Мысли на каждый день года. 27 февраля

Преподобный Авксентий.jpg

Преподобный Авсксентий

27 февраля

Преподобного отца нашего Авксентия

Сущность поста

Основа и учитель всех благих занятий есть для нас пост. А постом называю я не пост простонародный, но пост в точном смысле, то есть не одно воздержание от пищи, а вместе воздержание от грехов; ибо природа поста сама по себе недостаточна, чтобы очистить постящих­ся, если она не во всем сообразна с законом. Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Ты постишь­ся? Вырази же это самими делами твоими. «Какими делами?»  ска­жешь. Если увидишь бедного, окажи ему милость; если увидишь вра­га, помирись с ним; если увидишь друга, совершающего похвальные дела, не завидуй ему; если увидишь благообразную женщину, иди ми­мо. Не одни уста должны поститься, нет, пусть постится и око, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть руки постятся, очи­щая себя от грабительства и многостяжания; пусть ноги постятся, перестав бегать в беззаконные театры, на беспутные зрелища, душевредные гулянья, упражняться в танцах и плясках; пусть глаза постят­ся, научаясь не разбегаться по красивым лицам, не заглядываться на чужую красоту. Пища глаз  созерцание: оно вредит посту, ниспро­вергает спасение целой души, если беззаконно и не позволено; оно украшает пост, если законно и безгрешно. Весьма было бы нелепо устами чрез пост воздерживаться от снедей и даже от позволенной пищи, а глазам позволять и непозволенную. Ты не ешь мяса? Не пожи­рай же и глазами своими сладострастия. Пусть постится слух, а пост слуха — не внимать злословию и клевете. Да не приимеши слуха сует­на...  говорит Писание (Исх. 23, 1). Пускай постится язык от постыдных речей и злословия. Ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаем­ся, а братий наших грызем и пожираем? Кто злословил, тот пожирал мясо братнее, грыз плоть ближнего. Короче, сущность поста выра­жена в следующей церковной песни, положенной в среду Сырной седмицы (на стиховне ст. 1): «От брашен постящися душе моя, и стра­стей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо согрешающи, пост непотребен сотвориши: но непоколебима к стремлением безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу, паче же сраспятися тебе ради Распеншемуся, вопиющи к Нему: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!»


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.



3800725.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий 

Наследие, дарованное нам

Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я... 

Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее. 

Быт. 13, 15-17

Господь дал Аврааму обетованную землю в собственность. И тебе Господь дает то же в духовном смысле. Усвой же себе, на этой духовной почве, то, что тебе даруется непоколебимым обетованием. Это твое достояние, благая часть, которая может вполне насытить твою душу. Встань и пройдись верой по твоей собственной земле, войди в пользование ею. Встань, пройдись во всю широту и долготу даруемой тебе Любви, вглядись в нее, усвой ее, начни ходить в силе этой Любви.

Быть может, тебя встретит испытание или тайное горе. Взыщи тогда глубину Любви Иисуса Христа! Она ведь – твое достояние. Она проникнет до дна твоей скорби, твоей заботы.

Тревожишься ли о дорогом тебе существе? Жаждешь ли ему помочь? Встань, встань и пройдись в ширину наследия, тебе дарованного. Пусть охватит тебя широта Любви Христовой, обнимающая все души, тебя заботящие, и тебя самого, готовая излить благословение и покой на них и на тебя. Взыщи ее, широту ее, все богатство ее сочувствия, погрузись в это изобилие и ходи в нем.

Заботит ли тебя разлука с близкими, удаление от того, за которым ты хотел бы следить, шаг за шагом, и не можешь, потому что ты далеко? Подумай тогда о долготе Любви Христовой, которая всюду и всех достигает, которая простирается туда, где твои руки достать не могут. Предай все этой Любви и успокойся.

Горюешь ли о любимом существе, которого уже нет на земле, жаждешь ли соединиться с ним в вожделенном отечестве и ускорить час свидания – ухватись тогда за высоту Любви Христовой, которая, пребывая с небесными, утешает земных и соединяет всех. Эта Любовь нисходит к тебе свыше и возносит тебя туда, где Сам Бог отирает всякую слезу с очей. Держись крепко за эту Любовь, дай ей охватить тебя вместе с твоими любимыми и утешься.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
День двадцать седьмой

Если благотворения твоего Ангела не трогают тебя, если ты нечувствителен к его готовности служить тебе,  то, по крайней мере, ты должен страшиться его негодования и справедливого гнева, которым он может наказать тебя за неблагодарность.

Горе человеку, который пренебрегает Ангелом Божиим! Если он свидетельствует на небе о добрых делах праведника, то свидетельствует также и о беззакониях грешника; так говорит Священное Писание и учение святых Отцов.

Ангел явится некогда на Суде как свидетель достоверный и представит нас для наказания за наши преступления. Тогда раскроется книга жизни, и в ней, как в живом зеркале, явятся наши добрые дела и наши пороки. «Наши преступления,  говорит святой Августин,  вписаны, как бы в некоей книге, в ведении Небесных Духов, которым назначено будет наказывать за них грешников». Тертуллиан, рассуждая о сочинителях, пишет: «Берегись, чтобы строки, которые ты написал, не были предъявлены на Суде к обвинению твоему, подписанные рукою Ангелов».

Берегись, иначе Спаситель твой сделается неумолимым твоим Судиею; Божественная кровь Иисуса, пролитая для спасения тебя, возопиет о мщении за преступления. Святые Таинства, сии источники благодати, превратятся в источники осуждений. Ангел твой, верный хранитель, явится строгим твоим обвинителем.

Мы сказали  и это неоспоримая истина,  что блаженные Ангелы имеют сострадание к грешнику; но сострадание их ограничено пределами, за которыми милосердие их превращается в негодование. «Как пчел отгоняет дым, так и Ангела-хранителя,  говорит Василий Великий,  от нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Когда храм Иерусалимский был осквернен, тогда слышен был голос Ангелов, оставлявших его с сим воплем: «Уйдем отсюда!». Подобно сему, когда исполняется душа нечестием, долготерпение Ангела-хранителя истощается, и он оставляет ее в добычу врагам. Он не только оставляет ее, но еще и требует мщения за ее беззакония. Но когда оканчивается милосердие и начинается мщение? Это тайна Провидения! Дай Бог, чтобы это время никогда не настало для нас! Постараемся никогда не оскорблять наших Ангелов и не делать их, вместо покровителей и охранителей, своими обвинителями. Не погасим их нежной любви к нам; и если мы оскорбили их продолжительным нашим жестокосердием, постараемся умилостивить их нашим раскаянием. С Ангелом-хранителем раскаяние утешительно, легко и плодотворно.

Напротив, в области сатаны раскаяние замещается отчаянием. Демон, упитав грешника разного рода нечестиями и беззакониями до костей его, начинает мучить свою жертву. Множество похотей тревожат сердце грешника, страшные волнения души и жестокие угрызения совести не дают ему покоя. Тяжелые вериги порочных привычек и бремя грехов подавляют его. Наконец, наступает час смерти, наступает минута, в которую древо бесплодное посекается и в огонь вметается. Ангелы неба оставили отверженного. Он один остается с демонами, которые готовятся повлечь душу его в преисподнюю. Они верно записывали преступления его, и душа преступника, выйдя из своей темницы, впадает в руки мучителей. Как печальны пути, по которым идет грешник! Как мрачен, как страшен конец их!

Его, как узника законопреступного, влекут пред судилище Божие; все избранные отвергают его. Ангел-хранитель, свидетель его преступлений, обвиняет его; суд Божий как громом поражает его; демоны берут его во власть свою, ввергают его в пламень огненный, связанного адскими узами. Мучители терзают, раздирают его, вымышляя тысячи смертей в продолжение всей вечности. Но если бы сей несчастный послушал советов своего Ангела, то наслаждался бы вечным блаженством и вкушал бы небесные радости из Источника, приснотекущего в души избранных в доме Божием.

Безумные люди! Как мы можем забывать о вечности, от которой отстоим только на один шаг, только на одну минуту?

Господи Боже мой! Ты составляешь все мое блаженство; говоря это, я не могу не проливать слез радости, не могу без сердечного умиления помыслить, что Ты благоизъявляешь обитать в нас и посылаешь Ангелов Своих пребывать с нами. Кто может помыслить о такой безмерной любви Твоей к нам и не почувствовать в сердце отрадного утешения? Возможно ли, о Боже мой, чтобы после всех Твоих милостей, оказанных человеку, после всех явных доказательств любви Твоей к нему, он мог оскорблять Тебя? Действительно, это так бывает; это случалось многократно и со мною; о, если бы только я один был виновен в такой постыдной неблагодарности! Вину мою каждый раз я старался загладить раскаянием, и Ты прощал меня. Ты являл великое ко мне милосердие и Свою любовь беспредельную. Да будет вся жизнь моя посвящена приношению благодарений за Твои неизреченные милости! Продли мне, Господи Боже, помощь Твою! Если я буду оставлен Тобою, то в вертограде души моей насажденные Тобою цветы добродетелей увянут и в нем наступит прежнее запустение. Не попусти. Спаситель мой, не потерпи, чтобы душа, которую Ты искупил Своими страданиями, которую Ты многократно избавлял от челюстей змия преисподнего, погибла навеки!


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004.


STSL.Ru


27 Февраля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...