Мысли на каждый день года. 26 февраля

Преподобный Мартиниан.jpg

Преподобный Мартиниан


26 февраля

Преподобного отца нашего Мартиниана

На каждом сыне Православной Церкви лежит обязанность сохра­нять посты как учреждение Божественное и как действие богопочитания. Господь Сам повелевает: ...освятите пост... Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании [1]За нарушение по­стов гнев Божий постигает великими бедствиями семейства, наро­ды и царства [2]. За несоблюдение постов как непочтение к законам церковным человек не может быть истинным сыном Церкви. Мож­но ли ожидать от непослушного в легком внешнем деле сына Церк­ви Православной, чтобы он сохранял послушание в обязанностях бо­лее важных? Пост есть необходимое средство для успеха в духовной жизни и для получения спасения. Ибо пост, отнимая у плоти излиш­нюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу ее чувственных влече­ний. «За то, что мы не постились, мы изринуты из рая; так будем по­ститься, чтобы снова взойти в рай»,  говорит святитель Василий Ве­ликий. «Пост,  говорит святой Исаак Сирин,  ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел. Как здоровым глазам свойствен­но вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы». Для ограждения наших души и тела от влияния духа злобы, а тем более для отгнания его от тех, ко­торыми он овладел, нет иного средства, по учению Самого Спасите­ля, как пост, соединенный с молитвою: ...сей же род не исходит, токмо молитвою и постом [3].

Польза поста многоразлична: а) пост скоро и ясно показывает че­ловеку, что для его жизни нужно немногое и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития; б) пост очень скоро об­наруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит; в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Боже­ственном: «Кто постится, тот с бодрым духом молится». Вообще пост есть весьма сильное средство приготовления ко всем великим и спа­сительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди, всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим; все, особенно вели­кие, мужи были приготовлены к их служению постом, например про­роки  Моисей, Илия, Иоанн Креститель, мученики и прочие. Облегчается пост с разрешения Церкви только в крайних случаях: для больных, немощных и несущих изнурительные труды.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Пс. 77, 29-30; Лк. 21, 34.

[2] Мф. 17, 21.

[3] Исх. 23, 1.



Кремль зимой.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Смысл страданий

Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят 

в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 

Рим. 8, 18

Когда мы достигнем места упокоения и нам дано будет познать, подобно как мы познаны (1 Кор. 13, 12),—тогда, бросая взгляд на всю протекшую нашу жизнь, мы увидим связь между перенесенными испытаниями и достигнутой ими целью. Тогда мы будем всею душою благодарить Господа, возлюбившего нас настолько, чтобы не пощадить нас, когда в нашем неведении мы о том просили. Мы постигнем тогда, что Он, действительно, «расплавил и испытал» (Иерем. 9, 7; 1 Петр. 4, 12) в огненном искушении избранных Своих, чтобы очистить их и обратить к Себе. То, что всего более огорчило нас в жизни, произвело в нас, быть может, внутренний переворот, который спас нас от опасности, грозившей нашей душе. Придет время, когда мы будем благословлять то испытание, которое заставило нас пролить много слез, и скажем, подобно Давиду: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118,71).

То, что мы считали несчастьем, превратится для нас во благо, и та слава, которая откроется, усладит для нас навеки все перенесенные страдания. Но не забудем, что апостол Павел сказал эти слова, когда еще был на земле, среди окружающей его скорби и тесноты. Он предчувствовал, предвкушал небесную славу, потому что среди самого огненного горнила смотрел не на видимое, которое временно, но на невидимое, которое вечно (2 Кор. 4, 18).

Дай Бог и нам жить «верою, а не видением» и с «терпением упования» проходить земной путь, измеряя любовь Божию не своими опытами, а Крестом Иисуса Христа!


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Двадцать шестой день месяца

Все Ангелы — наши благотворители. Они непрестанно молятся Всевышнему о нашем спасении. Они почитают себя нашими братьями, видя в сердце Небесного Отца нашего беспредельную любовь к нам и убеждаясь, что вместе с ними Господь и нам уготовил место в Царствии Своем. 

Хотя и не все они посылаются для охранения нас, однако мы можем молить всех их о ниспослании нам благословений Божиих. И сам Серафим будет внимателен к смиренной молитве твоей, и сам Херувим готов ходатайствовать за тебя перед Господом. Посему ты можешь надеяться на заступление всех их. 

Зная, что ты должен жить целую вечность в этом обществе, поспеши начать беседу с ними. Для сего перенесись мыслями в Небесную обитель, познай величие твоего блаженства; вслушивайся в восхитительные песни ангельские! 

Тогда сердце твое воспламенится желанием небесного блаженства, и ты будешь неотступно просить Ангелов вывести тебя из земной темницы. 

Не без причины Господь дал тебе знать имена трех верховных Своих Ангелов: Гавриила, Рафаила и Михаила. 

Он хотел показать тебе, как молиться им, испрашивая себе помощь. 

Гавриил значит «сила Божия». Прося его, мы уподобляемся дитяти, которое прячется за щитом могучего витязя. 

Притом сколь многочисленны страдания твои! Телесным и душевным немощам твоим нет числа. Обратись же с молитвою к Рафаилу: он  врачевание Божие против всех зол и утешение против всех скорбей души твоей. А Михаил есть вождь Небесного воинства. Как многозначительно имя его! Оно значит «кто, яко Бог». Знамением и силою этих слов он поразил Денницу. 

Напиши их на своем знамени  и ты победишь им врагов своих. Когда страсти увлекут тебя на зло, когда обольстят тебя порочные удовольствия, когда станет соблазнять тебя мир, воскликни с Архангелом: «Кто, яко Бог?», — и возноси к Господу молитвенные чувства твоего сердца: 

Господи Боже наш, устроивший дивный чин служения Ангелов, благоволи, по Твоей безмерной благости, ниспослать нам Ангелов-хранителей в сей юдоли страданий и бедствий, да под покровом их не коснется нас враг, ищущий погубить души наши!

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. – Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004.


STSL.Ru


26 Февраля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...