Непрестанно молитесь

Непрестанно молитесь

Игум. Виссарион (Великий-Остапенко) [1]

Время настало такое – непрестанно молитеся [2].

Молитовкой побеждать злобу

Надо, чтобы молитва была усердная, чтобы нелицемерная молитовка была. Себя осуждать, себя укорять, себя ругать – наш долг. Почаще и побольше можно молитовку читать только чтобы не возгордиться, [помышляя], что, вот, я уже такая молитвенница...

– Батюшка, а поклоны надо земные делать?

– И поясные. Вообще полезно поклоны делать, только чтобы не возгордиться – и поклончики, и молитовка. Себя укорять, себя осуждать, себе не доверять. Дай Господи, чтобы эта молитовка была полезной, на пользу, чтобы она была нелицемерной – молитовка. И послушания всякие.

Да, бойся себя – бойся греха. Я не молитвенник, не постник... А Иисусову молитовку всегда полезно творить.

Вывод можно такой сделать: непрестанно молитесь, чтобы молитовкой побеждать злобу. Время настало такое... По милости Божией и звон еще слышим, и милость Божия пока не отступила от нас. Не зря же сказано: непрестанно молитесь.

Вывод можно такой сделать: враг боится молитовки, слова Божия. То есть, Господь еще по молитвам спасает нас. Непрестанно надо молиться. Идем: «Иисусе Сладчайший, спаси мя, окаянного»... Такое время настало. Многие в ловушку попадают бесовскую... Враг хитрый.

Усердная молитва

Четки в кармане – не зря же носим четки. На врага оружие: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Чтобы ум был в словах молитвы. Не только слова произносить, а чтобы ум там был: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Непрестанно молитесь.

Праздно жить – это врагу нравится. А если мы постоянно умом и сердцем в молитве, если ум и сердце молятся, [это для врага невыносимо]... Непрестанно молиться – наш монашеский долг. Молитва – она не только монаху нужна, а в первую очередь тому, кто борется с врагом. Враг терпеть не может, когда мы молимся. Одно дело четки в кармане держать, а другое дело – усердно молиться, чтобы молитва была усердная. Это большую пользу приносит...

Чувствуешь пользу, когда творишь Иисусову молитовку и себя укоряешь, себя осуждаешь, себе не доверяешь. И поэтому укорять себя, осуждать себя, не доверять себе – это всегда нужно, не лениться. Поклончики, усердную молитовку. Помоги, Господи.

Без молитовки жить – не по той дорожке идти

[Бояться нужно], чтобы не попасть в прелесть, потому что прелесть не спасительна. Бойся себя – бойся греха. Потому что [легко погибнуть], если в прелесть враг затащит, и многие погибли.

Так, миленькие, будем Иисусову молитовку творить. Надо, чтобы Иисусова молитовка была нерассеянная, чтобы была Божия молитовка. Идем по коридору – десять Иисусовых молитовок прочитаем, а если можем двадцать – то двадцать Иисусовых молитовок, а если можем пятьдесят – то пятьдесят Иисусовых молитовок. И вот этим только и спасемся. И на послушании творить Иисусову молитовку – о́ра эт лабо́ра (лат. ora et labora), молись и трудись. Без молитовки жить – не по той дорожке идти. Пока на работу идем, может быть, пятьдесят Иисусовых молитовок прочтем, или пятнадцать.

– Батюшка, помолитесь, чтобы Господь помог.

– Не терять надежды. Если молитовка будет совершаться – это будет начало спасения. Допустим, прочитали пятьдесят молитовок... А если дважды по пятьдесят – это хорошо бы. Без молитовки жить нельзя. Молитва должна быть непрестанной. Это мое желание. Давайте, миленькие, начинать Иисусову молитовку. А себя укорять, себя осуждать.

Враг-то хитрый – он не дает усердно помолиться, но надо нам понуждать себя... Нуждницы наследуют Царствие Небесное [3]. Понуждать себя очень полезно, и [тогда] особенно чувствуешь пользу от Иисусовой молитовки. Да, спаси Господи.

Неспешно, протяжно и плаксиво [4]

Святитель Игнатий пишет, что читать Иисусову молитву надо неспешно, чтобы ум заключался в словах молитвы. Творить ее неспешно, протяжно и плаксиво. Я молитву читал, но рассеянно – все равно в голову лезут помыслы. А если ее так читать [с таким помыслом]: «Мы же грешники, а грешники достойны вечного мучения, надежда у нас только на покаяние». Если так читать – не рассеяно, а как перед Живым Богом. К Живому Богу! Мы мертвецы. Если человек с человеком беседует, то мы [остаемся] мертвецами, – мы же мертвые душой. А если бы мы молились Живому Богу – мы бы рыдали день и ночь, мы бы со слезами молились. Это очень трудно – молиться не рассеянно. Для этого надо молиться постоянно, каждый день. Я вот сейчас двести молитв прочитал – а может быть, две тысячи надо. А нам, монахам, сейчас молиться желательно побольше, и не только за себя, а и за благодетелей, и за родных, и за всех калечек, и за весь мир.

Чтобы ум и сердце молились

[Надо], чтобы ум и сердце молились. Чтобы сердце тоже молилось. Сказано: познай себя и спасешься. Познаем, что мы окаянные, нерадивые, ленивые, что у нас много грехов, поэтому надо осуждать себя, укорять, не любить себя, ненавидеть себя. Если сердце занято всякими помыслами, всякой нечистотой, то [оно не может увидеть Бога]... А если оно чистое, сердце, – блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят. Видишь, блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят [5]. Только чистое сердце увидеть Бога может. А мы окаянные – больше себя ругать, осуждать, не любить, себе не доверять, бояться себя.

Когда сердце плачет, тогда и слезки бывают. Плач не всегда бывает, но к этому стремиться надо.


Источник: «Исповедайтеся Господеви...» Игум. Виссарион (Великий-Остапенко): Духовные беседы. – Сергиев Посад, 2018. С. 13-15.


Примечания

[1] Здесь приводится фрагмент из брошюры «Исповедайтеся Господеви…», содержащей молитвенные воздыхания, поучения и краткие беседы отца Виссариона. Они представляют собой расшифровку аудиозаписей бесед с Батюшкой, записанных в последние годы его жизни. Эти беседы чаще всего происходили непосредственно в келье о. Виссариона.

[2] Ср. 1 Фес. 5, 17.

[3] Ср. Мф. 11, 12.

[4] Это слово Батюшка употреблял в значении: жалобно, с плачем.

[5] Ср. Мф. 5, 8.


1 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...