О говении

О говении

Свт. Феофан Затворник


Дело покаяния просто: один вздох и слово: согрешил, не буду. Но этот вздох должен пройти небеса, чтобы стать ходатаем у престола Правды, и это слово должно изгладить из книги жизни все письмена, коими означены там грехи наши. Где же возьмут они такую силу? В безжалостном самоосуждении и в горячем сокрушении. Вот сюда и да будет устремлено все наше покаянное рвение: умягчите и сокрушите сердце свое, и потом, в час исповеди, не устыдитесь открыть все, что стыдит вас пред лицом Бога и людей.

В деле говения самым трудным представляется нам идти на дух и открыться духовному отцу своему; на деле же это должно быть самым отрадным действием. Не отрадно ли покрытому ранами получить исцеление? Запятнанному всякой нечистотой быть омыту. Связанному узами получить свободу? Но в этом и состоит сила священнического разрешения на исповеди. Приходим в ранах – отходим исцеленными; приходим нечистыми – отходим убеленными; приходим в узах – отходим свободными. Таково обетование Божие: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися.

Оправдишися несомненно: но прежде глаголи беззакония свои без утайки. Ведай, что только открытая рана врачуется, только обличенная нечистота омывается, только указанная уза разрешается. Блюди убо, да не неисцелен, неубелен и неосвобожден отыдеши!

Действующий здесь есть Господь. Духовный отец – Его лицо представляет и Его слово изрекает. Господь знает грех твой и ты мысленно не можешь не сознавать его пред Господом; но Господь хочет знать: обличил ли бы ты себя во грехе пред лицом Его, если бы Он Сам стал пред тобой, или ты стал запираться, как прародители. Почему и положил являть тебе лицо Свое в отце духовном, исповедующем тебя, повелев изрекать ему от Своего лица и разрешительное слово, которое потому, будучи произносимо на земле слабой тварью, запечатлевается на небе силой Божией. И другое еще лицо представляет духовный отец – лицо всего человечества. Кто стыдится обличить себя на исповеди, да гонит стыд сей тем помышлением, что здесь стыд за стыд, стыд меньший за стыд больший; стыд спасительный за стыд безотрадный и бесполезный! Пред лицом всего человечества обличатся некогда все недобрые дела наши, и таким стыдом покроют нас, что мы охотнее согласились бы быть заваленными под горами, нежели подвергаться ему. Вот и учредил Господь устыдение пред одним, чтобы чрез то избавить от пристыждения пред целым человечеством.

Есть одно препагубное лукавство в сердцах наших: все грехи раскрывают иногда охотно, исключая своего главного, – того, который больше всех срамит и стыдом покрывает лицо наше. Чаще всего это плотский грех, но и всякий другой может встать в разряд сей. В ком есть такая немощь, тот готов бывает и все подвиги поднять и всякие добродетели совершить, лишь бы неприкосновенной осталась любимая болезнь. А у Господа таков закон: не давай мне милостыни, когда страждешь нецеломудрием, не давай поста, когда обременен любостяжанием, не давай труда молитвенного, когда негодуешь тщеславием. Свою рану открывай, чтобы исцелиться и украситься противоположной добродетелью. Воодушевись же всякая душа преодолеть себя в том особенно, что противится преодолению.


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 4 апрель. – Аньер (Франция), 1948. С. 3-4.

6 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...