Мысли на каждый день года. 15 марта

Священномученик Феодот епископ Киринейский.jpg

Священномученик Феодот, епископ Киринейский 

15 марта

Святого священномученика Феодота, епископа Киринейского. В тот же день преставление иже во святых отца нашего Арсения, епископа Тверского

«Когда бы поскорее пришла весна»,— не раз говорит каждый из нас, имея в виду какую-либо особенную цель: поселянин, желая из­весть на пастбища скот свой, возделать нивы, вверить земле семена; житель города, думая о том, чтобы напитаться свежим воздухом и вкусить приятностей природы после наскучивших ему увеселений искусства; мореплаватель — чтобы оставить землю, которая для него почти чужда, и дать себе волю в безбрежном пространстве стихии, ему привычной; воин — чтобы в чистом поле, под открытым небом, явить опыты своего проворства и искусства; поэт — чтобы послушать пение соловья, журчание ручья, шум водопада и настроить по ним свою лиру; естествоиспытатель — чтобы сделать свое наблюдение над развитием цветка, перерождением гусеницы и появлением бабочки; любомудр [1] — чтобы вдали от домашнего шума, под сенью дерев, при ясном небе углубиться в свои начала и чертить по ним план системы; больной — в надежде возвратить потерянное здоровье; дитя — в ожи­дании возобновить прежние, памятные ему игры; старик — в чаянии согреть холодное тело свое и взглянуть еще раз на расцветающую природу; все — от малого до великого — не раз изъявляют желание ускорить приход весны, не раз повторяют: «Когда бы поскорее при­шла весна!». Было ли это желание в тебе, христианин? Ждал ли ты весны со свойственною тебе целью? Говорил ли: когда бы поскорее пришла весна, я буду тогда еще усерднее служить моему Господу? Вес­на многому научает тебя, христианин, и есть время самое благопри­ятное для твоего делания: она немым, но внятным голосом побуждает тебя исходить на дело и на делание свое [2] не до вечера только, а до глубо­кой ночи, ибо и ночи ее так же поучительны, как дни. Так, весна по­буждает тебя, христианин, заниматься богомыслием, возносить ум и сердце к Богу — твоему Творцу и Избавителю. Ее величественное солнце, благоухающий воздух, живительная роса, ароматный дождь делают для тебя ощутительным веяние того Духа, Который некогда носился верху бездны [3], вливая в нее живительную силу. Это Божествен­ное дуновение, которым в утренние и вечерние часы некоторых ве­сенних дней особенно исполняется вдыхаемый тобою воздух, может ли не вознести твоей мысли к Тому, Кто солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя [4]и на неправедный и Кто посылает Духа Сво­его обновити лице земли?  [5]


Источник: Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Любомудр (церковнослав.) — подвижник.— Ред.

[2] Ср.: Пс. 103, 23.

[3] Быт. 1, 2.

[4] Мф. 5, 45.

[5] Пс. 103, 30.

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Прозревший идет за Христом

И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. 

Лк. 18, 43

Неоднократно рассказывается в Евангелии о совершенных Спасителем чудесах над слепыми. Прозревшие слепые последовали за Христом. Они уже не могли оставаться вдали от Даровавшего им зрение, их неудержимо влекло к Нему, куда бы Он ни шел. Итак, когда духовные очи наши открываются к истине, мы уже не можем оставаться во мраке, нас влечет к свету, ко Христу.

Пойдем и мы туда, куда пошли прозревшие слепцы. Господь совершает и над нами то же чудо. Он открывает наши духовные очи, озаряет Своим светом нашу душу Пойдем же и мы за Ним, оставив за собою всю нашу греховную жизнь и тот мрак, в котором мы блуждали до сих пор.

«Он пошел за Ним, славя Бога». Такая же хвала, такая же глубокая благодарность за прозревшие очи должна наполнять и нашу душу. Прозрев к истине, мы пойдем за Христом, не смущаясь испытаниями, затруднениями, соблазнами. Для прозревших, взирающих на Него, путь всегда будет светел и ясен и приведет к тихому пристанищу, к царству вечной любви.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Пятнадцатый день месяца

Некий человек насадил виноград на земле плодоносной. Когда от теплоты осеннего солнца кисти винограда должны были созреть, он пришел собирать плоды, но вместо плодов нашел на нем лишь несколько листьев: виноград его пустил длинные отрасли, тянувшиеся по земле между терниями. Домохозяин был огорчен и хотел уже вырубить бесплодный виноградник, но, увидав вблизи высокий вяз, широко расстилающий свои ветви в воздушном пространстве, передумал. Он взял ветви винограда и привязал к вязу, перевив их с ветвями вяза так, что они составляли, казалось, одно. На следующее лето опять пришел он и был весьма обрадован, ибо виноградные лозы не только выросли и сравнялись с высотою вяза, но, питаемые небесною росою и согреваемые лучами солнца, принесли обильные плоды.

Подобным образом может приносить плоды и твоя душа. Она есть насажденный Господом виноград, и Господь хочет, чтобы твой Ангел-хранитель приготовил от него плоды и принес их в жертву Ему. Но если твоя душа будет пресмыкаться на земле между волчцами и терниями суетных и безумных помыслов, то она останется бесплодной. Она только тогда будет плодоносна, когда окропится росой благодати и согреется теплотой любви Божественной. Итак, вознеси свои мысли и свои чувствования выше темной земной области к светлому небу; с помощью твоего Ангела поставь себя на такой высоте, с которой ты мог бы созерцать Бога. Твой Ангел блажен, свят, потому что видит Господа. Ты не можешь созерцать Его так, но можешь созерцать Его очами веры и верою поставить себя пред лицом Его. Господь вездесущ: Он равно присущ и Ангелу твоему, и тебе. В Нем мы все живем, движемся и существуем. Очи Господни всегда обращены на тебя; ухо Его всегда преклоняется к молитве твоей; десница Его всегда исполнена даров любви Его, сердце Его всегда готово принять тебя если ты желаешь прибегнуть к Нему. 

Почему не подражаешь ты своему Ангелу? Он никогда не отвращает очей своих от лица Господа. Бог есть верховная красота, беспредельное совершенство; Он один достоин вечного поклонения духов Небесных. Человек, живущий пред лицом Бога, мыслящий и действующий перед очами Его, не может сделаться рабом греха, но с течением жизни делается более и более совершенным. 

В самом деле, кто станет покоряться греху, оскорбляющему Бога, когда помыслит о бесконечной любви Его, о страшном величии Его, о вечной святости Его? Мы согрешаем, как бы забывая, что Око Господне обращено на нас. Представим себе, что мы, подобно нашему Ангелу, всегда находимся пред Богом, тогда сердце наше не охладеет в любви к Нему. Какими чувствами не воспламенится та душа, которая говорит в себе: «Бог видит меня». 

Святые мученики, непобедимые воины Христовы, подвергаемы были всем мучениям, всем терзаниям, какие только могла выдумать злоба человеческая, но переносили муки с радостью и спокойствием, потому что в таинственной глубине своего сердца беседовали со Спасителем. В этом-то святилище и ты должен поклоняться Ему. Но увы! Бог удостаивает тебя Своим посещением и в тебе избирает обитель Себе, дабы ты всегда был с Ним и Он с тобою, а ты проводишь целые дни, не думая о Нем, не благословляя Его и не принося Ему молитвы. 

Когда советуют тебе искать Бога в собственном твоем сердце, тогда советуют искать Его как бы за пределами стран, самых отдаленных и неизвестных; ибо может ли быть что-либо отдаленнее и безвестнее для большей части осуетившихся и рассеянных людей, чем глубина их собственного сердца? 

Знают ли они, что значит войти и углубиться в самих себя? Решались ли они когда-нибудь вступить на этот путь? Могут ли они даже представить в своем уме, что это за внутреннее святилище, что это за непроницаемая глубина души, где Бог требует поклоняться Ему духом и истиною? Такие люди всегда живут вне самих себя, в предметах своего честолюбия или своих забав. 

Не видишь ли, что это показывает неблагодарность к величию Божию и совершенное безумие? Что же должно делать тебе? 

Подражать твоему Ангелу, углубляться в благоговейные размышления, возбуждаться мыслью о вездесущии Божием и жить свято пред очами Господа: такова жизнь духовная, жизнь небесная, жизнь человека мудрого и благочестивого. 

Ревнуй об этой жизни и, стремясь к ней, моли о помощи твоего Ангела-хранителя: 

Святой Ангел! Прими и принеси Господу мою смиренную молитву, умоли Его простить мне грехи безумного жития моего, пробуди меня от глубокого усыпления, в котором я томлюсь, озари очи мои небесным светом, да сподоблюсь зреть благодеющего мне Господа и на Небе, где престол славы его, и на земле, которая есть подножие ног Его. Сподоби меня зреть Его во всех явлениях жизни, и особенно в биениях моего сердца, живущего силою Его благодати. 


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. - Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004. 


STSL.Ru


15 Марта 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...