Наставление о значении и силе пастырского благословения

Наставление о значении и силе пастырского благословения

Господь наш Иисус Христос, посылая Своих учеников и апостолов на проповедь Евангелия, дал им такое повеление: когда входите в какой-либо дом или город, то говорите: мир дому сему, или: мир граду сему! Если тут будет человек мира, то есть достойный мира, то мир ваш на нем пребудет, а если нет, то мир ваш к вам возвратится (Мф. 10,11-13; Лк. 10, 5-6).

Таковую власть и право святые апостолы передали своим преемни­кам — поставленным ими епископам. От этих преемников их власть и право преподавать мир переходят ко всем законно поставляемым епископам и рукополагаемым от сих священникам до нашего времени; таковую власть и право преемственно чрез святых апостолов восприявши от Господа, и мы, смиренные пастыри и служители вашего спасе­ния, говорим вам о Господе: мир вам! Да будет этот мир Христов и в душах ваших, и в семьях ваших, и в обществе вашем. Эти слова мира вы всегда слышите и в храме вашем от поставленных вам пастырей. Всякий раз, когда священник возглашает: мир всем, или: благословение Господне на вас, принимайте эти слова как слова Самого Господа, преподающего вам устами иерея мир и благословение. Если вы принимать будете эти слова мира с верою, как от Самого Господа, то мир этот пребудет на вас. А если вы будете принимать их как только слова благожелания, не даю­щие ничего слышащему их, то мира этого, то есть мира Христова, не получите: он пройдет мимо вас и остановится на том, кто желает того, кто достоин того. Что же означает этот мир, или благословение, препо­даваемое пастырями? Это не пустой звук, не простое биение воздуха — нет: в них заключается сила Божия. Эту силу невозможно видеть гла­зами, осязать руками. Невозможно ее взвесить или измерить — но она несомненно заключается в слове, подобно тому как врачебная сила заключается в целительных растениях и других веществах; как цели­тельную силу растения нельзя видеть, осязать, взвесить, но она обна­руживается чрез действие на тело человека, так и сила благословения заключается в слове, обнаруживается по действиям своим на человека.

Сила благословения есть творческая сила, она созидает, она ожив­ляет. В начале мироздания всё было создано словом Божиим, и всякому созданию Своему Господь изрекал Свое благословение; в этом благо­словении была жизнь. По благословении всё стало расти и размно­жаться. Пока почивало на земле и на людях Божие благословение, люди блаженствовали, на земле был рай. А когда за грех человека изре­чено было проклятие на землю в делах человека, тогда она стала при­носить ему терние и волчцы.

Таковую силу Господь дал и слову человеческому. Благо тому чело­веку, которого благословляет народ за его добро: он своею душою чувст­вует силу этого благословения. Но горе тому, кого станут проклинать.

Особенную силу благословения Господь дал словам некоторых людей. Так, в Священном Писании говорится об одном человеке, некоем Валааме, что кого он благословлял, на том пребывало благословение, выражавшееся успехом в делах. А когда Валаам проклинал, на того приходило проклятие, он делался несчастным человеком. Таковую силу благословения Господь даровал и родителям в отношении к их детям. Так, Ной благословил сыновей Сима и Иафета, и они со своим потомст­вом были счастливы, господствовали над другими народами, а прокля­тый им сын Хама Ханаан с потомством своим был рабом братьев своих и потомства их. Хананеяне, потомки Хама, были преданы истреблению. Египтяне, тоже Хамова рода, подвергались казням Божиим и потом всегда пребывали в рабстве у других народов. Посему не напрасно ска­зано в Божием Писании, что благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (Сир. 3,9).

Недаром сложилось наше народное изречение, что с родительским благословением на огне не горят и в воде не тонут.

Если таковую силу имело благословение некоторых людей, если родительское благословение делает детей счастливыми, а проклятие — несчастными, то что сказать о благословении епископа или священ­ника, получивших от Господа чрез апостолов преемственно такую власть, какой на земле не имеет никакой начальник? Хотя священник не имеет того права, какое предоставляется земным властям, он не имеет власти над телом: не лишает виновного земных прав, не лишает иму­щества, не связывает узами, не заключает в темницу,— но зато он имеет власть над душой, может лишить человека его права на Небесное наследие, ибо апостолам, а чрез них епископам и священникам сказано было Господом: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18,18). Это значит: если кого свяжет священник на земле, тот связан будет на небе, — а связанного в рай не пустят, ему место в темницах ада. А когда священник развяжет грешника именем Христовым и скажет ему: прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, то грешник будет развя­зан на небе, то есть получит свободный проход в райские обители.

Таковая власть дана только священникам: не только праведным, но и грешным, иногда весьма смиренным и немощным по своему внеш­нему виду.

Итак, великая сила заключается в словах благословения. Велика сила родительского благословения, но она простирается только на детей. А благословение иерейское или святительское простирается на всех, с верою приемлющих его. Если это так, с каким почтением нужно относиться к этим смиренным носителям власти и как дорожить нужно их благословением; итак, Бога бойся и иерея Его чти (Сир. 7, 31, 33). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да придет на тя благословение их. Благословение бо отчее утверждает домы детей, клятва же матерняя разрушает до основания (Исх. 20,12; Сир. 3, 8-9).


Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2 


STSL.Ru


27 Марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.