Нравственные уроки преподобного Сергия в современном воспитании

Время жизни преподобного Сергия Радонежского пришлось на один из самых драматических периодов российской истории. Монголо-татарская оккупация сопровождалась не только физическим уничтожением населения, его обнищанием, разорением культурных и ремесленных центров, но и самое главное – нравственной деградацией и упадком духовной жизни. Иго разрушило духовный фундамент общества, состояние которого было, пожалуй, хуже, чем до Крещения Руси. Совершённый в этих условиях духовный подвиг Преподобного вряд ли может быть осмыслен и оценен со всей его полноте и величии. Однако его последствия останутся в истории и памяти потомков.


Это и благословение князя Димитрия на воинский подвиг в защиту земли Русской на поле Куликовом. Это и то, что непосредственными учениками великого старца было множество иноков, которые основали в целом около 40 монастырей, что дало основание назвать ХIV век «золотым веком русского монашества». Это и возрождение патриотических чувств русского народа, его духовное просвещение. И многое иное.  

Из многообразного духовного и исторического наследия преподобного Сергия хотелось бы выделить те нравственные уроки, которые могут быть использованы в современном воспитании. 

Состояние современного общества является кризисным. Нравственная деградация констатируется представителями самых различных сфер. Изменение духовно-психологического климата в обществе привело к изменению внутреннего мира человека, потере «человеческого в человеке». В наше время отчетливо прослеживаются дефицит нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения.

Сейчас делаются активные попытки организации духовно-нравственного воспитания в школе. Так, учебник для школьников по модулю «Основы светской этики» предлагает образец поведения: родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетеры, рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным. Но здесь стоит отметить, что высокие профессиональные и культурные достижения не есть гарантия высокой нравственности их обладателя.

Любое воспитание не может существовать без идеала. Оно предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Выбранный эталон приобретает личностно значимый смысл, формируется позитивная программа самовоспитания.

Особенно велика педагогическая значимость нравственного идеала. Он есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он – ключ к пониманию смысла человеческой жизни. В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека.

В этой связи велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания современного человека. Слова святого, сказанные много веков назад, – «Любовью и единением спасемся» – являются как никогда актуальными и в наши дни. Единение людей – в семье, обществе, государстве – невозможно вне милосердия, терпения, прощения, сострадания, любви. Но именно дефицит любви является главным дефицитом нашего времени. Воспитание жертвенной любви в потребительском обществе – сложная педагогическая проблема, но подходы к ее решению можно найти, изучая жизненный путь святых.

Какие же уроки нравственности дает современному человеку преподобный Сергий? Восхождение отрока Варфоломея к преподобию святого имело свои ступени – добродетели. Изучая их, мы извлекаем для себя духовные уроки.

Урок смирения преподобного Сергия – это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать и заканчивать молитвой к Богу.

Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям – праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.

Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.

Урок трудолюбия – во всей жизни Преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.

Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершённых по его молитвам и т.д.

Урок любви к Отечеству – не только в широко известном благословении великому князю Димитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.

Урок миротворчества преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской.

Жизнь преподобного Сергия раскрывает особенности христианского подвига: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него.


О.В. Розина, доцент МГОУ и АСУ,
кандидат исторических наук

Источник: Приход. вестн. храма Преображения Господня на Песках. – М., 2014. – Вып. № 7 (34).




27 Ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».