Мысли на каждый день года. 17 июля

Святой Андрей архиепископ Критский.jpg

Преподобный Андрей, архиепископ Критский 

17 июля

Преподобного Андрея, архиепископа Критского, и преподобной Марфы, матери святого Симеона Дивногорца

Полное самосознание и истинное уважение к своему достоинст­ву, соединенное с истинным смирением, приводят человека к высшей добродетели – истинной любви к себе. Христианская любовь к себе есть постоянное, неослабное, основанное на законе Евангельском и на подражании Господу Иисусу Христу стремление к своему нрав­ственному совершенству, благу и блаженству. Христианин, истинно любящий самого себя, любит искренно и паче всего Бога, а после Не­го ближних и в этой любви к Богу и ближним и в исполнении пред­писанных Евангелием добродетелей считает свое счастье, радость и блаженство. Так истинно христианская любовь к себе, как чувство святое и богоугодное, отличается от самолюбия самим своим харак­тером. Любовь к себе, как совершенство наше, приводит нас к Богу, к теснейшему единению с Ним и блаженству, а самолюбие, как порок и враг наш, идет от диавола и влечет к погибели. Истинно любящий себя христианин, забывая о себе, ставит целью своею доставить ближ­ним своим истинное счастье и безопасность; а самолюбивый во всех своих действиях имеет одну цель – достижение своих честолюбивых, корыстолюбивых и сластолюбивых видов: здесь – эгоизм, а там – са­моотвержение. Самоотвержение весьма тесно связано с истинною любовью к себе. Истинно любящий себя всегда готов бывает лишить­ся всего драгоценного на земле, лишь бы только не сделать чего-либо противного воле Божией и таким образом не навредить своему спасе­нию. Такое самоотвержение заповедано в Евангелии: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе... –сказал Спаситель [1]. Самоотвержение, начинаясь отвержением всего порочного, страстного, нечестивого, в дальнейшем имеет множество ступеней, как это можно видеть в жиз­ни святых угодников Божиих. Высший предел его есть тот, когда че­ловек живет не для себя, но для Христа, всецело живет благодатью Его [2]. Истинно самоотверженная деятельность должна быть свобод­ной и радостной [3], из любви к Богу и ближним, а не из самолюбия [4], всесовершенной, простирающейся на душу и тело и на все, чем мы владеем [5], и, наконец, – постоянной и неизменной [6].


Источник: святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 16, 24.

[2] См.: Рим. 6, 11; 1 Кор. 15, 10.

[3] См.: Пс. 2, 11.

[4] См.: 2 Кор. 8, 21.

[5] См.: Мф. 5, 39-40.

[6] См.: Лк. 9, 62; Откр. 2, 10.



Maria_Vishnyak__Nikolskij_xram_v_Pechorax_.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий 

Уроки Господа

Но он сказал ему в ответ: господин! 
оставь ее и на этот год, 
пока я окопаю ее и обложу навозом: 
не принесет ли плода. 

Лк. 13:8–9

Притча эта поразительно выражает всю глубину милосердия и долготерпения Господа. Если бы мы могли иметь хотя бы малую долю такого терпения с нашими ближними! Смоковница, не приносящая плода уже третий год – это все мы, которые так часто и так долго противимся указаниям Божиим. Господь вразумляет нас, посылает нам ежедневно уроки, которыми мы не пользуемся, наводит нас на путь правый, с которого мы постоянно сворачиваем. Наконец, тогда, когда всякий человек потерял бы терпение и предоставил бы нас нашей судьбе, и тут еще Господь терпит нас, дает нам случай раскаяться, обратиться, опомниться, всячески останавливает нас на пути к погибели.

Будем же внимательны к голосу Господа. Будем помнить, как часто мы злоупотребляем Его милосердием, будем пользоваться тем, что делает для нас божественный Виноградарь, и постараемся, чтобы хотя бы этот последний срок, который дается нам на исправление, не пропал даром!

Господь терпит нас, Он ожидает от нас плода – употребим же все наши силы и все наше искреннее желание, чтобы произвести этот плод, и обратимся за помощью к Тому, Кто никогда не отказывает, Кто и в двенадцатый час не отвергнет обращающегося к Нему.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

День семнадцатый

Потрудившись целый день в поле и вверив семена земле, возвращается земледелец к вечеру домой и засыпает спокойным сном в приятной надежде собрать в свое время обильные плоды от трудов своих; так и ты, друг мой, – говорит Ангел-хранитель, насладишься душевным спокойствием и почувствуешь неизъяснимое удовольствие в своем сердце, когда к вечеру обратишь взоры свои на протекший день и увидишь, что не было ни одного часа, в который бы ты не старался сделать чего-нибудь доброго.

Кто посеял в труде, тот пожинает в радости. Напротив, если в сердце порочного человека остается еще хотя одна искра веры, он не может не чувствовать жестоких угрызений совести. Прошедшее представляет уму его одни горькие воспоминания, настоящее быстро улетает от него и передает его безнадежному будущему. Он чувствует, что гнев Божий тяготеет на главе его.

Как блажен человек добродетельный, покоящийся в уповании на Бога и покровительствуемый Ангелом-хранителем на всех путях его!

Некая благоразумная мать, имевшая одну только дочь, любила ее со всею нежностью. По вечерам, во время прощания с нею, она говорила ей так: «Скажи мне, дитя мое, что ты делала сегодня? Молилась ли ты Спасителю, Его Пречистой Матери и твоему Ангелу? Докажи мне, что ныне ты стала добрее, чем вчера, тогда я почту себя более счастливою и стану более любить тебя.

Если ты согрешила, сознайся в вине своей, и мы станем вместе молить Бога, чтобы Он простил тебе грех твой. Я не могу быть ни одной минуты спокойна, думая, что ты прогневила Бога и не получила прощения от Него».

Благочестивая дочь, невинная, как Ангел ее, рассказывала своей матери, что она думала, что делала и как молилась. Мать давала ей советы, как еще лучше вести себя в следующий день, как предупреждать или исправлять свои погрешности, как усовершенствовать себя в той или другой добродетели. Какую святую жизнь вела эта счастливая дочь! Всякий день глаза матери наполнялись слезами радости, когда она смотрела на нее.

Веруй мне, веруй, друг мой, внушает Ангел-хранитель, что я не менее люблю тебя, чем и эта нежная мать любила свое дитя, и что святость твоей жизни и добрые дела твои радуют мое сердце; напротив, бесплодно протекающие дни твои и грехи приводят меня в трепет.

Каждый вечер станем подражать двум путешественникам, которые, готовясь отдохнуть, приводят себе на ум и тот путь, который совершили, и тот, который еще предстоит им совершить. Станем вместе разбирать все сегодняшние дела твои! Избери меня судьею, и я уверяю тебя, что в страшный день Суда ты не будешь осужден. Если в течение дня дела твои были добры, мы разделим радость нашу вместе перед лицом Господа, и я доставлю мир душе твоей.

Если же грех проник в твое сердце, я не стану делать тебе бесполезных упреков, но мы вместе прибегнем к милосердию Божию, будем просить прощения, и спокойствие опять возвратится душе твоей и будет плодом твоего раскаяния.

Таким образом переменятся мало-помалу твои порочные наклонности и худые привычки. Мы очистим твою жизнь от всего, что бесславит ее, и утвердим тебя в добродетели. Если ты послушаешь меня, я дам тебе совет, как избегать сетей врага, в которые ты уловлен, как противиться искушению, прельстившему твое сердце, как выполнить долг, который кажется тебе трудным.

Так ты примешь нужные предосторожности для следующего дня, а я эти благочестивые мысли постараюсь сохранить в душе твоей во время ночного твоего покоя. Когда ты будешь погружен в глубокий сон, приму тебя под покров свой и отдалю от тебя порочные мечты и козни демона, никогда не дремлющего в своей злобе; ты пробудишься в объятиях твоего Ангела. День, оконченный таким образом, сделается началом дня последующего, исполненного Божиих благословений; ибо одним днем приготовляется другой, который за ним следует. Хорошие привычки укореняются, и то, что сначала казалось трудным, делается со временем легким и даже приятным.

О, сколь мудры и утешительны слова твои, святой Ангел мой! С какой радостью я готов последовать внушениям твоим! Каждый день буду отдавать тебе отчет в житии моем, о моих делах; и худых, и добрых.

Вместе с тобою я стану судить себя. Судя сам себя, я могу обмануться, могу совратиться с пути истинного; но ты. Ангел Небесный, будешь судить меня по правде и по милосердию. Ты откроешь мне мою неправду и тайные козни духа темного; ты научишь меня, что я должен делать, и поможешь мне исполнить мой долг с усердием и ревностью.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. – Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2004.



17 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...