Назидательные мысли и добрые советы

Назидательные мысли и добрые советы

Кому из нас не случалось видеть и слышать, как голосистый жаворонок весною вьется над полем или вспаханной нивой, и своим приятным пением часто услаждает тяжкий труд земледельца? Но не вся жизнь этого маленького пернатого проходит в пении, не все время носится он в воздушном пространстве. Нет, у него есть свой труд и забота; он спускается на землю и здесь то добывает себе пищу, то устрояет теплое гнездышко, то заботится о своей подруге или молодых птенцах своих. И опять: не все же рыться в земле, не все же хлопотать и трудиться. Птичка снова несется к небу и поет, поет свою нескончаемую песню. Вот урок и пример для тебя, человек! Трудись, где бы ты ни был поставлен в обществе: низко ли, высоко ли, трудись; это твое назначение и обязанность на земле. Но ты не для земли создан, а для неба. После труда и забот житейских возносись горе умом и сердцем, изливай перед Богом свою душу в славословии, благодарении и молитве. Молись: это твой долг, твоя слава, твое блаженство. От трудов переходи к молитве, от молитвы к трудам: трудись и молись.

Скоро гибнут насекомые, когда прельщаются блеском ночного светильника; скоро гибнем и мы, когда обольщаемся красотою суетных благ.

Любовь оплакивает умерших, но вера, взирающая в духе на славное воскресение их, должна остановить потоки слез.

Всегда живи так, чтобы ты мог радоваться, когда подумаешь о Боге и бессмертии.

Тот, кто говорит не подумав, подобен тому, который стреляет, не прицелясь.

Прежде, нежели скажешь слово, испытай, какое будет его действие, и еще строже прежде, нежели сделаешь дело, испытай, что оно будет говорить; ибо дела говорят сильнее слов.

У кого слово–дело, тот силен в слове и деле.

Сребролюбец связан заботами, как пленник – цепями.

Сребролюбцы поистине суть несчастнейшие люди и в сей и в будущей жизни. Здесь они в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение.

Скупой знает чекан монеты и различает настоящую монету от поддельной, но вовсе не узнает брата в нужде.

Любостяжательное сердце уподобляется огню, который дальше и дальше идет по сгораемому веществу, и одно разрушает, другое охватывает.

Ад не скажет: довлеет (Прит. 30, 16); и любостяжательный никогда не говорит: «довольно».

Римский воин, покрытый епанчею (плащом), спрашивал пустынника: «Приемлет ли Бог грешников?» «Бросаешь ли ты свою одежду, как вещь бесполезную, если она издерется?» «Нет, – отвечал воин. – Поправив ее, продолжаю носить по-прежнему». Если ты заботишься и об изношенной одежде, которою прикрываешь свое тело, то можешь ли думать, чтобы Бог оставил без помощи Свое творение.

Береги здоровье – храни себя от разврата, от небрежности и опрометчивости; не береги здоровья, не щади самой жизни, когда сего требует от тебя Бог, отечество и твое вечное спасение.

Счастье подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади.

В печали не теряй надежды на благоденствие, и при успешном течении дел жди печали.

Помни непрестанно страшную смерть, как будто она у тебя перед глазами, и встретишь ее менее грозною.

Бросающий камнем в птиц, заставит их улететь, и делающий упреки другу, разрушит тем дружбу.

Один из древних поэтов сказал: «О, Боже! Даруй нам, что для нас истинно полезно, просим ли мы того у Тебя или нет, а что вредно, не давай нам того, хотя бы мы о том просили».

Учись мудрости из глупости других людей, смотря на падения других, будь сам осторожен.

Совершенное счастье состоит в том, чтобы других счастливить.

Повиноваться законам по одному только страху значит унижаться до состояния диких зверей, которые также не нападают на стадо, когда видят людей и собак, стерегущих его.

Тот гражданин сооружает себе вечный памятники в отечестве, кто посевает в нем нравственное добро, которое одно вечно.

Добрый нравственный человек уже тем одними приносит пользу обществу, что живет в обществе.

Несчастлив только тот, кто не умеет переносить несчастья.

Лучшая погребальная честь – доброе имя.

Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который, хотя видели пред Собою девять неблагодарных против одного благодарного, не удерживал от благотворения всем.

Не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслью о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению.

Живая рыба плывет против воды, а мертвая вниз за водою.

Истинный христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротою.

Обыкновенное правило сластолюбцев: веселись, еще есть на что; но это веселье кратковременно, а скорбь, следующая за ним, нескончаема.

Скупой, когда для себя враг, то может ли быть для кого добрым?

Учись временным пользоваться так, чтобы оно не препятствовало тебе в стремлении к вечному.

Первый шаг мудрости – это познать свою малосмысленность и глупость.

Не говори всего, что знаешь, но непременно знай все, что говоришь.

Что было бы с нами, если бы земное наше счастье было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны.

Кто не расположен к злу, тот не способен и к подозрению.

Не ставь в великое, что кажешься лучше худых, но скорби, что превосходят тебя добрые.

Хороша девственная жизнь; но если она предана миру и земному, то хуже супружества.

Жизнь есть труд, труд есть жизнь.

Преподобный Макарий, идучи некогда с братиею, увидел мальчика, который говорил своей матери: «Один богач любит меня, а я не знаю, почему ненавижу его; но бедняк ненавидит меня, а я люблю его». Выслушав это, Макарий изумился и задумался. «Что сделалось с тобою?» – спросила у него братия. «Слова, слышанные мною, – отвечал св. старец, – значат следующее: Господь Бог богат в милости и ежедневно являет нам доказательства отеческой любви Своей, а мы, безумные, не умеем ценить даров Его; но дух пагубы, бедный и злобный, ненавидит и, как волк рыкающий, ищет поглотить нас, а мы, ослепленные, любим его и не стыдимся ему раболепствовать».


Источник: Душеполезный собеседник / [Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря]. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1914. Вып. 10. С. 366-369.


15 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...