Необъятный Божий храм

Необъятный Божий храм

В различных странах руками благочестивых людей во имя Творца и Владыки мира построено множество разнообразных храмов. Одни храмы поражают своим громадным размером: в них свободно входят десятки тысяч богомольцев; другие чаруют изяществом и блеском внешней отделки: стройные башенки, тонкие, как кружева, лепные украшения, легкие разноцветные колонны надолго привлекают взоры прохожих; третьи своим внутренним видом навевают на молящихся благочестивые думы, будят в их сердца религиозное чувство: высоко над головою уходящие в небо своды храма отрывают мысль богомольца от земли и уносят в иной, высший небесный мир. Усердие строителей, их благочестие, их архитектурный талант помогли им создать из грубого камня сотни действительно замечательных зданий, достойных быть домом молитв людей их небесному Отцу. Но как бы еще ни улучшалось ни развивалось строительное дело, каше бы новые планы не придумывали архитектора, – им и в мысль не придет создать что-нибудь подобное тому храму, какой воздвигнул Себе Сам Господь. Храм этот – весь необъятный Божий мир. Здесь вместо купола – прозрачный свод небес; высокие горы служат престолом; моря и океаны – купелью и чашей; дождевые тучи – кропилом; солнце, луна и звезды заменяют лампады и свечи; вместо волн фимиама земля со всех своих концов кадит дыханием под росою благоухающих цветов. В этом храме все живущее должно славить Творца; вся жизнь творения должна быть одним сплошным богослуженьем: все, созданное Богом, должно служить Богу, исполнять Его волю, жить по тем законам, каше дал Господь. Разным творениям Своим Бог дал разные законы: солнцу для его движения – свои законы, былинке и червяку – свои; но у всех есть одна общая заповедь, высшее правило – каждому творению существовать неизменно по указанным ему законам. Нарушение этих законов есть нарушение общего торжества мирового богослужения; грубое бесчинство в необъятном Божием храме.

Все понимают, что, присутствуя в храме при богослужении, необходимо соблюдать благоговейный порядок, что было бы вопиющим оскорблением святости места, если бы кто стал вдруг без нужды бить стекла в окнах храма, тушить свечи и лампады, срывать со стен иконы, зажимать рот чтецам и певцам. Необходимо, чтобы поняли все, что таким же, если еще не более тяжким, преступлением является и бесчинство в необъятном Божием храме, в окружающих нас полях, лесах и огородах. Необходимо разъяснять, что уничтожить без нужды жизнь ничтожной букашки, крохотного червячка, раздавить какого-нибудь светляка, это еще преступнее, чем разбить окно в храме, самочинно за богослужением задуть свечу, затушить лампаду. В лампаде вы задуваете огонь светильни и масла, зажженный церковным служкой, а в раздавленной зря букашке вы задуваете огонь жизни, зажженный Создателем.

Господь создал мир, заселил его бесчисленными творениями, чтобы все множилось, радовалось и прославляло Творца, а человек врывается в этот необъятный Божий храм с злым сердцем: для забавы разоряет гнезда, ломает деревья, рвет цветы, проливает кровь слабых, часто совсем беззащитных существ. Обезобразит человек Божий мир вокруг себя и потом горюет сам, плачется на судьбу. Сколько есть на свете мест, где некогда жизнь била ключом: шумели леса и рощи, в садах деревья ломились под плодами, воздух оглашался пешем тысяч пернатых, а теперь на сотни верст мертвая пустыня, сыпучие пески, – ни дерева, ни травки, ни птицы, ни червяка. Человек все оголил, людская злоба сад превращает в пустыню. В виде маленького примера, 'приведем несколько строк из милого стихотворения Некрасова "Соловьи". Мать-крестьянка рассказывает детям, как у них в роще за селом совсем было перевелись соловьи:

«Ведь наш-то курский соловей

В цене, – тут много их ловили,

Ну, испугалися сетей,

Да мимо нас и прокатили!

Пришла, – рассказывал ваш дед, –

Весна, а роща как немая

Стоит: гостей залетных нет!

Взяла крестьян тоска большая,

И положили меж собой –

Умел же Бог на ум наставить –

На той поляне, в роще той

Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи

Опять привыкли к роще нашей,

И нынче, милые мои,

Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет

Никто и близко не подходит,

И строго-настрого запрет

От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!

Что день, то новый хор прибудет...

Под песни их деревня спит,

Их песня нас поутру будит...

Запомнить надобно и вам:

Избави Бог тут ставить сети!

Ведь надо ж бедным соловьям

Дать где-нибудь и отдых, дети».

И не только соловьям, а и всем птицам, каждой букашке, червяку, жуку, кустику, цветку. Пусть всякое дыхание хвалит Господа, всякое творение Божие по-своему прославляет Творца. Надо в людях пробуждать любовь ко всему Божиему миру, бережное уважение к каждому отдельному предмету вокруг нас. Ведь если бы нас пустили в царский дворец, дозволили бы нам свободно ходить по царским палатам, – смотрите, как бережно бы мы обращались там со всякой мелочью. А в Божием дворце, на созданной Богом земле мы бесчинствуем вовсю: зря вырубаем леса, губим без толку рыбу в реках, истребляем без милосердия всякую живность, ломаем гнезда, мучаем скот. С детства ребенок приучается рушить, ломать, мучить слабые, беззащитные существа; с годами все более грубеет, и потом нет ничего удивительного, если он, выросши, становится злодеем, кулаком-мироедом, кровопийцей с людьми. В поле по осени вызревает то, что там посеяно весною. То же и в людях: по детству можно судить о дальнейшей жизни. Надо детей с раннего возраста приучать к любовному, бережному отношению ко всякому Божиему творению. Последние годы в разных концах России начинают понемногу образовываться детские кружки, союзы, братства для защиты, охранения порядка в великом Божием храме. Добрые, разумные люди, большею частью священники, учителя, учительницы, собирают сельскую или городскую детвору; по душе беседуют с ними, разъясняют необходимость любви к самой последней букашке, и дети горячо отзываются на сердечные речи добрых людей; малыши заключают между собою союз, что они никогда не будут разорять гнезд, ловить силками птиц, ни причинять страданий ни одному живому существу в поле или в лесу. Такие союзы совсем не забава, не пустое дело, как может показаться на первый взгляд. Во всем есть свой порядок. Без азов, без азбуки – не научишься бойко читать и писать. Есть своя азбука, свои азы и в любви. Дети живут сердцем. Дайте детскому сердцу добрую пищу. Людей в детстве они мало знают; с людьми им пока приходится мало иметь дела, они больше живут среди природы; их занимаюсь речки, поля и леса. Научите их любить разумно весь Божий мир, любить пеструю бабочку, и красивую птичку, и безобразного червяка; с годами они научатся тогда любить и окружающих их людей. Если ребенок воспитается так, что ему жаль будет и муху обидеть, разве он сможет когда-нибудь обидеть ближнего, своего брата, подобного себе человека?

Помните, Господь создал великий дивный храм, а благоговейность богослужения в нем зависит от людей.


Источник: Беседы о Боге и Божией правде. Священник Г. Петров. - М., Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д., 1903.


STSL.Ru


19 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...