Никоновский колокол: благовест через столетия

Никоновский колокол: благовест через столетия

28 августа 1420 г., к празднику Успения Пресвятой Богородицы, «свершися колокол» Чудотворцев – был отлит древнейший Никоновский колокол Троицкого монастыря, на тот момент самый большой из монастырских, впоследствии своим благовестом знаменовавший важнейшие события того времени.

По шлемовидной форме узнаем заимствованный с запада стиль самых древних колоколов. Приглядевшись к гравировке, обнаружим цифры – 6928. Год от Сотворения мира. От Рождества Христова – 1420.

XV столетие монастырь встретил без своего отца-основателя, преставившегося к Господу в 1392 г. Однако, под руководством любимого ученика прп. Сергия – Никона Радонежского, через пять лет после кончины учителя ставшего игуменом, святое место продолжало жить и развиваться.

Но спокойствие было недолгим – менее чем через два десятка лет над обителью пронеслась буря. В ноябре 1408 г. татарский хан Едигей двинулся на Москву, желая ослабить Русь, показавшую на Куликовом поле готовность биться с Ордой и побеждать прежних хозяев. Ни дипломатические интриги, ни воззвания хана к тверскому кн. Ивану Михайловичу не увенчались успехом. Двадцать дней осады столицы окончились провалом, и Едигей бросился опустошать Московское княжество.

Под удар попала и Троицкая обитель – тогда еще деревянная, не способная выдержать неприятельский штурм, как это произойдет двумя веками позднее, в Смутное время. Эти два века будут временем спокойствия и процветания для благочестивых обитателей монастыря, словно награда за стойкость и отвагу перед лицом татарской армии. Сейчас же монахи были вынуждены скрываться в лесах возле Твери.

Когда гроза ушла (Едигей был вынужден вернуться в Орду, которую в очередной раз раздирала междоусобица), последователи Преподобного вернулись к руинам монастыря, которые уже успели порасти бурьяном. С усердием они принялись возрождать обитель. В буквальном смысле, из пепла. 

Их упорство не осталось незамеченным. Двенадцать лет труда по восстановлению обители были увенчаны царским подарком. Точнее, великокняжеским. Неудивительно, что московский правитель – Василий Дмитриевич, сын вел. кн. Дмитрия Донского, не забыл об обители святого, благословившего его отца на бой с татарами. Переживший татарский плен, вынужденный участвовать в сложных дипломатических играх с опасными соседями (от собственного брата Юрия до Витовта, вел. кн. Литовского), молодой Василий понимал, как важно сохранить мир и спокойствие на русской земле. Не последнюю роль сыграл здесь и митр. Киевский Киприан, стойкий ревнитель Православия и противник ордынского господства. Именно он поспособствовал женитьбе князя на дочери Витовта - Софье. Не исключено, что именно пример православных соседей-литовцев помог Василию окончательно ответить для себя на вопрос о роли христианской веры в государстве. 

В 1423 г. началось строительство Троицкого собора, нынешнего места упокоения мощей прп. Сергия. Закончилось – в 1427 г. А в 1476 г. у Никоновского колокола появился новый «дом» – Духовской собор, построенный неподалеку от Троицкого.

Пережив и «переплавку на пушки» при Петре I (интересный факт: в списке упоминается Никоновский колокол, но это лишь его «тезка», и он тоже не исчез, а был перевезен на московскую звонницу), и уничтожение церковных святынь советской властью, Чудотворов колокол по сей день продолжает радовать своими переливами окрестности Троице-Сергиевой Лавры. На втором звонарном ярусе колокольни, под самыми часами, находится он – двенадцать пудов бронзы, нехитрое, как и у всех древнерусских колоколов, оформление и надпись, хранящая светлую страницу из нашего прошлого.

К. А. Филимонов

Источник: К. А. Филимонов. Большие благовестные колокола Троице-Сергиевой Лавры. – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, Загорская типография, 2004.


27 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.