О Евангелии от Марка

О Евангелии от Марка

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Евангелие от Марка [*] является кратчайшим из четырех Евангелий. Оно преимущественно содержит повествование о высоте Богочеловеческой личности и той исключительной Божественной силе Господа Иисуса Христа, которая проявлялась во всех Его речах и деяниях, привлекала к Нему одних и обостряла противостояние других.

Повествование это закончилось смертью на Кресте, бесславной для некоторых, а для учеников и последователей Христовых – славным Воскресением Спасителя, Вознесением Его на небо и обетованием того, что Он создаст Церковь, которую никто и никогда, даже врата ада, не одолеют до скончания мира (см.: Мф. 16, 18). Вот таково в целом направление проповеди апостола Марка, который, как мы говорили в прошлый раз, записал основное содержание проповеди святого апостола Петра.

Коротко об апостоле Петре. Он происходил из зажиточной, но простой рыбацкой семьи. Был чистосердечен и прост сердцем, действовал решительно, но и поспешно, без особых раздумий, оттого порой впадал в невольные ошибки. Как человек непосредственный, быстро воспринимающий окружающие его события, он с необыкновенной яркостью передает то, что, может быть, выпало из поля зрения других учеников.

Возьмем такой пример.

Все четыре евангелиста повествуют о чуде насыщения Господом пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами в пустыне Галилейской (см.: Мф. 14, 13-21; Мк. 6, 31-44; Лк. 9, 11-17; Ин. 6, 1-14). Вот что говорит о Христе апостол Марк со слов апостола Петра. Господь сказал ученикам, чтобы они рассадили людей на зеленой траве для слушания проповеди и для отдыха. Ибо сидеть на камнях, песке или зеленой траве – существенная разница. Никто из евангелистов не передает с такой болью и остротой переживания апостола Петра, когда он отрекся в страшную ночь суда над Господом в саду первосвященника, как это делает евангелист Марк. Он сообщает, что Петр взглянул на Иисуса и вышел вон, плача горько.

У русского писателя А.П. Чехова, изумительного знатока человеческих душ, есть рассказ «Студент», где он передает устами студента-семинариста эти переживания. Конечно, это затронуло не только одного Чехова, не только созданного им героя, студента семинарии. Всех нас волнует глубокая жизненная правда Святого Евангелия, которая буквально каждой строкой пробуждает в людях самые возвышенные чувства и состояния.

Апостол Петр фиксировал все своим восприятием с той непосредственностью и яркостью, которую может передать человек искренно преданный, любящий, горячий и импульсивный. Неслучайно Евангелие от Марка всегда привлекало к себе новоначальных – тех, кто только вступал на путь христианской жизни, потому что в кратком повествовании этого Евангелия запечатлен облик Господа Иисуса Христа, Который был Божественно велик и глубоко человечен, близок всем, и прежде всего Своим ученикам.

Читая Евангелие от Марка, мы видим, что большая его часть, первые девять глав, посвящены проповеди и чудесным деяниям Господа Иисуса Христа в Галилее.

Десятая глава начинается с повествования о том, как Иисус идет в Иерусалим. Идет Он не обычным путем, которым шли паломники, не правобережной стороной Иордана, а левобережной. Почему? Да потому что когда Господь шел, за Ним следовало множество людей, которые не давали Ему покоя. Для того чтобы молиться, Он уходил ночью один, и там Его искали люди и спрашивали: «Почему Ты покинул пас и ушел?» Вспомним слова Евангелия, где сказано, что людей было так много, приходящих и уходящих, создававших постоянную толпу вокруг учеников, что им даже некогда было есть (см.: Мк. 6, 31). Вспомним, как Христос, утомившись от пути и проповеди, в сильную бурю спал на корме ладьи, которую бросало ветром и волнами, но таково было Его человеческое утомление (см.: Мк. 4, 37-38).

Итак, поэтому Господь берет Своих учеников и ведет их пустынной дорогой левобережной Палестины (где было меньше людей, где были нехоженые тропы), чтобы наедине побыть с ними пред Крестными страданиями, открыть им конец Своей земной жизни, приготовить их души к восприятию переживаний на Голгофе. Он открывает им это будущее, говоря: итак, мы входим в Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий на пропятие первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Воскреснет (см.: Мк. 10, 33-34).

Правда, Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим был торжественным, это описывается в 11-й главе. Мы все можем представить, как это было, ибо совершаем праздник Вербное воскресенье в Неделю ваий. И на одной из наших стенных росписей вот здесь, справа, изображен вход Спасителя в Иерусалим. Люди были в восторге, они кричали: «Осанна (то есть да будет свят, да будет возвышен)! Благословен Грядущий во имя Господне, благословен Царь Израилев!» И Его встречали как царя, и многие срывали свои одежды, бросали под ноги осленка, на котором ехал Господь Иисус Христос; дети взбирались на деревья, срывали пальмовые ветви и бросали их в толпу. Воодушевление ее было таково, что некоторые фарисеи из среды народа, враги Господа, сказали: «Прикажи им замолчать». На что Иисус Христос ответил: «Это невозможно сделать. Если умолкнут они, то камни возопиют» (см.: Лк. 19, 40).

Такой апофеоз явился признанием людей, которые пользовались Его благотворной проповедью, видели Его чудеса, шли за Ним...

Итак, Господь вступил в Иерусалим. И что же Он сразу сделал? Он изгнал из храма торгующих и продающих, Он обличил ложных вождей иудейского народа за то, что они сами нарушают закон, учат этому и простых людей. Он показал, что бесплодная смоковница не может существовать. Только то дерево, которое приносит плоды, достойно жизни. Преподав эти знаки Своего могущества и труда, Господь удалился с учениками на близлежащую Елеонскую (Масличную) гору.

На вершине этой горы ныне стоит русский православный Спасо-Вознесенский женский монастырь – «Русская свеча», как ее называют местные жители; у подножия этой горы стоит русский православный храм во имя святой Марии Магдалины. Здесь, в Гефсиманском саду (в саду Елеонском), дал Господь последние наставления Своим ученикам и молился перед предательством Иуды и арестом.

Глава 14-я повествует о том, как был совершен последний суд над Господом Иисусом Христом, в 15-й главе повествуется о Его Распятии и погребении, а в 16-й – о том, как Господь через ангела, а затем и Сам явившись, возвестил о Своем славном Воскресении и дал ученикам заповедь идти и основать Церковь, распространить ее по всей земле. Так началась наша христианская история.

Во всем историческом течении в центре стоит личность Господа Иисуса Христа. И преимущественно в том изложении и изъяснении, которое сделал апостол Марк. Евангельское повествование апостола Марка лишь на одну десятую часть короче евангельских повествований апостолов Матфея и Луки. С исторической точки зрения, пожалуй, наиболее подробно повествует о евангельских событиях апостол Лука. Наиболее убедительно и доказательно для иудеев, отвергающих Божественное достоинство Иисуса Христа, повествует Матфей.

Кратко, выбирая самое существенное для того, чтобы укрепить веру в Господа Иисуса Христа, Его Божественное достоинство, повествует апостол Марк. И я прошу вас прочитать внимательно Евангелие от Марка; читать с молитвой. Акафист Иисусу Сладчайшему, этот молитвенный гимн, служит как бы комментарием, как бы раскрытием тех Божественных действий и свойств личности Господа Иисуса Христа, которые апостол Марк записал в своем евангельском повествовании.

Какой же полезный нравственный вывод мы сделаем для себя? Мы обращаемся к Господу Иисусу Христу и прославляем Его воплощение. Мы говорим, что через восприятие человеческого естества Господь приблизился к нам, открыл нам познание Отца Небесного, низвел на землю благодать Святого Духа, а далее перечисляем и славим Пречистую Приснодеву Матерь Божию, Пророка и Предтечу Иоанна, апостолов, мучеников, святителей, преподобных, то есть всю Церковь.

И вот, если вы задумаетесь, так в нашей жизни и происходит: приходя в храм или молясь дома, мы обращаемся, прежде всего, к наиболее любимым и близким нам святым угодникам Божиим, и прежде всего к Царице Небесной, называя Ее Заступницей усердной и многими другими именованиями, которые так близки нашему молящемуся духу. Реже мы обращаемся к Иоанну Предтече, забывая о том, что о нем сказал Господь: нет на земле большего, чем он, среди рожденных женщинами.

Мы редко обращаемся к святым апостолам, чаще всего, может быть, к апостолу Иоанну Богослову, потому что здесь его место обитания. Мы вспоминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла и прочих святых апостолов в дни их праздников. Но редко-редко обращаемся к ним с молитвой, чтобы помогли нам уразуметь истину христианской веры святые апостолы евангелисты Матфей, Марк, Лука. Не гак редко обращаемся к мученикам и преподобным, чьи имена многие носят. Довольно часто обращаемся к святителям, особенно к чудотворцу Николаю, Спиридону Тримифунтскому и многим другим. В храме и дома мы просим всех святых угодников Божиих, предстоящих у Престола Господа Иисуса Христа, чтобы они помогли нам. Правильно ли это? И правильно, и неправильно. Потому что все они являются драгоценными членами Святой Православной Церкви, все они получили силу от Пастыреначальника и Основоположника Церкви Господа Иисуса Христа ходатайствовать за нас. Напомню слова апостола Павла к коринфянам. «Знаете ли вы, – пишет он, – что все мы – члены одного тела, глава которого Христос, а порознь – члены; когда страдает или благоденствует один член, с ним страждет или радуется все тело. И не может одна часть тела сказать другой: ты мне не нужна» (см.: 1 Кор. 12, 13-27). «Итак, возрастайте все в меру возраста Христова» (см.: Еф. 4, 13).

Напомню еще близкие нам слова уже из нашей частной богослужебной практики. В молитве преподобному Сергию Радонежскому есть такие слова, обращенные к святому, чтобы он испросил у Господа Иисуса Христа помощь и благословение всем нам, ибо, цитирую: «Ты предстоиши престолу Света Неприступнаго и в нем, якоже в зерцале, зриши вся наша скорби и нужды и прошения». Итак, братья и сестры, обращаясь с молитвой к угодникам Божиим, мы просим их усилить нашу молитву своим заступничеством пред Престолом Божиим. Но главная цель нашей молитвы, ее направление, если сказать языком мирским, есть Господь Иисус Христос.

И потому всякое дело, которое мы начинаем, и особенно молитву, мы начинаем по предписанию Церкви со слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», а затем говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (или грешную)». Мне вспоминается сожаление наших духовных старцев, которые говорили, как печально им бывает, когда в храме заказывают молебны только святым, забывая о том, что источник всех благодеяний – Господь Иисус Христос, «нас ради и нашего ради спасения сшедший с небес и воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы, распятый за нас, и страдавший, и погребенный, и воскресший в третий день, и восшедший на небеса, и сидящий одесную Отца, и паки грядущий судити всему миру». Как и Сам Господь сказал апостолам: Я с вами... до скончания века (Мф. 28, 20).

Итак, братья и сестры, положим себе за правило усерднее просить Господа укрепить наш дух, очистить нашу совесть, явить Свою Божественную волю в нашей жизни прежде всего через очищение нашей души, чтобы мы себя достойно готовили к встрече светлого праздника Пасхи, Христова Воскресения, ибо с нами праздник Пасхи празднуют и апостолы, и святители, и мученики, и преподобные на небесах, и множество людей на земле. Праздник Пасхи – это Светлое Христово Воскресение. Вспомним и о том, что именно Животворящего Тела и Пречистой Крови Господней мы причащаемся. Это великое таинство, это великое благодеяние, ибо Господь не единожды только в Вифлеемскую ночь родился, восприяв естество человеческое от Пречистой Девы Матери, но Он ежедневно совершает это же великое таинство Боговоплощепия, даруя Себя в снедь верным. Помните, как поется за Литургией в Великую субботу? «Приходит для того, чтобы дать Себя в снедь верным». Воспринимая Святое Причастие, Животворящее Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, мы действительно всем своим существом соединяемся с Ним.

Вспомним и о том, что Господь, восприняв человеческое естество, в Вознесении Своем нас, грешных людей, немощных и слабых, подверженных многим и многим порокам, очищает через Церковь, возносит к Престолу Божию. Ведь живя в постоянном нашем житейском напряжении, постоянном борении со страстями и помыслами, в нуждах чисто человеческих, мы очень мало богословствуем, мы очень мало думаем о том, что действительно совершается в нашем незримом духовном существе. А об этом мы, христиане, прежде всего и должны думать. И благодарить Бога за то, что дал Он нам такую светлую силу духовного преображения; что дает Он нам постоянно силы для нашего духовного возрождения; что дал Свою Церковь нам как великое основание совместного подвига духовной жизни. Евангелие от Марка очищает нашу мысль, пробуждает в нас сознание величия искупительного подвига, совершенного Господом. Святая Церковь, Главой которой является Сам Христос, своими молитвами и примером многих людей пробуждает наш дух от спячки, от постоянного греховного развлечения, от забвения своей высшей цели, для которой создан человек.

Итак, братья и сестры, прочитаем внимательно Евангелие от Марка, будем усерднее молиться Господу Иисусу Христу. Будем чаще, по возможности постоянно, повторять в душе молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». У кого есть этот навык, тог знает, что ни дорога, ни многолюдство, ни работа не мешают этой внутренней молитве.

И тогда светлый праздник Пасхи будет для нас действительно встречей с Воскресшим Спасителем. Радость, которую никто не может отнять, как сказал Он. И тогда апостол Марк будет радоваться на небесах, что труд его, оставленный им почти две тысячи лет тому назад, не был напрасным, а дал добрые всходы в наших сердцах. Аминь.

28 февраля 1988 года


Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 297-304.


ПРИМЕЧАНИЕ

[*] Здесь приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».


8 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...