О грехе первородном

О грехе первородном

Не живет во мне, сиречъ во плоти моей, доброе. 

Рим. 7, 18

В прежней церковной беседе мы говорили, братия, что первые люди были сначала невинны пред Творцом и Господом своим, а потому и блаженны. Господь Бог, Источник всякой жизни, свет всякого ума, мир и радость для всякого чистого сердца, всегда был с ними; имел обитель в их сердцах, любил их и подавал им не­изреченный мир и радость, и если бы первые люди ' навсегда остались в своей невинности и в своем бла­женстве, то и все люди доселе также были бы не­винны и блаженны. Но Адам и Ева, как мы видели, не сохранили своей невинности, не исполнили послу­шания, данного им Творцом, и возмечтав быть больше, чем сколько они были, оказались гордыми, самолю­бивыми и неверными и преступили Божью заповедь. И как через непослушание, гордость и недоверчивость к Богу они удалились от Него, то и Он удалился от них. А что за жизнь без Бога, когда всякая жизнь — на небе ли, на земле ли — происходит от Бога и без Бога нет жизни? Оттого-то, братия, пер­вые люди как только согрешили, почувствовали беспорядок, смятение, скорбь и тесноту в душе, потому что, по закону Божьей правды, скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое (Рим. 2,9); они вдруг заметили, что душа их помрачилась, мысли и желания их возмути­лись, воображение и память начали затмеваться. Вместо прежних ра­достей и душевного спокойствия они должны были теперь переносить мучительнейшие труды и всякого рода неприятности, наконец, грозила им болезненная старость, а после нее — смерть. Но, что всего ужас­нее, дьявол, который утешается страданиями человека, возымел над ними власть. Сами стихии, т.е. воздух, огонь и проч., после греха сдела­лись им враждебными: с этого времени они начали чувствовать вредные действия холода, жары, ветров и непогод. Звери сделались свирепы и стали смотреть на людей как на врагов своих, между тем как преж­де, когда люди были невинны, звери страшились человека, как царя своего. Все, что стало после греха с первыми людьми, должно было непременно стать — как и действительно стало, и теперь бывает — и со всеми от них размножившимися людьми, потому что все люди были в Адаме, как плод в семени; а каково семя, таков и плод, или каково дерево, таковы и плоды, каков корень дерева, таковы и отрасли. Не мо­жет древо зло плоды добры творити (Мф. 7, 18). В числе других последствий греха потомство падших прародителей постигли разные болезни, которые с течением времени делались разнообразнее и жес­точе; далее, люди скоро забыли, что они — братья, и перестали любить друг друга, мало того, стали нападать друг на друга, гордиться, ненави­деть, завидовать, обманывать, мучить и убивать друг друга. Таковы люди стали после первого греха. Греховное состояние нашей природы, с которым и в котором мы рождаемся, называется первородным гре­хом, а все худые последствия его для людей — следствиями перво­родного греха. Когда, братия, вы замечаете в себе слабость ума, чув­ствуете зло в сердце или испытываете скорби сердечные, болезни те­лесные и разные несчастья, смиряйтесь тогда перед судом правды Божией и вините во всем себя или грех, который произвел все беды в мире, и всей силой души возненавидьте это величайшее зло.

20141223_501.jpg 
Изгнание Адама и Евы из Рая.
Фреска притвора Трапезного храма 
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Последствия первородного греха достойны слез особенно потому, что плоть человеческая возобладала над душой, чему бы не следовало быть; лучшее стало в подчинении у худшего; плоть начала склонять душу ко всякому греху, а душа — Божественное дыхание — вместо того, чтобы господствовать над плотью, сама стала жить сообразно с греховными влечениями плоти. Осталось, правда, в душе ведение о Боге, стремление к Нему, желание соединения с Ним, но все это было слабо; притом плоть старалась как можно скорее заглушить, усы­пить это. Оттого все люди чрезвычайно скоро развратились так, что нужно было смыть их с лица земли потопными водами. Бог изрек о допотопных людях: не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Но зло плоти или плотских лю­дей не истреблено и потопом, а только ослаблено, и потому оно разли­лось скоро и после потопа.

Чтобы подчинить грешную плоть душе, чтобы душа не исполняла похотей плоти, человек должен много потрудиться, в продолжение всей жизни он должен терпеть неизбежную борьбу между плотью и духом. Когда христианин будет стараться изменить жизнь свою на лучшую, тотчас заметит он, что плоть похотствует на духа, дух же на плоть (Гал. 5, 17), что плоть хочет покорить себе дух, а дух — плоть; плоть! хочет гордиться, величаться, а дух, напротив, хочет смиряться; плоть хочет гневаться, злобиться, ссориться, мстить делом или словом, а дух этого не хочет; напротив — все хочет с кротостью прощать; плоть хочет погрязать в таких делах, о коих срамно и говорить, а дух устраняется их и хочет только целомудрия; плоть хочет лукавить, льстить, лгать, хитрить, обманывать и лицемерить, но дух ненавидит это и хочет говорить только истину и поступать просто, без всякой хитрости и лицеме­рия; плоть хочет человека ненавидеть, а дух хочет любить всякого человека; плоть хочет в праздности жить, лениться, а дух не терпит этого; напротив, ищет упражнения в благословенных трудах; плоть ищет гульбищ и пиршеств, а дух отвращается их и хочет или умеренно жить, или поститься; плоть хочет искать в этом мире чести, славы, богатства, а дух все это презирает и стремится только к одним вечным благам; ' плоть бежит от молитвы или собеседования с Богом, а дух только и хочет жить молитвой; плоть силится истребить веру во все небесное и жить только земным, а дух все свое наслаждение полагает в созерцании небесного, невидимого.

Такова борьба плоти и духа, таково противоречие в нас самим себе, одно в нас хочет того, а другое — другого. И эта борьба происходит в нас вследствие первородного греха. Все, даже великие святые, заме­чали в себе эту странную борьбу между плотью и духом. Так, св. апо­стол Павел говорит о себе: Вем, яко не живет во мне, сирень в плоти моей доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю. Лще ли еже не хощу аз, сие творю, уже не аз сие творю, но живый во мне грех (Рим. 7, 18—20). Св. Григорий Богослов так говорит об этом странном противоречии в себе: «Я терплю непре­кращающуюся тревогу брани между враждующими взаимно и пло­тью и душой; я — образ Божий и вовлекаюсь в греховность; худшее за нас пролитой и ныне приносимой в алтарях христианских церквей, Он обновил и обновляет растлевшее грехом естество наше так, что аще I кто во Христе, тот нова тварь (2 Кор. 5, 17), т.е. истинный христианин становится совершенно новым человеком, святым, богоугодным.

Мы, братия, называемся христианами; но вот что апостол говорит об истинных христианах: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Распинаем ли мы свою плоть со страстями и похотями? Не удовлетворяем ли мы ей во всем? Ах, во всем удовлетворяем: мы живем беспечно, не пользуясь или весьма мало пользуясь пособиями, с такой готовностью в Слове Божьем и в Таин­ствах веры ежедневно нам предлагаемыми для нашего спасения.

Братия! Вечное спасение вожделенно и бесценно, а вечная поги­бель — страшна. Но спастись нельзя, не вооружась против плотских похотей, будучи христианами по имени только, а не по делам.

Итак, призвав в помощь Господа Иисуса Христа, нашего Помощни­ка, нашего Спасителя всемогущего, будем противиться греху, не будем творить плоти угодия в похоти (Рим. 13, 14), и во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 4). Аминь.


Источник: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. О Боге. - Санкт-Петербург, "Сатис Держава", 2006.


19 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...