Мысли на каждый день года. 14 ноября

Святые бессеребренники Косьма и Дамиан Асийские.jpg

Святые чудотворцы бессребренники Косьма и Дамиан Асийские


14 ноября

Святых чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана Асийских

Апостол Павел говорит: Непрестанно молитеся [1]. Это значит: при всех делах и занятиях непрестанно иметь Бога в мыслях и сердце, непрестанно в глубине души просить от Него помощи, непрестанно взывать к Нему мысленно, с призыванием сладчайшего имени Иису­са Христа. Эта молитва то же, что и хождение пред лицем Божиим или в Его присутствии: Я Бог всемогущий, ходи предо Мною и будь непоро­чен… [2] Эта молитва есть высшая степень внутренней молитвы. Ею мо­лились все святые отцы Церкви. Эту молитву называют молитвою Иисусовою. Читается она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

Признавая вездесущие Божие и Его таинственное в нас пребыва­ние, с благоговением и любовью в сердце и душе должно беседовать с Богом во глубине души, пламенно, как с другом сердца, должно рас­крывать Ему душу свою искренно, как открывает нежный сын любве­обильному отцу. Чтобы более и более возжигать и усиливать в душе пламень такой внутренней молитвы, должно каждый день, хотя на не­которое время оставлять внешние занятия, с тем чтобы возможно бы­ло в уединении, с миром душевным и в тишине сердца предстать пред Богом, не с тем только, чтобы попросить Его о своих нуждах житей­ских, но с тем наипаче, чтобы, забыв все житейское и собрав рассеян­ное сердце и мысли в одно благоговейное помышление о Боге, обна­жить пред Ним всю свою душу, открыть пред Ним все свои помышле­ния, просить Его благодати — коснуться нашего сердца, да умилится, да сокрушится оно до благоговейных слез и того благотворного чув­ства, которое превосходит всякие понятия и слова человеческие и утверждает сердце и мысли во Христе Иисусе [3]. Все это должно делать в простоте и смирении, кротко и откровенно, дабы это было делом более благодати Божией, нежели нашим. Сначала для природы на­шей это покажется скучным и даже тяжелым, но в продолжение вре­мени сделается легким, даже стихией и жизнью души, так что это бу­дет ей утешением во всех трудных обстоятельствах, будет восхищать ее на небо, дарует ей мир и прольет радость, которой никто от нее не возмет [4], ибо с нею будет Бог и она с Богом.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


60087.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий 

Путь долга

Если ты промолчишь в это время...

ты и дом отца твоего погибнете. 

Есф. 4, 14

Единственный верный путь в жизни — в испол­нении нашего долга. Тот, кто хотя бы на время сворачивает с этого пути, подвергается большой опасности. В борьбе опасность никогда не бывает так велика, как в уклонении от этой борьбы. То же самое можно сказать про все пути нашей земной жизни. Уклоняться от прямой обязанности всегда гораздо страшнее, чем сама эта обязанность, как бы тяжела она ни была.

Мы часто избегаем ответственности, говоря, что не можем взять ее на себя. Но, избегая ее, мы встре­чаем несравненно большее затруднение. Гораздо легче исполнять то, что нам послано Господом, как бы оно ни было трудно, чем взять на себя ответст­венность неисполнения этого долга.

Господь неоднократно обещал нам, что нам будет дано достаточно сил для выполнения всего, что на нас возложено. Но, когда мы уклоняемся, мы уже не можем рассчитывать на помощь свыше и, несомнен­но, понесем последствия нашей непокорности.

Мы все теряем, когда упускаем случай, послан­ный нам для нашего блага. Самому выбирать свой путь опасно и бесполезно. Предоставим Господу указать нам его и будем исполнять то, что нам ука­зывает наш долг, не рассуждая, не уклоняясь от него, а уповая на милосердие Божие и Его помощь.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.  


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Четырнадцатый день

Два цветка, распустившиеся на одном стебельке, не настолько похожи один на другой, как два друга, связанные сердечной любовью. Подобно струнам настроенной лиры, души их во всех действиях составляют приятную гармонию; так сердце возлюбленного ученика соединилось с сердцем Иисуса Христа, так великий Апостол говорил ученикам своим: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11: 1).

Послушай и ты, что говорит тебе твой Ангел: «Будь моим подражателем, как я подражаю Господу Богу». Он созерцает Святого Святых и непрестанно старается уподобиться Ему. Подражая своему Ангелу, ты делаешься причастником его святости и святостью приближаешься к Богу. Ты желаешь войти в Небесную обитель и быть сопричтенным лику блаженных; но каким образом ты можешь сделаться достойным сей славы и благости, если не станешь подражать тем, с которыми должен жить в одной обители? Кто решился идти в чужую сторону и там поселиться, тот обыкновенно старается узнать язык жителей той страны, чтобы объясняться с ними; старается изучить их нравы, обычаи, законы, чтобы не казаться чуждым пришельцем среди своих новых сограждан. Будущий житель Небесного града! Научись от своего Ангела языку обитателей горнего Иерусалима, узнай их законы и нравы!

Ты желаешь быть пред лицом Господа и вечно воспевать хвалу Ему. Научись же прежде священным песням Сиона и образуй сердце свое согласно с гармонией хоров Небесных. Но кто наставит тебя в сей Божественной науке? Твой Ангел есть один из певцов Небесных, он послан тебе для того, чтобы руководить и учить тебя. Что же это за гармония Небесная? Какие это песни? Это  святость мыслей и воли, это  действия любви Божественной, сердечного умиления и всех добродетелей, благоугодных Богу. Из недр Всевышнего, чрез Иисуса Христа, Ходатая всего рода человеческого, истекает свет вечной истины и озаряет всех обитателей святого града Небесного. Сей свет проливается от одного избранного к другому, которым озарил и тебя твой Ангел, твой хранитель и наставник.

Если ты подражаешь ему, то подражаешь Иисусу Христу и, уподобившись ему, вместе с ним войдешь в дом Отца Небесного. Но может ли Ангел ввести тебя в оный, если ты не имеешь вида и образа избранных Божиих?

Этот вид и образ суть добродетели. Скажи, можешь ли ты назвать Ангела путеводителем своим, если не идешь по стезям его? Можешь ли назвать его своим наставником и советником, если не соображаешься с его мыслями и его волей?

Может ли он быть твоим другом, если ты пререкаешься с ним во всем и противодействуешь ему?

Одно только усердное подражание может устранить все сие и утвердить согласие, в котором состоит радость и блаженство дружбы.

Посмотри на луг и на два ручейка, которые текут по нему и которые потом соединяются в один ручей. Так должен ты соединить течение своей жизни с бытием твоего Ангела-хранителя, чтобы душа твоя слилась с этим блаженным духом и с ним вместе протекла в океан вечной святости и вечной любви. Моли об этом Небесного своего руководителя:

Уподобиться тебе, святой Ангел мой, точно так, как бывает подобен брат брату, я почитаю для себя совершенной необходимостью. Я хочу сделаться подобным тебе и по чувству моей любви буду соглашать желания моего сердца с твоими чистыми желаниями. Не мир, не плоть, не гордость, не тщеславие, не малодушие будут управлять мною, нет; я хочу и мыслить, и рассуждать, и любить, и хотеть, и действовать подобно тебе. Пусть любовь твоя будет правилом для моих чувствований; пусть твоя чистота будет моей чистотою; пусть твои терпение и смирение научат меня покорности и самоотвержению, дабы я мог всегда исполнять волю Отца Небесного; пусть глубокое благоговение твое пред ликом Всевышнего научит меня углубляться мыслями в самого себя и любить безмолвное уединение. Я далеко отстал от образца своего, но ты поможешь мне, ты научишь меня, ты ободришь меня. Когда я вопрошу тебя, ты не замедлишь явиться и дать совет, в чем я должен исправиться, чего недостает во мне; ты поможешь мне исправить мои недостатки. Твоя любовь ко мне и моя любовь к тебе произведут перемену во мне и сделают меня подобным тебе. Да будет милосердие Божие, вверившее меня любви твоей, благословенно во веки веков.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. – Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] 1 Сол. 5, 17.

[2] Быт. 17, 1.

[3] Флп. 4, 7.

[4] Ср.: Ин. 16, 22.


STSL.Ru


14 Ноября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...