Мысли на каждый день года. 4 января


Печерская икона Божией Матери с предстоящими вмч. Никитой и вмц. Анастасией Узорешительницей

4 января 
Предпразднство Рождества Христова. Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Пред самым пришествием на землю Спасителя древний мир находился в полнейшем процессе разложения. Иудейство в фарисействе сделалось мертвым и бездушным формализмом, в саддукействе потеряло свое нравственно-религиозное содержание, а в сочинениях Филона [1] смешалось с чуждыми элементами. Языческое учение о богах показало полнейшую свою несостоятельность. Греческая религия, хотевшая только раскрасить и осветить земное бытие, не могла доставить людям утешения и мира, а римская в своем унижении служила только простым средством для политических целей. Неверие и суеверие в странной между собою связи господствовали во всем мире. Предсказатели, гадатели, скоморохи в огромном количестве повсюду утешали крайне бедствовавшее человечество, а почти никогда не перестававшие кровавые войны и страшные угнетения римлянами своих провинций приводили народы и страны в совершенное расстройство. Вследствие всего этого одни в мрачном унынии оставляли мир и в пустыне размышляли о бедствиях мира, другие, потеряв всякую веру и надежду, предавались чувственности и разврату. Римский философ Сенека [2] говорит о том времени: «Все полно разврата и порока; ежедневно теряется стыд; порок не скрывается больше, а явно выступает пред глазами всех; разврат сделался до того публичным и так наполнил сердца всех, что невинность не только редка, но ее совсем нет». Римские писатели Персий [3] и Ювенал [4] горько жалуются, что вся жизнь сделалась огромною ложью и что общество никакою добродетелью не может быть исцелено от своих пороков. «Время таково, что не может выносить ни тяжести пороков, ни врачевания их», – говорит Тит Ливий [5]. Тацит [6], рисуя разврат своего времени, высказывает самый горький и безотрадный взгляд на жизнь. «Никогда не были так ужасны бедствия римского народа, – говорит он, – никогда не были так верны слова, что боги желают нам не счастья, а мщения». То же и еще раз выражает Плиний [7]. «Нельзя точно решить, – говорит он, – что природа для человека – добрая ли мать или злая мачеха; одно только то достоверно, что нет ничего жальче и горделивее людей». Везде слышен был голос безутешного отчаяния. Всё было дурно. Одно только было хорошо. Это – почти всеобщее желание и ожидание грядущего Избавителя.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Филон Александрийский (ок. 25 до Р.X.  ок. 50 н.э. иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего  стоическим платонизмом. Разработанный им аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру.

[2] Сенека Луций Анней (ок. 4 до Р.X. – 65 н.э. римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма.

[3] Персий Флакк Авл (34-62)  римский поэт-сатирик. Его сатиры, тематически близкие стоицизму, носят отвлеченно-патетический характер.

[4] Ювенал Децим Юний (ок. 60  ок. 127 н.э. римский поэт-сатирик; известен как классик «суровой сатиры». Проникнутые обвинительным пафосом, его сатиры были направлены против различных слоев общества  от низов до придворных слоев.

[5] Ливий Тит (59 до Р.X.  17 н.э.)  римский историк, автор «Римской истории от основания города».

[6] Тацит (ок. 58  ок. 117)  римский историк. Главные труды посвящены истории Рима и Римской империи, а также религиозно-общественному устройству и быту германцев.

[7] Плиний Старший (23 или 24-79)  римский писатель и ученый. Единственный сохранившийся трактат «Естественная история» в 37 книгах  энциклопедия естественно научных знаний античности, в ней содержатся также сведения по истории искусства, истории и быту Рима.



День за днем. Каждый день – подарок Божий

Роса благодатной любви

И небеса Его каплют росу...

Втор. 33, 28         

Действие Духа Святаго на человеческую душу подобно действию росы орошающей, освежающей царство природы. Как все мы нуждаемся в этом благотворном влиянии! Без благодати Духа Святаго душа наша не что иное, как земля сухая, как увядающее, погибающее растение. Оно обновляется, освежается этой благодатной росой, ниспосланной Богом. 

Дух Божий дает нам жизнь и все то, что жизнь с собою приносит. Одаренные дарами Духа Святаго, мы чувствуем себя счастливыми, добрыми, сильными, и у нас ни в чем нет недостатка. Но без этого священного дара мы бессильны. Молитва наша остается сухою, чтение слова Божия не приносит нам пользы, слова жизни превращаются для нас в мертвую букву, наша деятельность нас не удовлетворяет, в душе нашей нет жизни духовной. 

Какое это чудное обещание: "Небеса Его каплют росу"  эти слова дают нам уверенность в том, что Господь нас не оставит. Знойный ветер сомнения и соблазна, готовый опалить удалившихся от Господа, будет отвращен спасительным действием благотворной росы. Дух Божий победит в нашем сердце духа злобы, Он преобразит всю нашу жизнь, Он откроет наш ум к уразумению слова Божия и чудным Своим светом озарит окружающий нас мрак. 

Господи, Ты, Который насыщаешь землю живительной влагой, Ты, Который жалеешь бессловесные растения, умилосердись и над моей изнывающей душой, оживи меня, Господи, Духом Твоим Святым, ниспошли мне благотворную росу Твоей любви, утоли жажду души моей и не дай мне погибнуть!

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


 
Фрагмент фрески "Рождество Христово"
из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Четвертый день месяца

Тебе предстоит сделать выбор между Ангелом неба и ангелом преисподней: между тем, который желает соделать тебя причастником вечного блаженства и тем, который хочет видеть тебя в вечном пламени преисподней. Оба эти бесплотных духа стремятся овладеть твоим сердцем, но ты волен сам отдать его тому или другому Ты не можешь вообразить себе всей злости преисподнего духа. Возбуждаемый не­преодолимою ненавистью и буйством своих сил, он клянет Бога! 

Но, не имея возможности обратить на Него свои удары, устремляется на тебя, в котором видит Божий образ и подобие. Зависть жжет его сильнее адского пламени. Какое удовольствие злобному естеству его осквернить твою душу, лишить тебя благодати Христовой, изгнать Бога из твоего сердца и преградить тебе путь к небу! Хотя он приходит к тебе раздраженный сильным гневом, но хитро скрывает свою злобу. Он принимает на себя вид светлого Ангела и беседует с тобою языком друга; он хвалит, льстит, предлагает наслаждения, – нет ни одной хитрости, которой бы не употреблял он. 

Сей змей вероломный вползает в твою грудь, усыпляет тебя и язвит смертельным жалом; то старается он погасить в твоем сердце спасительный свет веры, то томит тебя беспечностью и скукой, то возбуждает в душе твоей бурные страсти, то увлекает твои чувства к постыдным вожделениям. 

Он не оставляет тебя ни на минуту в покое. Чем настойчивее ты гонишь его от себя, тем с большею яростью он нападает на тебя. Он, по слову Апостола, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (I Петр. 5: 8). И сие не может быть иначе. Он с ожесто­чением и яростью ополчается против Бога, но, чув­ствуя себя слабым и видя все свои усилия тщетными, обращает всю свою злобу на тебя, ибо знает твою слабость и непостоянство. Еще было бы менее опас­ности, если бы он нападал на тебя с открытою си­лою, но его хитрость гораздо опаснее, нежели его сила. Как воздушная зараза, наполняющая атмосфе­ру и незаметная для твоего чувства, вливает смерто­носный яд в твое дыхание, так и злобный дух, дей­ствуя с тонким и незаметным коварством, растлевает непорочность твоей души. Ты не замечаешь его дей­ствий на твое сердце, потому что он не противодей­ствует, но потворствует стремлению твоих наклонно­стей. Он манит, стремительно влечет тебя в ту сторо­ну, куда твои наклонности увлекают тебя. Он непрес­танно разжигает твои пожелания, дабы постепенно воспламенить их и превратить в необузданные стра­сти. Он умеет приноравливаться ко всем умам и ко всем характерам. 

Зачатые и рожденные в грехах, мы принадлежим, по началу нашего бытия, власти преисподнего духа, который, преобладая над нами, успевает в это время разлить тайный яд своей злобы на все существо наше. Таинство Крещения омыло наш грех и даровало нам новое благодатное бытие, но в нас осталось семя смерти. Если мы решаемся иногда предпринять что-нибудь доброе – мужество наше слабеет и предприятие остается без выполнения. Если благочестивая мысли побуждает нас на доброе дело, злая воля тотчас отклоняет нас от него и часто изглаживает его из памяти. Рожденные для познания истины, мы томимся в невежестве; рожденные любить Бога, мы занимаем сердце свое самыми низкими чувствованиями. 

И верх бедствия нашего есть то, что мы не хотим знать наших немощей. Находясь в беспрестанной мучительной борьбе со смертью, мы считаем себя здоровыми и добровольно отдаем себя во власть врагу душ наших. Как мы опрометчивы! Ангел Божий приносит нам благодать, которая животво­рит душу, а мы предпочитаем ей предлагаемый нам ангелом сатаны смертоносный грех: так велика власть чувственности! Так гибельно ослепление, в котором содержит нас дух злобы! Не забывай, что тот из двух бесплотных духов, которого ты избрал путеводителем в продолжение твоей жизни, поведет тебя так же и в свое жилище, когда смерть прекратит твои дни, и, помня это, молись Ангелу-хранителю: 

Прими слезную молитву мою, святый Ангел-хранитель, верный защитник мой! Страх проник в кости мои, скорбь сокру­шила всю мою душу. Отчего я, безум­ный, оставил тебя? Отчего я в искуше­ниях не обратился к тебе? Я сделался рабом демона, страшного существа, от­верженного Богом. Я предавал ему свою душу за суетное наслаждение, за удовольствие минутное. Отчего я изме­нил моему Богу? Увы! С этим бедстви­ем ничто не может сравниться! Молись за меня, святый Ангел, испроси у мило­сердого Бога прощение мне в моих без­закониях.

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004.




4 Января 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...