О благоговейном отношении к почившим (Мк. 15:43 – 16:8)

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры иеромонаха Пафнутия (Фокина) в Неделю святых жен-мироносиц. 


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

В сегодняшний воскресный день – 3 Неделю по Пасхе – в Православной Церкви на короткое время прерывается чтение Евангелия от Иоанна, и мы слышим отрывок из последних глав Евангелия от Марка.

В начале этого чтения говорится о человеке по имени Иосиф из города Аримафеи. Он вошел в евангельскую историю только одним эпизодом: после смерти Господа Иисуса Христа, придя к Пилату, он со дерзновением просил разрешения взять Его тело и, получив это разрешение, благоговейно совершил погребение Спасителя.

В те времена в Иудее усопших хоронили в пещерах, которые назывались гробами. И у Иосифа, как человека состоятельного, была своя погребальная пещера, приготовленная им для себя, в которой никто никогда до того не был погребен. В ней он и полагает тело Господа Иисуса Христа. 

  

Теперь это место находится в Храме Воскресения в Иерусалиме и по-гречески называется Кувуклией, то есть Гробом Господним. Именно там происходит сошествие Благодатного огня в Великую Субботу, накануне праздника православной Пасхи.

В этой пещере произошло событие, которое невозможно описать словами, которое превышает меру человеческого понимания. Свидетелями его оказались героини сегодняшнего евангельского повествования – женщины, которых церковное предание называет мироносицами. Название «мироносицы» происходит от слова «миро» – это благовонный состав, которым умащивали тело усопшего человека. И вот женщины с сосудами драгоценного благовонного мира приходят в первый день недели, после субботнего дня покоя, рано-рано, лишь начало светать, на Гроб Господень.

В субботу по иудейскому закону не полагалось совершать погребения, и Спаситель, снятый со креста и положенный во гробе в пятницу вечером, пребывал там телом до того дня, который мы теперь называем воскресением, а в Евангелии он называется первым днем недели или первым днем после субботы. 

     

Мироносицы идут ко гробу, и их волнует вопрос: «Кто отвалит нам камень, чтобы мы могли войти в пещеру?» Дело в том, что, согласно иудейскому обычаю, вход в погребальную пещеру должен быть плотно заложен, чтобы никакие блуждающие звери не повредили тело усопшего. Слабым женщинам не под силу было отвалить этот камень. Но, подойдя к пещере, женщины увидели, что камень отвален, а справа от пещеры сидит, как они подумали, некий юноша. Не сразу они поняли, что это не кто иной, как вестник воли Божией ‒ святой Ангел. Ангел сказал женщинам, чтобы они больше не искали здесь Иисуса Назарянина распятого, а шли в Галилею и сообщили апостолам о том, что произошло чудо Воскресения Христова. Следует отложить печаль: произошло то, во что они в глубине души верили, а теперь увидят своими глазами, смогут осязать своими руками и что станет для них величайшим укреплением в вере – Воскресение Спасителя.

Эта краткая евангельская история дает нам великое утешение и множество добрых уроков веры и благочестия. Остановимся на одном из них.

Сегодняшнее повествование напоминает о том, что тело человека драгоценно пред Богом. Это храм Божий, каковым является не только тело Богочеловека Христа, но и тело всякого человека ‒ нашего сродника или даже неведомого нам бездомного бродяги. И поэтому мы должны относиться к нему с благоговением. Забота о благочестном погребении тел усопших ‒ это и наш долг, и христианская добродетель.

Среди насельников нашей обители последнего времени в добродетели благоговейного отношения к телам усопших наиболее прославился почивший иеродиакон Алексий. Погребение почивших было его монастырским послушанием и в то же время тайным доброделанием, на которое его благословил старец архимандрит Кирилл (Павлов). Отец Алексий хоронил бездомных, брошенных, всеми забытых людей. Хоронил он их с таким же благоговением, как и монахов.

За такое благоговейное отношение к усопшим Господь наградил его Своими дарами благодатными и даже силой чудотворений. Об одном таком чудесном событии, которое произошло уже после смерти отца Алексия, хотелось бы сегодня вспомнить.

Одна моя знакомая, посещая братское кладбище в Деулино, встретила женщину, которая с любовью прибиралась на могилке отца Алексия. Она сказала, что не знала отца иеродиакона при его жизни, но он очень помог ей в тяжелой ситуации, связанной с похоронами. У этой женщины умерла сестра. Денег на похороны в Москве не было. И племянница, дочка усопшей, решилась не хоронить тело, а кремировать. Не зная, что делать, женщина пошла в один из московских храмов, стояла и плакала. Священник, выходя из алтаря, увидел скорбящую женщину, подошел к ней и спросил, чем он может ей помочь. Женщина попыталась объяснить свою скорбь: сестра была верующая, как и она, а племянница собралась кремировать тело. Батюшка ответил: «В Лавре был иеродиакон, который всем помогал хоронить усопших и хоронил, не беря денег. Возьмите свечки, поставьте на канон, и помолитесь об упокоении душ вашей новопреставленной сестры и лаврского иеродиакона Алексия, и попросите его помощи». Женщина так и сделала. Как только она вернулась из храма домой, ей позвонила радостная племянница. Она сообщила, что произошло необычное событие. Неожиданно нашлась какая-то благотворительная ритуальная организация, которая предложила помощь в похоронах. Уже нашли место на кладбище, машину… и нужна какая-то незначительная сумма только на гроб.

С тех пор эта женщина стала приезжать на могилку отца Алексия и благодарить за помощь, за его непрекращающееся благоговение к усопшим. 

Можно сказать, что духовное состояние человека, как и общества, государства, можно проверить отношением их к усопшим. Неслучайно в послереволюционные десятилетия одним из направлений борьбы с религиозностью стало уничтожение кладбищ. Станции метро, новые микрорайоны, парки, проспекты нарочно строились на местах старинных захоронений. Казалось бы, кладбище – это не храм, оно не несет торжествующего свидетельства о Воскресении. Но даже сама память об усопших казалось безбожной власти опасной. Ведь забота о достойном погребении, уважение к почившему человеку, посещение кладбищ напоминает каждому из нас о вечности и этим приближает к Богу.

И поэтому каждый, кто помнит о своих почивших близких, родственниках, кто молился о них в Радоницу (день особого – пасхального ‒ поминовения усопших), кто нашел возможность доехать до родных могил, оказывается причастным подвигу святых жен-мироносиц и праведного Иосифа Аримафейского, который ради служения почившему Спасителю был отмечен в сегодняшнем Евангельском чтении и вместе со святыми женами прославлен во всей Христовой Церкви на века.

Молитвами святых праведных Иосифа и святых жен-мироносиц да поможет нам всем Господь не охладевать в молитве о наших усопших и укрепляться в надежде всеобщего воскресения. Аминь.

Христос воскресе!


Иеромонах Пафнутий (Фокин), 
насельник Троице-Сергиевой Лавры. 
2019 год



Источник: STSL.Ru
12 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...