Не будь неверен, но верен

Не будь неверен, но верен

Святитель Феофан, затворник Вышенский

В первый день воскресения Своего, вечером, Господь явился святым апостолам и обрадовал их Своим воскресением. Святого апостола Фомы не было тогда с ними. Когда пришел он, другие апостолы уверяли его: «Мы видели Господа»; но он в ту пору был в таком расположении духа, что не согласился поверить свидетельству их, и решительно ответил, что если сам не увидит очами своими, и не осязает руками своими язв на теле Господа, никак не поверит. Целую неделю пробыл он в таком томительном состоянии неуверенности в воскресении Господа. Господь видел эту тяготу сердца его и из жалости к нему, в другое воскресенье, «снова явившись всем ученикам, когда и святой Фома был с ними, после приветствия всех миром, тотчас обратился к апостолу Фоме и сказал: «Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои: подай руку твою, и вложи; в ребра Мои; и не будь неверующим, ню верующим» (Ин. 20, 27). Ты желал осязательных удостоверений в Моем воскресении, — приди, осяжи и виждь, только не будь неверен, но верен. Тогда святой апостол в сильном движении веры воззвал: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).

Это событие очень трогательно и много представляет назидательных сторон. Остановлюсь на одном более нам пригодном слове: не будь неверен, но верен. Не слышали ль и все мы недавно этого слова — завета нам Господня: не будь неверен, но верен? Что делали мы, когда говели? Чаяли к себе Господа. Целую неделю томили мы себя; целую неделю смущались недоумением, сжалится ли над нами Господь, простит ли нас и даст ли нам вкусить Себя?! Исповедались и дали обещание не оскорблять более Господа. Сего ради обещания, Он пришел к нам, в Святых Тайнах дал нам Себя не осязать только, но и вкусить. И сим милостивым действием Своим в нас сказал как бы каждому из нас: даю Себя тебе, вкуси и виждь; но смотри, исполни и ты свое обещание: не будь неверен, но верен. Таков был к нам завет Господа! — и, конечно, он был принят совестью каждого. Да слышится же он непрестанно в сердце нашем, и написанным зрится в нерассеянной мысли нашей, чтобы им направлялись шаги наши, и приводились в строй дела наши и начинания. Как святой апостол Фома целой жизнью своей, трудами апостольскими и мученической кончиной оправдал верность свою Господу; так задачей и нашей жизни, болезненной заботой духа нашего, да будет то, чтоб явить и Господу и всем, что мы помним слово Его: не будь неверен, но верен.


Приводи всякий себе на память, что обещал Господу на исповеди, и сам себе чаще тверди: не будь неверен, но верен. Обещал Господу быть воздержанным, и будь воздержан. Обещал Господу хранить тело свое чистым от скверны и храни. Обещал не обижать никого в суде или торговле, и не обижай. Обещался быть внимательным к нуждам других, и будь таков. Обещал исполнять благоговейно дела благочестия в храме и дома, — и исполняй. Обещался не питать зла, не завидовать, не серчать, не гордиться, не осуждать, — и не делай ничего такого. Вообще, что не обещал кто Господу, — во всем том не будь неверен, но верен. Конечно, всякий сам знает, что так надобно. Но напоминать нам о сем, братиe, очень нужно, по странному у нас обычаю, — что, пока пост, мы степенничаем, а как пройдет пост, у нас начинается разрешите на вся, — и при том в таких широких размерах, что будто никакого ни в чем нет греха. Святая Церковь не ожидает, чтоб в Светлую Неделю Пасхи кто-нибудь предавался мрачному разливу нечистых страстей и похотей. Но как только миновала сия неделя, тотчас в примере святого апостола Фомы обращается к иным с вопросом: что же, пребыли вы верны Господу в прошедшую неделю? a к иным с уроком: смотрите же, и отселе не будьте неверны, но верны.

Пока был пост, мы только давали обет и собирались с силами. Прошел пост, — теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда. И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи и силу свою и искусство свое. Время «поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига... Господь собрал нас в храмы, учил, вразумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, — и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши как должно, выводить на брань, побросают оружия и предадутся в руки врагов? Какая похвала и нам, если после такого о нас попечения, мы при первом появлении страсти, предадимся снова в руки ее, — и это только что оказавши: не буду грешить, — и только что слышавши завить: не будь неверен, но верен?!

Поостерегитесь, братие! — Вот наступает время такое, в которое больше, нежели когда, предложить искушений, особенно в плотских страстях. Будьте же готовы теперь особенно показать свою верность. Друг познается в беде; а искренняя верность Господу — в искушениях. Когда восстала страсть, тут то и вспомни завет Господа и докажи делом, что ты хочешь быть верным Ему, отвергши без саможаления внушения ее. Знает Господь, что теперь со всех сторон окружают нас опасности, и того ради делает нам напоминание, предостерегает. Как на море делаются знаки, указывающее подводные камни и мели, так и у нас. Настало возбудительное страстей время и слышит каждый: смотри, не буди неверен, но верен. Внимайте же сему!

Чего именно это касается:, каждый сам с собою рассуди. У каждого своя страсть: она начинает тревожить; против нее и стой. Устоишь и будешь верен; не устоишь, будешь неверен. Такова и похвала будет, и таков плод! В Апокалипсисе говорится одному Ангелу Церкви: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (2, 10). Стало быть, не будешь верен, не получишь жизни. Видите — говорит: буди верен до смерти, — а не так, как у нас. Попостимся немного и думаем, что тем все сделали, все искупили и позволения получили жить по своей воле весь год. На деле же, когда говели мы и постились, еще ничего не делали, а только готовились делать. Когда пост проводим, — говеем и исповедуемся, только познаем свои грехи и страсти и полагаем намерение искоренить их, а к самому искоренению надо приступить особенным новым трудом, к которому и предлежит нам теперь время благоприятное. Всего лучше и удобнее это делать, когда страсти эти восстают. Ибо, когда они не восстают, не знаешь, за что взяться, как на гряде не знаешь, что вырывать, когда нехорошие корни скрыты под землею. Пусть теперь время страстное, и будут возбуждаться страсти, — бери их твердой рукой, вырывай и бросай за ограду сердца, — и с радостью это твори, ведая, что этим показываешь Господу Всеведующему верность свою — искреннюю, — а не поддавайся страсти, как бы льстиво не подступала она.

Так-то, братие, «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 15-16). Лукавые дни суть те, в коих более соблазнов. Искупать их значит, не поддаваться влечению соблазнов. Искупите же предлежащее время сим образом, ypaзумевая, что такова есть воля Божия. — Этим точно исполните желание и ожидание Господне от каждого из нас: не буди неверен, но верен. Аминь. 

Епископ Феофан († 894 г.).


Современное неверие

Общие причины неверия:

1. Недостаток, а иногда и полное отсутствие религиозного воспитания в детстве.

2. Влияние безрелигиозной среды.

3. Низкий уровень личной нравственности, несоответствующей высокому идеалу христианской религии.

4. Незнакомство ни с Библией, ни с Евангелием, ни с церковным учением, ни с богословской литературой, — незнакомство, граничащее с полным невежеством в области богопознания.

5. Непозволительная леность и отсутствие какого бы то ни было желания сделать что либо для своего духовно-нравственного возрождения.

Неверие не имеет для себя никакого научного оправдания: с интеллектуальной точки зрения оно является безумием, а с житейской — извращением нравственной природы человека, ведущим к самоистреблению и уничтожению своего физического бытия.

Наоборот, вера в Бога и жизнь религиозная, христианско-православная, имеет для себя вполне логичное и строго научное оправдание, ибо делает человека духовно просвещенными и морально совершенным, а в жизни проводит «правду, мир и радость о Духе Святе» (Рим. 14, 17). 

 Из сборника «Свет истинный»

Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 5. - Аньер (Франция), 1948. С. 9-12.


5 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...