О благости пастыря и доброте пасомых

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры иеромонаха Пафнутия (Фокина) в день праздника перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

«Радуйся, быстрое нищих услышание; радуйся, скорбящих приятное попечение. Радуйся, триех дев непорочный невестителю; радуйся, чистоты усердный хранителю. Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, всего мира наслаждение. Радуйся, Николае, великий Чудотворче».


Святитель Христов Николай, великий Чудотворец.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы прославляем великого угодника Божия и чудотворца святителя Николая.

Святитель Николай Чудотворец был родом из Малой Азии (территория современной Турции). Родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали его в вере и благочестии. Николай был посвящен во пресвитеры в своем родном городе.

Однажды будущий святитель попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это время в Мирах скончался архиепископ, и на совете епископы тщетно пытались избрать нового архиерея.

По их молитвам одному из старцев было видение о том, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полунощнице в храм. Таковым и оказался смиренный и кроткий Николай. Новый архипастырь — радушный и открытый, щедрый и добрый, строгий в посте и молитве — стал настоящим заступником нищих и обездоленных. С большой любовью он заботился о своей пастве. При императоре Диоклетиане, гонителе христиан, святитель Николай был заключен в тюрьму, но и там проповедовал и заботился о заключенных.

Святитель прославился многими чудесами при жизни: спас Ликию от голода; во время вспыхнувшего мятежа помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казни трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача. Обо всех добрых делах святителя, сделанных им при жизни, рассказать невозможно.

Преподобный Андрей Критский говорил о нем так: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц, красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»

Имя великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли.

Казалось бы, что такого замечательного в обычном епископе из византийской провинции, жившем тысячу семьсот лет назад? Величественных храмов он не строил. Знаменитых монастырей не основал. В политике совсем не участвовал.

По земным меркам, это простой, незначимый и незаметный человек. Но вот со времени его жизни прошло семнадцать столетий, а святителя до сих пор любит весь мир, помня его доброту и отзывчивость на людское горе и нужды. Величие императоров, сила полководцев, мастерство художников и ум философов бледнеют пред добротой святого Николая.

Велики прижизненные деяния святого. Но народ любит этого великого угодника Божия не только за чудеса, совершенные им в далеком прошлом. Он являлся скорым и безотказным помощником и заступником во все времена, остается таковым и в наши дни.

Расскажу о нескольких случаях благодатной помощи святителя Николая людям, пострадавшим в годы гонений на Русскую Церковь в XX веке.


Монахини Магдалина и Михаила в Сергиевом Посаде (на фото слева м. Магдалина, справа м. Михаила). 

Недалеко от Лавры, в одном из домов на ул. Полевой, жили две монахини ‒ Михаила и Магдалина. Познакомились они в лагере на строительстве Чуйского тракта, на Алтае, в 1930-е годы. Обе осуждены были ложно, а по сути – за веру. Мать Магдалина тогда была еще мирянкой (в монашество ее постриг насельник Лавры игумен Виссарион в 1970 году), звали ее Татьяной Михайловной Шураковой.

До ареста она трудилась в храме в Вятской губернии, в нем было три престола: в честь Пресвятой Богородицы, святителя Николая и пророка Илии. И она взяла с собой в заключение три маленькие иконочки: святителя Николая, пророка Илии и Матери Божией. В лагере Татьяна Михайловна работала санитаркой в больнице. Бывало, в свободное время, взяв эти иконки, она шла в лес и молилась усердно перед ними, плача, как бы беседуя с угодниками Божиими: «Матерь Божия, я недовольна, я не согласна, какая я преступница, а мне дали десять лет! Я не согласна. Давай поделимся – тебе часть, святителю Николаю часть, пророку Илии часть и мне часть». Прошло два с половиной года (ровно четверть срока), вызывают ее одну (а в лагере было около 700 заключенных) и говорят: «Ты свободна». То есть исполнилось то, о чем она просила Матерь Божию, пророка Илию и Николая Угодника. Десять лет срока было разделено на четверых…

Другую историю передаю со слов Константина Ефимовича Скурата (старейшего заслуженного профессора нашей Академии). Один репрессированный священник в тюрьме голодал, приближался Великий пост, наступила Масленица, и он подумал: «Вот говорят, что святитель Николай всем заключенным помогает. Почему же мне не поможет?» И вскоре забыл об этом. В конце Сырной седмицы его вызывают к тюремному начальству и говорят, что ему пришла посылка с продуктами. Священник спрашивает: «От кого?» Отвечают: «Неизвестно...»

Расскажу еще об одном случае. Некто Александр с Тамбовщины, будучи атеистом, в 1920-е годы сжег все домашние иконы. Все они сгорели, кроме иконы святителя Николая. В 1930-е годы Александра арестовали, и в заключении он дал обет, что, если выйдет живым, отслужит молебен св. Николаю. В 1953-м он попал под амнистию, вернулся в село и тотчас попросил батюшку отслужить молебен. Так в горниле скорбей, при участии святителя Николая, произошло чудо преображения человеческой души.

Чудесам святителя Николая нет числа. Весь христианский мир знает своего благодетеля и чтит его.

И мы с вами собрались сегодня в храме так рано ‒ многие перед трудным рабочим днём, чтобы почтить память святителя, попросить его помощи, приобщиться его благости (так по-церковнославянски звучит слово «доброта»), прибегнуть к его пасторской мудрости и умению правильно и спасительно творить добро.

Житие святителя свидетельствует о том, что его доброта не была простой человеческой приветливостью и отзывчивостью. Его доброта была благодатной ‒ дарованной ему Богом за его пастырскую ревность, она была растворена рассудительностью и бодростью, исполнена готовности защищать веру.

Помолимся великому угоднику Божию Николаю, чтобы он помог нам стать добрыми, одним ‒ добрыми пастырями, другим ‒ добрыми пасомыми. 

Христос воскресе!


Иеромонах Пафнутий (Фокин), 
насельник Троице-Сергиевой Лавры. 
2019 год



Источник: STSL.Ru
22 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Дом культуры в здании лаврской трапезной
Дом культуры в здании лаврской трапезной

7 апреля 1931 года Загорский райисполком одобрил решение Президиума Горсовета об организации районного Дома культуры в здании лаврской трапезной, занятой краеведческим музеем.

Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля
Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля

6 апреля 1945 года Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля - Клементина Огилви Спенсер-Черчилль, баронесса Спенсер-Черчилль.



Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.