Мысли на каждый день года. 17 февраля

Преподобный Исидор Пелусиотский.jpg

Преподобный Исидор Пелусиотский

17 февраля

Преподобного отца нашего Исидора Пелусиотского. В тот же день свя­того благоверного великого князя Георгия Владимирского. В тот же день преподобного отца нашего Кирилла, Новоезерского чудотворца

Слыша слова «сретишь Господа», не подумал бы кто, что в них скрывается какое-нибудь иносказание. Нет. Послушаем, что говорит Сам неложный [1] Господь: Имели заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам [2]. Если явится, то и принят будет, а если принят, то и сретен. И мы знаем из житий святых, что Господь действительно лицем к лицу являлся многим, как то: ученикам по воскресении, апо­столу Павлу по его обращении, который и всем тайнам спасения на­учен был от Самого Господа, великомученику Евстафию Плакиде, ве­ликомученицам Варваре и Екатерине и прочим. Но это явление внеш­нее — не для всех нужное, не всем и даруемо бывает. Не оно одно и разумеется в обетовании Господа — являться всем вообще любящим Его и в любви исполняющим заповеди Его, а другое некоторое — та­инственное — явление Господа в духе и духу нашему. Есть момент в жизни, когда Господь так ясно начинает быть созерцаем духом, ис­полняющим заповеди Его, как ясно зрят вещи, вне нас сущие, телес­ным оком, и когда Он ощущается так близко в духе, что как бы при­касается ему или даже сорастворяется с ним. Это то состояние, о ко­тором молится апостол для учеников своих: Чадца моя, имиже паки [3] болезную, дондеже вообразится Христос в вас... [4] Достигшие сего напечатления лика Господа в духе, выну предзрят [5] Господа пред собою и хо­дят всегда пред лицем Его. Такие, сретив Его однажды, пребывают непрестанно в сретении сем, подобно праведному Симеону, нося Господа в объятиях духа и поя Ему благодарственные песни, в чувстве спасения, узренного и вкушенного внутренне и несомненно. О, да­руй нам, Господи, потрудиться так, чтобы достигнуть сего!


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Неложный (церковнослав.) — нелживый, истинный.— Ред.

[2] Ин. 14, 21.

[3] Паки (церковнослав.) — опять, снова.— Ред.

[4] Гал. 4, 19.

[5] Выну предзрят (церковнослав.) — всегда видят (см.: Пс. 15, 8).


День за днем. Каждый день – подарок Божий

О благочестии напоказ

Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 

Мф. 6, 18

Господь наш Иисус Христос в одной из первых глав Евангелия от Матфея обращается к постящимся и говорит о том посте, который угоден Богу. «Не будьте, как лицемеры», – не поститесь, как лицемеры, не молитесь, как лицемеры, не благотворите, как лицемеры. Все эти дела, делаемые во Имя Божие, люди свели на землю и стали делать только на виду у людей. Господь наш с печалью видит, как все то, что должно исходить от Бога и к Нему стремиться, погрязло в земле. Он непрестанно старается отвести взор и сердце людей от грешного мира сего к небу.

Милостыни – прямо к Богу, мимо людей; молитва – прямо к Богу, мимо людей; пост – прямо к Богу, мимо людей – мнений их и похвалы их. «Горе вам, фарисеи, лицемеры», – говорит Он низводившим Божие на землю для достижения славы земной.

«Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5, 44). Спаситель наш, достойный всякой славы и чести, любил повторять про Себя, что Он ни воли, ни славы Своей не искал. Людей же недостойных, жалких и оскверненных Он постоянно видит, ищущих только этой славы людской! А это искание приводит к лицемерию.

Хочет Господь оторвать от земли привязанные к ней души и устремить их, «как стрелу, пущенную в цель» (Ис. 49, 2), прямо к Тому, Кто видит тайное и не принимает лицемерие. Господь праведный взывает к людям, которые молятся и постятся напоказ, говорит им: «Не перед людьми... но перед Отцем твоим, Который втайне». К Отцу Своему и нашему, видящему тайное, хочет Господь собрать, устремить, приковать все взоры, чтобы познали мы, вместо наружного благочестия, то неизреченное общение с Отцем, которое познается «втайне», в самой сокровенной глубине нелицемерной души.

Отец твой втайне, Он ответит тебе и откроется тебе втайне. И Он, видящий тайное, видит не только немощную твою молитву, внутренний пост души твоей, но также греховные ее тайны. Проникая во все нечистые глубины души твоей, Он не отвращается от тебя. Человек бы отвернулся, а Бог – нет: напротив, день и ночь простирает Он Руки Свои к народу непокорному (Ис. 65, 2) для того, чтобы призвать упорные сердца к Себе и воздать ищущим сердцам тем общением с Ним, которое вливает в них новую жизнь и устрояет из них – «жилище Божие» (Еф. 2, 22).


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Семнадцатый день месяца

Потрудившись целый день в поле и вверив семена земле, возвращается земледелец к вечеру домой и засыпает спокойным сном в приятной надежде собрать в свое время обильные плоды от трудов своих; так и ты, друг мой, — говорит Ангел-хранитель, насладишься душевным спокойствием и почувствуешь неизъяснимое удовольствие в своем сердце, когда к вечеру обратишь взоры свои на протекший день и увидишь, что не было ни одного часа, в который бы ты не старался сделать чего-нибудь доброго. 

Кто посеял в труде, тот пожинает в радости. Напротив, если в сердце порочного человека остается еще хотя одна искра веры, он не может не чувствовать жестоких угрызений совести. Прошедшее представляет уму его одни горькие воспоминания, настоящее быстро улетает от него и передает его безнадежному будущему. Он чувствует, что гнев Божий тяготеет на главе его. 

Как блажен человек добродетельный, покоящийся в уповании на Бога и покровительствуемый Ангелом-хранителем на всех путях его! 

Некая благоразумная мать, имевшая одну только дочь, любила ее со всею нежностью. По вечерам, во время прощания с нею, она говорила ей так: «Скажи мне, дитя мое, что ты делала сегодня? Молилась ли ты Спасителю, Его Пречистой Матери и твоему Ангелу? Докажи мне, что ныне ты стала добрее, чем вчера, тогда я почту себя более счастливою и стану более любить тебя. 

Если ты согрешила, сознайся в вине своей, и мы станем вместе молить Бога, чтобы Он простил тебе грех твой. Я не могу быть ни одной минуты спокойна, думая, что ты прогневила Бога и не получила прощения от Него». 

Благочестивая дочь, невинная, как Ангел ее, рассказывала своей матери, что она думала, что делала и как молилась. Мать давала ей советы, как еще лучше вести себя в следующий день, как предупреждать или исправлять свои погрешности, как усовершенствовать себя в той или другой добродетели. Какую святую жизнь вела эта счастливая дочь! Всякий день глаза матери наполнялись слезами радости, когда она смотрела на нее. 

Веруй мне, веруй, друг мой, внушает Ангел-хранитель, что я не менее люблю тебя, чем и эта нежная мать любила свое дитя, и что святость твоей жизни и добрые дела твои радуют мое сердце; напротив, бесплодно протекающие дни твои и грехи приводят меня в трепет. 

Каждый вечер станем подражать двум путешественникам, которые, готовясь отдохнуть, приводят себе на ум и тот путь, который совершили, и тот, который еще предстоит им совершить. Станем вместе разбирать все сегодняшние дела твои! Избери меня судьею, и я уверяю тебя, что в страшный день Суда ты не будешь осужден. Если в течение дня дела твои были добры, мы разделим радость нашу вместе перед лицом Господа, и я доставлю мир душе твоей. 

Если же грех проник в твое сердце, я не стану делать тебе бесполезных упреков, но мы вместе прибегнем к милосердию Божию, будем просить прощения, и спокойствие опять возвратится душе твоей и будет плодом твоего раскаяния. 

Таким образом переменятся мало-помалу твои порочные наклонности и худые привычки. Мы очистим твою жизнь от всего, что бесславит ее, и утвердим тебя в добродетели. Если ты послушаешь меня, я дам тебе совет, как избегать сетей врага, в которые ты уловлен, как противиться искушению, прельстившему твое сердце, как выполнить долг, который кажется тебе трудным. 

Так ты примешь нужные предосторожности для следующего дня, а я эти благочестивые мысли постараюсь сохранить в душе твоей во время ночного твоего покоя. Когда ты будешь погружен в глубокий сон, приму тебя под покров свой и отдалю от тебя порочные мечты и козни демона, никогда не дремлющего в своей злобе; ты пробудишься в объятиях твоего Ангела. День, оконченный таким образом, сделается началом дня последующего, исполненного Божиих благословений; ибо одним днем приготовляется другой, который за ним следует. Хорошие привычки укореняются, и то, что сначала казалось трудным, делается со временем легким и даже приятным. 

О, сколь мудры и утешительны слова твои, святой Ангел мой! С какой радостью я готов последовать внушениям твоим! Каждый день буду отдавать тебе отчет в житии моем, о моих делах; и худых, и добрых. 

Вместе с тобою я стану судить себя. Судя сам себя, я могу обмануться, могу совратиться с пути истинного; но ты. Ангел Небесный, будешь судить меня по правде и по милосердию. Ты откроешь мне мою неправду и тайные козни духа темного; ты научишь меня, что я должен делать, и поможешь мне исполнить мой долг с усердием и ревностью. 

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. - Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004. 


STSL.Ru


17 Февраля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...