Мысли на каждый день года. 5 мая

p1ahqld3rn96b1p42dsj1qlgpef3 - копия.jpg 
Преподобный Феодор Сикеот

5 мая

Преподобного отца нашего Феодора Сикеота

Стихии повиновались Господу нашему Иисусу Христу как Творцу стихий; ветры утихали, и Он шествовал по волнам моря; Он питал в пустыне народы: пять тысяч пятью хлебами и четыре — семью, за­ранее приучая к той мысли, что будет питать Собою вселенную, и воз­вещал о сей небесной пище: Я есмь хлеб живый, сшедый с небеси... <...> Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Л в нем. Ибо плоть Моя есть истинное брашно, и кровь Моя есть истинное питие [1]. Это было предварительное уверение о таинстве причащения, которое утвердил на последней вечере с учениками Своими, пред самым нача­лом искупительных Своих страданий. Старейшины Израиля, книж­ники и фарисеи злобствовали против Христа Спасителя за то, что, обличая их неверие, называл Себя Мессиею, Сыном Божиим, равным Богу, ибо они ожидали мощного царя в Мессии, а не смиренного учи­теля и несколько раз тщетно покушались убить Его; наконец подку­пили одного из учеников Его, Иуду, на предательство. Предателем стал апостол, который с прочими творил чудеса. Другой апостол — Петр, первый исповедавший Христа Сыном Божиим,— трижды от­рекся от Него страха ради. В этом — разительный пример того, как немощен человек, когда не поддерживается благодатью свыше. Пер­восвященник Каиафа, сам не ведая, прорек, что лучше одному человеку умереть за народ [2], и послал взять Иисуса на месте ночной Его молит­вы в саду Гефсиманском. Там душа Богочеловека была прискорбна до смерти, и с чела Его текли капли кровавого пота. Трижды падая на землю, болезненно взывал Он ко Отцу: Отче Мой, да мимоидет чаша сия, если возможно; однако, не как Я хочу, но как Ты [3]. Там облобызал Его Иуда, с приветом: Радуйся, Равви [4]. Пред лицом вопрошавшего перво­священника Сын Божий еще однажды свидетельствовал о Своем Бо­жестве и, осыпанный поруганиями, отведен был на суд к римскому игемону, Пилату Понтийскому, которого имя вставлено в «Символ веры» для указания исполнения предопределенного времени; ибо здесь исполнилось пророчество древнего патриарха своим детям: Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная Ему, и той чаяние языков [5]. Уже не было природного князя во Иудее, чуждый наместник управлял ею; и потому здесь указывается на Хрис­та — чаяние языков.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ср.: Ин. 6:51, 55, 56.

[2] Ин. 18, 4.

[3] Ср.: Мф. 26, 39.

[4] Ср.: Мф. 26, 49.

[5] Быт. 49, 10.


День за днем. Каждый день – подарок Божий

Вечность уже началась

Путем новым и живым... 

Евр. 10:19

То был новый путь, потому что он был путь живой. Люди часто ищут в Евангелии только способ пройти через долину смерти; они не ищут в нем помощи и указания для жизненного поприща. Но когда подходит к душе Христос, Он открывает ей путь новый и живой. Он открывает нам, что вечность началась для нас уже теперь и что мы можем ее познать, не дожидаясь смерти. Он открывает нам, что общение с Богом достижимо для нас не только после смерти, но и в жизни, что, представляя тела наши «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего» (Рим. 12:1), мы уже здесь, на земле, получаем Царствие Божие общением и соединением с Господом. Двигаясь, как израильтяне, среди жизненной пустыни, мы уже не можем ни голодать, ни жаждать, ибо Спаситель идет перед нами, и в Нем ежедневно дается нам та благодать, которая спасает нас, тот свет, который освещает, тот хлеб жизни и источник правды, которые наполняют и укрепляют нашу душу.

Без благодати Божией, без веры и любви мы шли путем греха, путем себялюбия, наслаждений, легкомыслия, широким путем, не ведущим в Царство Божие! Путь новый – есть путь отречения от себя, любви к ближним, путь узкий, часто тернистый. По нему мы должны идти под бременем креста, но он приведет нас к Господу. И светлая надежда на жизнь вечную, на соединение с Господом поддержит нас на этом пути.

Идя по Его стопам, мы не можем сбиться с дороги. Опираясь на Него, мы не ослабеем в пути. Он есть «путь и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). Только бы открыты были глаза наши, только бы не дремало сознание наше, только бы всю жизнь мы искали и желали этого пути.

Господи! Неужели я отдамся Тебе только в смертный мой час? Покажи мне путь живой. Научи меня той святой жизни, которая отдается Тебе уже в Вифлееме, и далее в Назарете, и на Голгофе! Помоги мне идти с Тобою по пути живому; даруй мне среди моей земной жизни могущество бессмертия. Научи меня отказаться всецело от своей воли, покорив ее воле Твоей. Среди труда, среди забот, среди борьбы, в часы безмолвной скорби, в горе и в радости, в болезни и в здоровье, в нищете и в довольстве помоги мне отдаться всецело Тебе, сказав: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46), – тогда моя земная жизнь будет живым путем к небу!


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Пятый день месяца

Послушай, друг мой, слов премудрости Божией, – внушает человеку Ангел. – Прими наставление, которое я хочу дать тебе. Как сын мудрый веселит отца своего, так и человек, живущий свято, радует своего Ангела. Но кто предается порокам – тот веселит сатану и его служителей. Ты не знаешь всего зла, проистекающего от грехов. Не суди о них по внушению твоего разума, но вопроси вечную Истину. 

Денница был один из самых светлых духов, самое любимое творение Божие. Он согрешил гордыней, и Господь осудил его и низверг в адскую пропасть со всеми его клевретами. Какое падение! Какая перемена! Прежде – лицезрение Бога, вечность славы и блаженства, а теперь — ад, злоба, отчаяние! Вот каковы плоды одного только греха! А ты погряз в бездне греховной и пьешь беззакония, как воду. Демон приходит, льстит твоим страстям, и ты совершенно покоряешься его воле; если же иногда и противишься ей, то скоро опять делаешься рабом ее, как будто утомленный борьбою и сопротивлением оной; между тем как победа была весьма легка для тебя. Враг твой силен потому только, что ты слаб духом; он уловляет тебя в свои сети потому только, что ты неосторожен, он торжествует над тобою потому только, что ты не решаешься твердо победить его. 

И не всегда ли я был готов защищать тебя, подвизаться с тобою, спасать тебя, если бы ты обратился и прибег ко мне? Ты оставляешь Отца Небесного, сын Адама, и предаешься мучителю рода человеческого, – этим ты подражаешь праотцу своему. Его преступление было так велико, что все лики небесных Ангелов не могли заслугами своими искупить греха его и удовлетворить Божьему правосудию. 

Тогда-то мы познали беспредельную любовь, которую Господь имеет к тебе. Сын Божий восхотел быть твоею искупительною жертвою, сделался человеком, принял образ раба, понес на себе грехи твои, очистил их Своими страданиями и самою смертью на кресте; кровь Его текла на твою душу, все твое существо сделалось Божественным: ты таинственно соединился с Иисусом Христом. 

Но что же? Ты ныне оскорбляешь Его, ты предаешь сатане свою душу, которую Он искупил такой дорогой ценой. Бог умер на кресте, чтобы даровать жизнь тебе, а ты вкушаешь плод смертоносный, который превращает тебя в труп бездушный. Ужели не станешь оплакивать своих беззаконий? Участь твоя решается: тебе предстоит жизнь или смерть вечная. Можешь ли ты быть спокоен хотя одну минуту, когда совесть обличает тебя в преступлениях? Если ты и чист совестью, – берегись, ибо ты стоишь на краю пропасти. Но возложи упование свое на помощь Божию и на заступление твоего Ангела. «Приди под кров мои, – так внушает Ангел, – и не бойся козней диавола. Будь всегда со мною, и я буду всегда с тобою и тебя избавлю от всякого зла». 

Слышу глас твой в душе моей, святый Ангел-хранитель, и как человек, заблудившийся и оставленный вероломным спутником, обращаюсь к тебе: будь моим спасителем. 

Как воин, обезоруженный и покрытый ранами, влекомый в плен ожесточенным победителем, я обращаюсь к тебе, небесный заступник, прими меня под кров свой. 

Как несчастный, впавший в руки разбойников, угрожающих смертию, я припадаю к тебе, небесный посланник: будь моим защитником! 

Как мореход, потерпевший крушение и волнами поглощаемый, я взываю к тебе, носитель небесной силы, спаси меня! Как путник, идущий во мраке ночи и вдруг усматривающий разверстую пропасть перед собою, из которой протянутая рука хватает его и увлекает, я прибегаю к тебе, небесный страж моей жизни, сохрани меня! 

Как дитя, покоившееся сладким сном и во время сна исторгнутое из объятий отца и матери и пробуждающееся в мрачной темнице, я обращаюсь к тебе, небесный покров моей немощи; будь моим избавителем! 

Как бедный сирота, брошенный без защиты среди ожесточенных злодеев, я прибегаю к тебе. Ангел-хранитель; яви мне твое милосердие, сохрани во мне плод искупления Иисуса Христа. 

Его кровь освятила душу мою. Он вверил ее твоему охранению. И я вверяю тебе ее, и я отдаю себя под покров твой. Ты мое упование, мое прибежище, мое спасение. 


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. – Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004.


STSL.Ru


5 Мая 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...