Не возвращайся к прежним грехам (из творений святителя Феофана Затворника)

Не возвращайся к прежним грехам (из творений святителя Феофана Затворника)

Се здрав ecи, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14), сказал Господь расслабленному. Сими же словами и всем нам Господь дает такое вразумление: бросил грех – не возвращайся на него. Получив помилование в таинстве покаяния, – не подвергайся опять гневу и осуждению. Вступил на правый путь, – не уклоняйся от него. Враг снова будет влечь тебя в свою область тьмы – не поддавайся. Будет обольщать тебя льстивыми обещаниями – не вдавайся в обман. Знаешь, как зол грех, знаешь, как трудно одолеть его – не входи же снова в содружество с ним. Помог тебе Господь, встал ты – стой же и мужайся, и да крепится сердце твое.

Утверди ты в себе то очень вероятное помышление, что если падешь снова, кто знает – встанешь ли? А останешься в падении – погибнешь. Враг будет сбивать уверением, что Господь милосерд. Помиловал, и опять помилует. Точно, милосерд Господь; но милости Его к нам есть мера. Есть мера долготерпению Божию. Прощает-прощает, а, наконец, видя, что грешник все снова отдается греху – совсем оставляет его в руках падения его. Сей-то суд Божий и да напишет в сердце своем всякий, опять влекомый на грех. Прощал Господь доселе; а теперь, если падешь, страшись, не отвратился бы Он от тебя в конец. Вот и народ иудейский миловал-миловал Господь, а, наконец – что изрек? Се оставляется вам дом ваш пуст (Mф. 23, 38). Но ни первосвященники, ни старцы, ни книжники – и никто другой думать не думали, что уже постигло их это грозное определение. Сего-то грозного суда бойся, когда начнет тебя снова влечь грех. Бойся, чтобы и тебе не сказал, наконец, Господь: оставляется дом твой пуст. Милостив Господь ко всем грешникам и с клятвою уверяет, что не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Но мы сами своими частыми падениями доводим себя до того, что с нами ничего нельзя будет сделать, так, наконец, расстроим себя, что и поправить нельзя. На чем основывается возможность восстания нашего? На добре, в нас остающемся, несмотря на то, что мы работаем греху. На cиe добро нисходит благодать, оживляет его и дает ему перевес над злом. И встает человек. Но каждое новое падение все более и более снедает наше добро, после каждого падения все менее и менее остается его в нас, и, следовательно, менее и менее остается места, куда низойти может благодать, чтобы восставить нас. Что дивного, если, наконец, и все свое добро истратим мы в работе греху, и потеряем, таким образом, возможность восстания. Не останется для нас никаких к тому средств. Ни угрозы, ни обещания, ни смерть, ни ад, ни рай, ни яд и горечь греха – ничто не поражает и не приводит в движение души. Она сделается – как камень. И что же с нею тогда будет? То же, что присуждает апостол земле, пившей множицею сходившие на нее дожди и износившей одни терния и волчцы. Земля, износящая терния и волчцы (сорняки), не потребна есть, и клятвы близ, ее же кончина в пожжение (Евр. 6, 8).


Источник: Душеполезный собеседник / [Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря]. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1914. Вып. 2. С. 76-77.


14 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...