал одним из отделов музея-заповедника. Как художник-реставратор он принял деятельное участие в восстановлении иконостаса Сергиевского храма.

Никаких документальных сведений об этой работе художника в архивах, к сожалению, не сохранилось. Однако в 1940-х годах в Лавре вместе с П.И. Нерадовским работал художник-реставратор живописи С.М. Боскин (1907-1992), с которым автору в ходе изучения иконостаса довелось встретиться. По словам С.М. Боскина, Нерадовский приступил к написанию картин осенью 1948 г. Закончив работу в конце года, он передал рисунки и подготовительный материал на хранение С.М. Боскину. Так в составе иконостаса Сергиевского храма оказались четыре картины на библейскую тему, выполненные П.И. Нерадовским. Это "Рождение Моисея" (1), "Иосиф открывается братьям" (2), "Исаак благословляет Иакова" (3) и "Вознесение Ильи пророка на небо" (4). Они написаны маслом на холсте (наклеен на фанеру) и установлены по краям цокольного ряда иконостаса.
В картинах представлены библейские сюжеты из книг Бытие (2, 3), Исход (1), IV Книга Царств (4).

В принципах, которые исповедует здесь художник - классическая построенность композиций, философское истолкование сюжета, лаконизм колористического решения - прослеживается преемственность лучших традиций русской живописи XIX в. в области мифологического жанра (А.А. Иванов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской). Что касается иконографического решения сцен, то здесь Нерадовский, по всей видимости, прибегнул к помощи известных художников, снискавших себе славу на поприще иллюстраторов Библии: Гюстава Доре (1832/1833-1883) и Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1794-1872). Иконографическим источником для сцен "Рождение Моисея", "Иосиф открывается братьям", "Исаак благословляет Иакова" Нерадовскому послужили аналогичные гравюры Г. Доре. Сцену же "Вознесение пророка Ильи" художник решил, обратившись как к гравюре Доре (левая часть картины), так и гравюре Шнорра (правая часть картины). 


"Иосиф открывается братьям"

"Рождение Моисея"

"Исаак благословляет Иакова"

"Вознесение пророка Илии"

Как талантливый художник Нерадовский лишь в общих чертах следовал композиционному решению гравюр. Иллюстративным, натуралистичным, театрально-пафосным принципам известных иллюстраторов Библии Нерадовский предпочел психологичес-кую линию развития сюжета. Усилив драматургию, он внёс новое живое содержание в библейские образы.

П.И. Нерадовский оставил богатое живописное и графическое наследие (пейзажи, натюрморты, виды архитектурных ансамблей, портретная живопись). Библейская тема почти не нашла отражения в его творчестве.

Очевидно, что серьёзные профессиональные навыки в области рисунка, композиции, пластической анатомии, приобретённые за годы обучения в Академии художеств, стали той основой, на которой сформировалась высочайшая культура исполнительного мастерства художника, его глубокое понимание законов жанра. Это позволило П.И. Нерадовскому блестяще справиться с задачей написания картин на библейскую тему. Они по праву могут занять достойное место в его творческом наследии.

Л.Н. Савина (Сергиев Посад)

Источник: Тезисы докладов V Международной конференции “Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России”.


1 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...