Мысли на каждый день года. 7 декабря


Мученик Меркурий Смоленский, воин


7 декабря
Святой великомученицы Екатерины и святого великомученика Меркурия, мученика Меркурия Смоленского

Для жизни телесной нужно питание, без которого тело истощается и умирает; нужно свое питание и для жизни духовной, без которого дух наш также истощается и умирает смертью вечною. Пищу и питье для тела доставляет нам общая матерь наша, земля; пищу и питье для духа подает нам духовная Матерь наша, Святая Церковь, в храме Божием. Этот Небесный Хлеб жизни есть Божественное Тело Господа Иисуса Христа, и это питие бессмертия есть Божественная Кровь Его. ...Аз есмь хлеб животный сказал Господь, ядый хлеб сей жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть... Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный...[1]. И вот, когда настало время Агнцу Божию, вземшему грехи мира [2], вознестись на крестный жертвенник, предать Плоть Свою на излияние во оставление грехов, Он, как истинный Архиерей, Сам Себе предпожре [3]: ...приим хлеб, хвалу воздав, благословив и даяше учеником Своим, глаголя: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за выломимое во оставление грехов; потом же и чашу по вечери, глаголя: пиите от нея ecu: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов [4]; и таким образом соделал их причастниками Своего Божественного естества, бессмертного и всеблаженного. Но чтобы и все последующие роды не лишились сего величайшего благодеяния  средства к стяжанию жизни вечной, Господь заповедал святым апостолам: ...сие творите в Мое воспоминание [5]. С тех пор и творится сие и будет твориться до скончания века в храмах Божиих. Теперь изнеможет ли дух ваш в борьбе с плотью и миром, томится ли душа ваша преодолевающею силою страстей и похотей, чувствуются ли в сердце вашем духовная алчба и жажда, которые не утоляет и не погашает ничто земное, ощущает ли в себе душевную сухость и мертвенность, расслабление и леность на дела благие и богоугодные? Придите в храм Божий. Здесь вы услышите из уст священнодействующего Божественные глаголы Самого Господа: ...приимите, ядите: сие есть бо Тело Мое... пиите от нея ecu, сия есть бо Кровь Моя; узрите на престоле Господнем и самое Тело и самую Кровь Божественные, со страхом Божиим и верою причаститесь их. С причащением Тела и Крови Христовой вселится в вас Сам Господь Иисус Христос, со всею полнотою благодатных даров Своих, укрепит силы духа вашего Божественною силою и оживит ваше сердце Своею святостью и правдою, вдохновит его любовью ко всему доброму, честному и доброхвальному. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь говорит Сам Господь,  во Мне пребывает, и Аз в нем, а иже будет во Мне, и Азе нем, тот сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже...[6]. Боже мой, как это дело велико!


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ср.: Ин. 6:51, 54-54.
[2] Ср.: Ин. 1, 29.
[3] Предпожрéти (церковнослав.)  предназначить себя в жертву.
[4] Ср.: Лк. 22, 19-20; Мк. 14, 22; Мф. 26, 26-28.
[5] Лк. 22, 19.
[6] Ин. 6, 56; 15, 5.

5114630_large.jpg
День за днем. Каждый день – подарок Божий

Господь с нами в скорбях

Лазарь, друг наш, уснул;
но Я иду разбудить его.

Ин. 11, 11

Вспомните умилительный случай, который произошел в Вифании после смерти Лазаря. При смерти каждого происходит то же самое. Лазарь есть то любимое существо, которое Господь у нас отнял. Марфа и Мария  это мы, плачущие по умершем; Иисус Христос остается Тем же вчера и сегодня, и во веки веков. Да, Он готов войти к нам в минуту скорби, как пошел в Вифанию к скорбящей семье. Это был Он, Сам Бог Всемогущий, обратившийся в любящего брата  близкого друга, о Котором говорили: "Прослезился Иисус".

И мы чувствуем, что Он нас понимает, что Он с нами страдает, что наша скорбь Ему не чужда, что Он говорит с нами в этой скорби, говорит как Тот, Кто плакал с сестрами Лазаря и с матерью у гроба сына; как Тот, Кто изведал Сам все испытания и скорби, Кто любил друзей Своих и, умирая, заботился о Своей Матери. Он говорит с нами, как Сын человеческий, как "Муж скорбей, и изведавший болезни" (Ис. 53, 3). Он говорит слова, которые никто другой не скажет и которые изливаются, как елей, на наши сердечные раны. Он и нам говорит, как Марфе: "Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25). Тот, кого ты оплакиваешь, воскреснет.

Внимая этому божественному голосу, наше горе утихает, луч небесного света озаряет свежую могилу и нашу мрачную будущность, и мы сознаем, что, соединяясь со Христом, мы не можем назвать нашу жизнь безотрадною.

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Седьмой день месяца

Блажен человек, совершающий путь свой пред лицом Господа и под покровом своего Ангела. Жизнь его уподобляется прозрачному ручейку, текущему по зеленому и цветущему лугу; она чиста и спокойна, подобно жизни духов небесных. Такой человек боится даже тени порока, дабы не оскорбить своего Ангела-хранителя.

Видя перед собой мужа добродетельного и мудрого, кто не станет уважать его? Какой сын не будет почтителен в присутствии отца своего? Дерзнешь ли ты сделать перед Ангелом то, чего не смеешь сделать перед своим отцом? Ты будешь вести себя благоговейно, зная, что тебе присущ Ангел. Сколь дивно величие небесного Вестника!

Он получил от Творца обильные дары благодати, украшен всеми духовными совершенствами, облачен лучезарной славой, как один из сановных служителей чертога Господня. На нем, как на приближенном к престолу Всевышнего, отражается свет лица Божия. Его голос сливается в одну гармонию с голосами всех Ангелов, воспевающих славу Создателя. Он созерцает великого Бога и Христа Его. Лучезарный свет одевает его, как ризою. Вся слава мира сего, все сияние звезд поднебесных бледнеют перед светлым ликом небесного Ангела.

Ты, конечно, не видишь лица его; однако же он велик, славен и достоин благоговейного твоего почитания. Но сколь он ни велик, сколь ни славен сам по себе, еще более велик и славен он тем, что избран посланником Бога; ибо посланник представляет в лице своем лицо своего государя: он получает те же почести, какие надлежит воздавать его государю. Обида, ему нанесенная, почитается обидою, нанесенною самому государю его. Посланник, со своей стороны, старается снискать уважение своему государю и поддержать его достоинство. Он дорожит почестями не по отношению к самому себе, но по отношению к тому, кого представляет. Итак, чти Господа Бога твоего в лице Его Ангела, Его представителя, которого Всевышний послал к тебе. Пославший его отметит тебе за неуважение, которое ты осмелишься сделать Его посланнику. Почитай твоего Ангела, ибо, если ты оскорбишь его, он сделается из твоего ходатая твоим обвинителем. Посланник обыкновенно бывает миротворцем; но если не внимают его миролюбивому голосу, он объявляет войну и удаляется.

Горе нам, если мы оскорбляем того, кто защищает нас, оскорбляем служителя Божия, ходатая нашего перед Господом; горе нам, если мы принуждаем его удалиться от нас! Впадая в нечестие, мы возбуждаем в нем отвращение к себе, потому что делаемся врагами Божиими и ведем брань против Неба. Неверные! Какое безумие овладело нами! Какая слепота! Какое преступление мы совершаем!

Есть такие существа на свете, которые стараются укусить ту руку, которая кормит их и осыпает благодеяниями. Одно воспоминание о них возбуждает негодование. Поразмысли, легкомысленный, и сознайся, не принадлежишь ли ты к числу их? Поразмысли сам с собою: Ангел-хранитель присущ тебе, предлагает тебе с самою нежной любовью дары благодати Божией, везде следует за тобою, всегда благотворит тебе, помогает тебе в трудах и даже во время сна твоего охраняет тебя, во время опасностей спасает тебя, в скорби и печали утешает тебя, в сомнениях и колебаниях ума просвещает тебя; все это делает для тебя Ангел, посланный Царем Небесным.

А ты оскорбляешь его и становишься недостойным его общества. С кем же сравню тебя? Ты похож на того сумасшедшего, который в припадках своего бешенства поносит попечительного своего врача, старающегося исцелить его и возвратить ему рассудок. «Совершай путь свой осторожно,  говорит один духовный писатель,  не забывая, что с тобою присутствует твой Ангел». Убегай всего того, что огорчает его; делай всё то, что радует его; будь воздержан, целомудрен и молись с горячим сердцем и со слезами:

Не оставь меня, о мой Ангел-хранитель, не помяни заблуждений моей юности и прежних грехов моих. На тебя возлагаю надежду мою: ты моя крепость, мое прибежище. Сохрани меня от сетей грешника и от козней злого духа. Ты мой покровитель с первой минуты моего дыхания. Рассей врагов, окружающих меня; просвети ум мой, блуждающий во мраке; обрати ко мне святое лицо твое, и я пролью слезы и моление пред тобою. Простри свой голос ко мне, о святой Ангел мой, я готов внимать тебе; повели, и я исполню повеление твое; покажи мне путь, и я последую за тобою.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. – Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004.

7 Декабря 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...