Мысли на каждый день года. 17 апреля

17 апреля

p1ag4tor9n163294qhriaur4ql3.jpg

Прп. Иосиф-песнописец

Преподобных отец наших Иосифа-песнописца и Георгия, иже в Малеи

Православный христианин должен для образования ума своего и спасения иметь правую веру и добрые дела, ибо праведный от веры жив будет, говорит Священное Писание (Евр. 10, 38); и как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Но чтобы вера сия, руководствующая дела­ми, была непогрешительна, он должен твердо держаться учения Пра­вославно-Кафолической Церкви, которая утверждена на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным (Еф. 2, 20). Истина ее учения засвидетельствована откровением Божиим - в Свя­щенном Писании Ветхого и Нового Завета, чрез предание апостоль­ское и соборные уставы святых отцов. Они, среди гонений твердо исповедуя устами то, чему веровали сердцем, единодушно изложили на Первом Вселенском Соборе в Никее учение веры апостольской в кратком «Символе веры» и, дополнив его на Втором Соборе в Кон­стантинополе, предали Кафолической Церкви как твердое и непре­ложное ее исповедание, в котором ни единое слово не может быть ни прибавлено, ни убавлено... Первое слово «Символа веры» «верую» показывает уже, что Божественные догматы, в нем излагаемые, свы­ше человеческого разума и могут быть постигаемы только верою, которая, по словам апостола, есть осуществление ожидаемого и обличе­ние вещей невидимых... и без нее невозможно угодить Богу; ибо приходящий к Нему должен уже веровать, что Он есть и что Он ищущих Его вознаграж­дает (ср. Евр. 11, 1-6). «Не только в предметах Божественных началом всему служит вера, - учит святой Кирилл Иерусалимский, - но и всё то, что совер­шается в мире, совершается верою. Ею водятся мореплаватели, ког­да, вверив судьбу свою малому древу, предают себя неизвестным пу­чинам, на ней утверждается и земледелец, ибо, кто не верит, что со­берет плоды, не станет переносить трудов. Когда же таким образом она делается необходимым условием в делах человеческих, то тем более в духовных она есть око, озаряющее всякую совесть и сообща­ющее человеку ведение. Она бывает двоякая: к первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на какую-либо Боже­ственную истину, и такая вера спасительна для души, как говорит Гос­подь: "...Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную..." (Ин. 5, 24). Другой же род есть вера действующая, когда она уже не толь­ко научает нас, но и обнаруживается действиями и чудесами, свыше сил человеческих. "Ибо ежели будете иметь веру, - сказал Господь, - с зер­но горчичное, и скажете горе сей: “Прейди отсель туда”, - то она прейдет, и ни­чего не будет вам невозможнаго" (ср. Мф. 17, 20). Но вера как в учении, так и в испове­дании должна быть только та, которая сообщается Церковью и утвер­ждена Писанием».


Источник: Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


День за днем. Каждый день – подарок Божий

Свидетель Воскресения

И плат, который был на главе Его,

не с пеленами лежал, но особо свит,

на другом месте.

Ин. 20, 7

Почему эта забота о таком, по-видимому, ненужном предмете? Плат, который был на голове Его, бережно сложен руками Ангелов и положен отдельно! Этот плат уже исполнил свое назначение, прикрыв мертвый лик Спасителя, и теперь, после Его Воскресения, казалось бы, что он уже не нужен. Нет, Ангелы позаботились и о нем. Почему? Потому что у Господа ничего не пропадает даром, и Он сберегает и то, что носило для нас облик смерти, желая и в этом проявить свою победу.

Из символа слез этот плат преобразился в победоносное знамя. Он означал собою неудачу, разрушение, смерть, отныне же будет возвещать вечную славу и жизнь бесконечную!

Таким же образом и многое пережитое с горестью на земле проявится в вечности в новом свете, и мы научимся благословлять и славить то самое, что стоило нам наибольших слез. Погребальная пелена была принадлежностью смерти, а стала свидетельницей Воскресения Христа, одним из доказательств, что тут лежал Мертвый, когда-то ею обвитый, и теперь Восставший.

И в нашей жизни многое, что казалось омертвелым, безжизненным, оживет под дуновением Того, Который «льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 26): восстановит разрушенное, недоделанное, недосказанное и приведет несовершенное к окончательному развитию! Тогда нам станет ясно, что минуты, казавшиеся нам потерянными, принесли наибольшую пользу. В то время, когда жизнь наша как бы застывала на месте, без цели, без пользы, Господь вел нас незаметно вперед, и великий, решающий переворот готовился в нашей душе. На почве, казавшейся бесплодной пустыней, расцвела чудная долина. В то самое время, когда мы предавались отчаянию и блуждали во мраке, – Ангелы служили нам и выводили нас из мрака к свету, к тому чудному свету Божией любви, в котором все, даже рубище наше, преобразившись, засияет новой нетленной красой.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

День семнадцатый

Земледелец, потрудившись целый день в поле и вверив семена земле, возвращается к вечеру домой и засыпает спокойным сном, в приятной надежде собрать в свое время обильные плоды от трудов своих; так и ты, друг мой, насладишься душевным спокойствием и почувствуешь неизъяснимое удовольствие в своем сердце, когда к вечеру обратишь взоры свои на протекший день и увидишь, что не было ни одного часа, в который бы ты не старался сделать чего-нибудь доброго. Кто посеял в труде, тот пожинает в радости. Напротив, если в сердце порочного человека остается еще хотя одна искра веры, он не может не чувствовать жестоких угрызений совести. Прошедшее представляет уму его одни горькие воспоминания; настоящее быстро улетает от него и передает его безнадежному будущему. Он чувствует, что гнев Божий тяготеет на главе его. Как счастлив человек добродетельный, покоящийся в уповании на Бога и покровительствуемый Ангелом Хранителем на всех путях его!

Некоторая благоразумная мать, имевшая одну только дочь, любила ее со всей нежностью. По вечерам, во время прощания с ней, она говорила ей так: скажи мне, дитя мое, что ты делала сегодня? Молилась ли ты Спасителю, его Пречистой Матери и твоему Ангелу? Докажи мне, что ныне ты стала добрее, чем вчера; тогда я почту себя более счастливой и стану более любить тебя. Если ты согрешила, сознайся в вине своей – и мы станем вместе молить Бога, чтобы Он простил тебе грех твой. Я не могу быть ни одной минуты спокойна, думая, что ты прогневила Бога и не получила прощения от Него. Благочестивая дочь, невинная, как Ангел ее, рассказывала своей матери, что она думала, что делала и как молилась. Мать давала ей советы, как еще лучше вести себя в следующий день, как предупреждать или исправлять свои погрешности, как усовершенствовать себя в той или другой добродетели. Какую святую жизнь вела эта счастливая дочь! Всякий день глаза матери наполнялись слезами радости, когда она смотрела на нее. Веруй мне, веруй, друг мой, внушает Ангел Хранитель, что я не менее люблю тебя, как и эта нежная мать любила свое дитя, и что святость твоей жизни и добрые дела твои радуют мое сердце; напротив, бесплодно протекающие дни твои и грехи приводят меня в трепет. Каждый вечер станем подражать путешественникам, которые, готовясь отдохнуть, приводят себе на ум и тот путь, который совершили, и тот, который еще остается им совершить. Станем разбирать все сегодняшние дела свои. Избери Ангела судиею, и я уверяю тебя, что в страшный день Суда ты не будешь осужден. Если в течение дня дела твои были добрые, он разделит радость твою перед лицем Господа и доставит мир душе твоей. Если же грех проник в твое сердце, он не станет делать тебе бесполезных упреков, но вместе с тобою прибегнет к милосердию Божию и будет просить прощения; спокойствие опять возвратится душе твоей и будет плодом твоего раскаяния. Таким образом переменятся мало-помалу твои порочные наклонности и худые привычки. Сопутствуемый Ангелом ты очистишь твою жизнь от всего, что бесславит ее, и утвердишь себя в добродетели. Если ты послушаешь, Ангел даст тебе совет, как избегать сетей врага, в которые ты уловлен, как противиться искушению, прельстившему твое сердце; как выполнить долг, который кажется тебе трудным. Таким образом ты возьмешь нужные предосторожности для следующего дня, а неусыпаемый Хранитель твой сии благочестивые мысли постарается сохранить в душе твоей во время ночного покоя, когда ты будешь погружен в глубокий сон. Примет тебя под покров свой и отдалит от тебя порочные мечты и козни демона, никогда не дремлющего в своей злобе; ты пробудишься в объятиях твоего Ангела. День, оконченный таким образом, станет началом дня последующего, исполненного Божиих благословений; ибо одним днем приготовляется другой, который за ним следует. Хорошие привычки укореняются, и то, что сначала казалось трудным, будет со временем легким и даже приятным.

О, сколь мудры и утешительны внушения твои, святой Ангел мой! С какой радостию я готов последовать внушениям твоим! Каждый день буду отдавать тебе отчет в житии моем, в моих делах и худых и добрых; вместе с тобою я стану судить себя. Судя сам себя, я могу обмануться, могу совратиться с пути истинного; но ты, Ангел Небесный, ты будешь судить меня по правде и по милосердию. Ты откроешь мне мою неправду и тайные козни духа темного; ты научишь меня, что я должен делать, и поможешь мне исполнить мой долг с усердием и ревностию.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. - Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004. 


STSL.Ru


17 Апреля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...