«Ныне прославлен Сын Человеческий»

«Ныне прославлен Сын Человеческий»

Воскресение Христа представляет собой действие Божие в истории, последнее эсхатологическое событие. В Новом Завете Воскресение никогда не представляется событием изолированным, стоящим обособленно. Оно связано с Крестом, предшествующим ему, и с Вознесением и схождением Святого Духа, которые следуют за ним. Как значение Креста раскрывается в Воскресении, так и Вознесение показывает нам значение телесного Воскресения Христа. Воскресение придает значение и единство событиям прошлого и будущего.

В этой последней главе мы рассмотрим связи между Воскресением Христа и событиями, последовавшими за ним, – Вознесением и дарованием Духа. Наше внимание будет сосредоточено на Ин. 20 и Деян. 1-2, которые, на первый взгляд, предлагают две разные хронологии этих событий в жизни Христа и в жизни Церкви. Иоанн рассказывает нам, что Христос Вознесся, а Дух был дан в самый день Воскресения. Однако в книге Деяний Лука повествует о том, что Дух сошел на христианскую общину в Иерусалиме через пятьдесят дней после Воскресения и через десять дней после Вознесения. Описывают ли два эти сообщения по-разному одно и то же событие или же они излагают различные события, особые дары Духа, имевшие место в различное время и в различных местах? Когда, согласно этим двум евангелистам, произошло Вознесение и дарование Духа и каково было их значение? [1]

В Евангелии от Иоанна мы находим сообщения о Воскресении, о явлениях после Воскресения и о даровании Духа, но здесь нет отдельного описания Вознесения. Согласно этому Евангелию, в первый день недели гробница была обнаружена пустой, в ней лежали лишь пелены и платок. В тот же день Воскресший Христос явился Марии Магдалине, которую послал возвестить ученикам: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17), и вечером того же дня, т.е. дня Его Воскресения, Он пришел к одиннадцати и даровал им Святого Духа (20, 19-23). Все эти события произошли за один день.

Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам о «видимом» Вознесении. Он представляет Вознесение как завершение «часа», в который Иисус достиг Отца, пройдя через смерть и Воскресение. Воскресение и Вознесение, наряду с явлениями после Воскресения, рассматриваются, таким образом, вместе, как события единого целого. По словам одного современного толкователя, апостол Иоанн «видит в Воскресении и Вознесении Иисуса единую цепь событий, в которую вторгаются события явлений Христа» [2]. Явление Христа Марии Магдалине происходит во время Его Вознесения к Отцу (Ин. 20, 17). Для Иоанна вся последовательность событий принадлежит тайне Христа и не может быть разделена.

Единое ви́дение этих событий св. Иоанном разделяется также и апостолом Павлом (Флп. 2, 8 и слл. и Еф. 1, 20), в Послании к Евреям (1, 3-4) и в книге Откровения (5, 11-13), которые подобным же образом не делают попыток отделить Воскресение от Вознесения. Однако предполагается, что хотя они и связаны, существует определенное различие между Воскресением и его плодами. Воскресением Христос побеждает смерть; Вознесшись, Он восседает «одесную Отца», разделяя с Ним славу и власть господства над всем творением. Матфей также не проявляет особого интереса к четкому различению между Воскресением и Вознесением. В самом конце его Евангелия мы видим образ Вознесенного Сына Человеческого, наставляющего одиннадцать учеников в Галилее: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа... и вот, Я с вами все дни до скончания века» (28, 19-20).

Наконец, и в своем богослужении ранняя Церковь придерживалась этого единого ви́дения Воскресения и прославления Христа. В доникейский период Вознесение Христа не отмечалось как отдельный праздник; скорее Церковь праздновала тайну спасения в целом, одну тайну с несколькими воспоминаниями, одним из которых было Вознесение. Борис Бобринской в своем исследовании «Вознесение и литургия» указывает, что в доникейский период все пятьдесят дней после Пасхи, вероятно, посвящались общему и неделимому празднованию славных тайн Христовых, без специального акцента на Вознесении, но в общем размышлении о восхождении нашего Спасителя в Воскресении и Вознесении» [3]. Первое свидетельство об отдельном праздновании Вознесения восходит к Церкви Иерусалима четвертого века, когда этот праздник отмечался в полдень Пятидесятницы на Елеонской горе [4], а первые гомилии, относящиеся к празднику Вознесения, мы находим у св. Иоанна Златоуста и св. Григория Нисского.

Поэтому представляется, что ранняя Церковь праздновала основные события жизни Христа в целом, а отдельное празднование Вознесения Христова появилось позже и, как кажется, было установлено под влиянием хронологической последовательности книги Деяний. Однако, вместе с К. Моулом, мы должны предупредить, что «при всем вышесказанном остается вопрос, так ли уж свидетельство литургического празднования противоречит действительному опыту первых учеников или устным преданиям» [5].


Источник: Кесич. В. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. – К.: «Пролог», 2006. – С. 169-172.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Некоторые данные этой главы были использованы в моей статье «Resurrection, Ascension and the Giving of the Spirit», Greek Orthodox Theological Review 25, 3 (1980) 249-60.

[2] Воскресший Христос, «так сказать, по пути своего Вознесения на небеса явил Себя Своим последователям». Ulrich Wilckens. Resurrection: Biblical Testimony to the Resurrection: An Historical Examination and Explanation (Atlanta: John Knox Press, 1978) 73.

[3] Boris Bobrinskoy, «Ascension and Liturgy», St. Vladimir's Seminary Quarterly 3, 4 (1959) 13.

[4] См. P.A. van Stempvoort, «The Interpretation of the Ascension in Luke and Acts», New Testament Studies 5 (1958-1959) 31. После того как Вознесение стало отдельным праздником в жизни Церкви и стало отмечаться во всем христианском мире, бывало, что христиане из Иерусалима ходили праздновать его в Вифлеем, место рождения Иисуса. Эгерия, член христианской общины в Галлии или Испании, посетила Иерусалим около 381 г. по Р.Х. и присутствовала на праздновании дня Вознесения. Эта наблюдательная и энергичная женщина оставила нам следующее описание: «Сороковым днем после Пасхи является четверг. Накануне его, в среду, после обеда каждый идет в Вифлеем на всенощное богослужение, совершаемое в храме, в котором находится пещера, где родился Господь. На следующий день, в четверг, который является сороковым днем, у них проходит обычное богослужение с пресвитерами и епископом, которые произносят проповеди, подобающие этому месту и дню: а вечером все возвращаются в Иерусалим». См. John Wilkinson, Egeria's Travels (London: SPCK, 1971) 42 (141).

[5] C.F.D. Moule, «The Ascension  Acts i.9», Expository Times 68 (1956-1957) 206.


STSL.Ru


27 Мая 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...