О достойном приобщении Святых Тайн

О достойном приобщении Святых Тайн

Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов, †1883)

I

«Будите во Мне, и Аз в вас» (Ин. 15, 4), – говорил Господь Своим ученикам, преподав им Божественное Тело и Кровь Свою. Значит, для теснейшего, внутреннейшего, животворного и спасительного соединения с Господом Иисусом Христом не довольно одного видимого вкушения Тела и Крови Его. Для того, чтобы соединение наше со Христом было животворно и спасительно для нас, оно должно быть обоестороннее, полное и совершенное. Если Он предал всего Себя нам и для нас, то и нам должно предать себя всецело Ему и для Него. Он положил за нас душу Свою, и нам должно предать дух с Господом. Он предал нам в снедь Teлo и Кровь Свою, и нам должно предать тело свое Господеви (1 Кор. 6, 13), по слову св. Павла. Несте свои, куплени бо есте ценою; прославите убо Бога в телесех ваших и в душах вашихъ, яже суть Божии (1 Кор. 6, 20). Такова сущность Божественного завета.

Итак, в ком из причащающихся Тела и Крови Христовой пребывает Христос? В том, кто сам всецело пребывает во Христе; кто пленил разум свой в послушание веры Христовой – мыслить так, как учит Божественное слово; от сердца верует всему, что благоволил нам открыть Сам Господь; кто поучается в законе Господнем день и нощь; кто покорил волю свою игу Закона Христова; желает того, что угодно Господу; стремится к тому, чтобы в желаниях и поступках его исполнялась воля Божия; от сердца отвращается всего, что противно Закону Господню; кто самое тело свое употребляет в орудие правды, хранит плоти своей в чистоте и святыне, паче же всего кто возлюбил Господа и Спасителя своего любовию крепкою, аки смерть, готов за возлюбленного и возлюбившего нас не только вменить в уметы вся красная мира, но и положить самую жизнь свою. Таковы непременные условия и обязательства Божественного Завета.

Много ли требуется от нас? Но чего не вправе востребовать Тот, от Которого имеем и дыхание, и жизнь, и вся; Кто Сам для избавления нашего претерпел страдания и смерть. Впрочем, и в самом обязательстве пребывать во Христе не столько требуется от нас, сколько даруется нам. Ибо чего лишается и что приобретает тот, кто пребывает во Христе и в ком пребывает Христос? Он отвергается воли своей, злой и развращенной, которая влечет в погибель, и предается воли Божией, благой и совершенной, которая всем хочет спастися, наследовать блаженство; вменяет в уметы земной грех и обретает вечные блага; оставляет землю и наследует Небо; избегает смерти вечной и обретает вечную жизнь; исхищается из плена диавола и становится сыном Божиим. Что может быть выше и вожделеннее сего? Напротив, что обретает тот, кто, соединяясь с Иисусом Христом видимо, не соединяется с ним духом, приемля Свято Тело Господне и Кровь Завета, не приемлет намерения жизни святой и богоугодной? «Суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29), – говорит св. апостол Христов; какая сухая бесплодная ветвь, она готовится на сожжение; как презритель Страшных Таин Божиих, он предается власти диавола. Ибо что случилось с Иудою, который, прияв Тело и Кровь Господню, не оставил злого умысла предательства. И по хлебе тогда вниде в он сатана. Что может быть ужаснее сего? Скажете: «Удобоисполнимо ли обязательство, возлагаемое на нас приобщением Плоти и Крови Господней? Можно ли рожденному в грехах соделаться и пребыть навсегда безгрешным? Есть безмерное различие между безгрешностью, свойственною единому Богу, и любовию ко греху, закоснением во зле, свойственными диаволу и подобным ему; есть различие между претыкающимся нечаянно и не желающим восстать от падения. Пал Иуда и погиб, потому что все обличения и угрозы не возбудили его к раскаянию; отрекся Господа Петр и, несмотря на то, пребыл апостол, потому что согрешили устами, но не сердцем, в коем не угасла живая вера и любовь к Господу, и омыл грех свой горькими слезами. Мы не можем наперед обещать Богу совершенной безгрешности, но можем и должны возненавидеть грех и отвращаться его, возлюбить Закон Божий и заботиться об исполнении его. Не можем обещать наперед быть святыми, но можем и должны стремиться к святости, отвращаться всякой нечистоты и скверны. Для сего-то Господь и даровали нам покаяние, дабы мы всегда обретали прощение грехов, для сего и дано нам Святейшее Таинство Евхаристии, дабы мы невозбранно обретали всегда источники освящения и бессмертия; для сего Сам Господь благоволит пребывать в Нем, чтобы мы, немощные, возлюбили Eго силою и крепости: «Будите во Мне, и Аз в вас, – говорит Он, – яко без Меня не можете творити ничесоже, аще кто во Мне пребудет, ой сотворит плод мног» (Ин. 15, 4–5). Сделаем для Него то, что можем и должны, а Он не умедлит соделать в нас то, что и может соделать только Он.

II

Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.

Ин. 6, 36

Значит, всё, чего лишились в Раю несчастным вкушением от запрещенного древа, несравненно в большей мере приобретаем паки вкушением Плоти и Крови Господней. Там мы опали и удалились от Бога на веки, здесь паки соединяемся с Ним так, что бываем причастниками Божественного естества, как говорит апостол. Слава и благодарение Господу, Который не оставил нас погибнуть навеки в злосчастном удалении от Него, Который для возведения нас к соединению с Собою смирил Себя до восприятия зрака раба, послушлив воле Отца Небесного до смерти крестныя, положил душу Свою за избавление наше, предал в снедь нам самое Тело и Кровь Свою! Теперь мы с ним и Он с нами; мы в Нем, и Он в нас отныне и на веки.

Итак, теперь мы не одни: с нами и в нас сам Господь. Сколь же должно быть осторожными в мыслях и желаниях, словах и делах и наших! Соединившись во один дух с нами, Он не может не скорбеть о грехах наших, о коих скорбит и наша слабая совесть. Соделавши нас членами Своего Тела, от плоти Его и от костей Его, Он не может не сокрушаться и не страдать от оскорблений, наносимых Его Телу. Отныне каждая нечестивая и небогоугодная мысль, возникшая в духе нашем, будет оскорблением толико возлюбившему нас Господу; всякое законопреступное пожелание будет восстанием против величайшего Благодетеля нашего; всякое порочное действие будет явною обидою сладчайшему Искупителю нашему; всякое злоупотребление, какое сделаем из членов собственного тела, будет равно оплеваниям, заушениям и биениям, кои терпел Он от врагов Своихъ. Да оградится же отныне сею мыслию наш дух, душа и тело от всех козней и наветов сатанинских. Посеет ли враг в душе нашей худой помысл, да поразится он тотчас мыслию о живущем в нас Господе; возбудит ли в сердце нашем злое пожелание, да попалится оно тотчас пламенем любви божественной; возгорится ли огнь похоти в нашем теле, да погасится он тотчас воспоминанием о Плоти и Крови Господней. Да помышляем себе всегда мертвых убо быти греху, живых же Богови о Христе Иисусге, Господе нашем (Рим. 6, 11).

Теперь мы не одни: с нами и в нас Сам Господь. Как же должно быть нам скорыми на все благое, тщательными на всякое доброе дело, готовыми на всякий благочестивый подвиг. Пребывание в нас Господа не может быть праздно и бездейственно. Он не престанет вдыхать нам благие помыслы и чувства, наставлять нас на всякое доброе дело, помогать нам во всяком деле благочестия: «Аще пребудите во Мне, и глаголы Моя в вас пребудут; его же, аще хощете, просите, и будет вам (Ин. 15, 7), это Его святое слово. Да укрепится отныне сею мыслию дух наш во всех путях жизни, во всех подвигах благочестия. Пусть каждая благая мысль, которую внушит нам Господь, приведется в действие немедленно; пусть всякое доброе намерение совершится неотложно во славу Божию; пусть всякое благоговейное чувство изольется или в слове хвалы и благодарения Господу, или в слове назидания и утешения ближнего; пусть всякое благое желание осуществится неотложно в благом и полезном деле. Несте свои: куплен ибо есте ценою; прославите убо Бога в телесех ваших и душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20).

Теперь мы не одни: с нами и в нас сам Господь. Как же должно быть нам благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни! Пребывая в нас, Он не может не принимать участия в наших чувствах. Он скорбел и плакал с сестрами Лазаря – может ли не разделить или, лучше, не утолить и нашей печали? Он радовался с обрадованными апостолами – может ли не разделить и нашей святой и благочестивой радости? Во днех плоти Своея Он сам искушен был по всяческим – может ли не помочь искушаемым? Итак, постигнет ли нас печаль, да возвестится она пред Господем в молитве, и бремя скорби спадет со скорбящего духа, елей невидимого утешения прольется в уязвленное сердце и уврачует его раны. Посетит ли сердце наше чистая и светлая радость – возрадуемся пред Господем, и радости нашей никто не возьмет от нас. Найдет ли искушение – возопием ко Господу, и Он избавит душу нашу от самого ада преисподнего. Аще же пойдем и посреди сени смертныя, не убоимся зла, яко с нами Бог (Пс. 22, 4).

Да не отступим токмо мы от Господа, а Он пребудет с нами во век, ибо скорее прейдет небо и земля, нежели останется без исполнения Его Божественное слово. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребыват, и Аз в нем.

Из слов преосвященного Димитрия, архиепископа Херсонского

15 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...