Мысли на каждый день года. 12 июня

Преподобный исаакий Далматский.jpg

Преподобный Исаакий-исповедник, игумен обители Далматской 

12 июня

Преподобного отца нашего Исаакия-исповедника, игумена обители Далматской

Обладая указанными выше силами и способностями, человек, не злоупотребляющий ими, а пользующийся ими как должно, может из себя сделать великое. Может при помощи Божией устроить у себя храм Триипостасного Божества, что составляет его пожизнен­ное дело. Для устроения сего храма надо расчистить внутри нас место сердца покаянием, то есть искренним сознанием своих гре­хов и обвинением себя в них, чтобы выну стоять пред лицем Госпо­да безответным и спасения себе ожидать от единой милости Его. Основание храма духовного в сердце составляют вера и твердая ре­шимость жить по вере, от этого внутреннее здание делается непо­колебимым, неприступным для сомнений и недоумений, для неудоб­ств, противлений и скорбей — несокрушимое основание! Камни — добродетели, к каким, когда и где представляется случай. Скрепля­ющий цемент суть притоки чрез святые таинства благодати, лю­бовь, без которой всё ничто. План и масштаб — рассуждение, кото­рым определяются мера, вес и число трудов, предприятий и подви­гов. Навык к сему рассуждению приобретается послушным житием под руководством пастырей, духовных отцов и учителей. Проник­нутый любовью труд доброделания под действием Божественных таинств, при руководстве пастырей и своего рассуждения, возво­дит здание до верха. Кровлю его составляет глубокое смирение, ко­торое спасет сие здание от сырости тщеславия и человекоугодия, от сухоты надмения и гордыни, от потрясающих ударов своенравия и непокорности. Остается возглавить здание и поставить на нем крест. То и другое совершается одним действием преданности воле Божией, которая точно есть глава добродетели. Самоотвержения и крест суть такие способы, на которых окончательно распинается наша самость. Ограда этого храма — непоколебимая верность всем уставам и предписаниям Святой Божией Церкви. За сей оградой без­опасно укрываются от всех бурь и волнений, воздвигаемых духом ве­ка, суемудрия и страстями.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. 


День за днем. Каждый день – подарок Божий 

Дух Божией правды

Дух Господень на Мне. 

Лк. 4:18

Христос Спаситель так определяет цель Своего пришествия: Он несет людям не дух научный, философский или социально-политический, Он несет миру Дух Господень, Дух Божией правды и Божией любви, несет Бога в жизнь людей – пробуждает Божии чувства в сердцах человеческих. Дело Божие никакими руками человеческими разрушить нельзя. Оно свое возьмет, над злобой человеческой восторжествует.

Дух Божий даром получить нельзя. Его получает только тот, кто томится, жаждет Бога, как измученный зноем пустынник жаждет воды в пустыне. В сердце каждого человека, как в глубоком роднике, сокрыт образ Божий – непробужденными спят чувства Божеские. Прислушайтесь к Божию роднику в глубине вашего сердца, дайте свободу светлым Божиим струям, внесите в жизнь хоть каплю Божией любви и Божией правды и не потеряете награды своей (Мф. 10:42).


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Двенадцатый день

Величайшую радость я испытываю, — говорит Ангел душе моей, когда вижу, что ты, возлюбленный брат мой, побуждаемый чистыми желаниями, неуклонно совершаешь путь, ведущий к Небу. Жизнь есть минутное поприще, земля есть мрачная юдоль, где человек со дня своего рождения до самой смерти страдает и питается хлебом, омоченным слезами. Как? Ты забываешь Небо и прилепляешься к земной суете? Тебя пленяет настоящее мгновение? Ты не думаешь о вечности?

Предположим, что Провидению угодно было назначить тебе сто лет жизни, но что значит это число лет? В сравнении с вечностью это капля в безбрежном океане И действительно, дни твои быстро текут, и конец им скоро наступит. Последний день уже недалек. Но, что горестнее всего, ты не знаешь ни дня, ни часа, когда наступит конец земной твоей жизни. Смерть придет к тебе, когда ты не думаешь, и пресечет нить твоей жизни, подобно тому, как стрелок убивает в полете птицу, играющую в воздухе. Ничто так не верно, как смерть, ничто так не сокрыто от человека, как час ее появления.

Сколько лет надеешься ты еще прожить? Тридцать? Сорок? Ты, конечно, не можешь с достоверностью сказать сего, но из остающихся лет один год будет годом твоей смерти. Смерть сторожит тебя на пути твоей жизни, в том месте, где ты не ожидаешь ее, подобно убийце, засевшему в густом лесу, чтобы внезапно напасть на прохожего. Ты проходишь, — и она поражает тебя в сердце.

Для чего ты дремлешь и не принимаешь мер предосторожности? Для чего не подражаешь воину, который, хотя и не видит неприятеля, но не дремлет, стоит на страже у врат города? Он не дремлет для того, чтобы по оплошности не подвергнуться внезапному нападению. Не видишь ли, какими страшными последствиями угрожает тебе такая неизвестность в продолжение всей твоей вечности?

Мы нередко видели, что жизнь человека прекращается легким движением воздуха, дуновением холодного ветра, падением луча солнечного, одной каплей воды. Дни наши, как тень, исчезают, и слава увядает, как цвет полевой. И ты в сей скоропреходящей жизни хочешь утвердить свои надежды и свое благополучие? И ты надеешься воздвигнуть прочное здание на сем основании, которое зыблется и ускользает, как вода речная?

Что могло так обаять и прельстить тебя? Прошедшее огорчает тебя своими воспоминаниями, настоящее тяготит неудачами. Не видишь ли, что те надежды, которыми льстило тебе будущее, исчезли как тень и, по мере того, как ты приближался к ним, они рассеялись как сонные видения по твоем пробуждении? Ложь, обман, суетность, скорби душевные, болезни телесные — вот жизнь, которую ты любишь до такой степени, что забываешь о вечности.

Неразумен тот, кто жертвует будущим настоящему. Жалок тот человек, который, вместо того, чтобы построить себе дом в своем отечестве, строит его в стране чужой и ничего не готовит для родины, в которой жить призван.

Какое сострадание ты возбуждаешь во мне, когда я вижу, как ты суетишься и с каким жаром ищешь предметов чувственных и тленных, пренебрегая благами небесными, и не только подвергаешься опасности лишиться сих благ, но еще добровольно стремишься на муку вечную!

Таким образом безумный человек продает Царство Небесное, продает за минутное наслаждение, которое доставляет ему демон, ругающийся над его безумием. Когда Всевышний посылал меня к тебе на стражу. Он наименовал меня хранителем Царского младенца, которому предназначено некогда царствовать с Отцом своим.

Я видел на младенце золотую одежду, украшенную драгоценными камнями, а на челе его блистательный венец, ибо не ты ли наследник Царствия Отца Небесного и сонаследник Иисуса Христа?

Но увы, какое горе! Скоро я увидел, что мой юный Царский сын бросил свою одежду и свой венец в грязь, переломил свой скипетр, оскорбил Царя, своего Отца, и предался врагам Его.

Сын Царя Всевышнего, обрати очи твои к Небу, воззри на Отца твоего Небесного, преклони колена пред престолом Матери Божией.

Зри славу Ангелов и ту славу, которая тебе уготована; оставь, оставь, наконец, безумные попечения о суетах земных; потщись быть достойным твоего высокого призвания.

Ты призван царствовать, — начни же царствовать над самим собой, начни управлять своим умом и своим сердцем, покажи твердую власть свою над демоном, над миром, над своими страстями.

Твои силы изнемогают в борьбе? Но вспомни, что ты на Небе будешь покоиться в продолжение всей вечности.

Ты скажешь: когда же я буду наслаждаться сим покоем? Может быть, сегодня, может быть, завтра? Достоверно только то, что ты скоро насладишься им. Еще несколько времени — и я поведу тебя на Небо.

...Так беседует Ангел-хранитель с душою человека, и блаженна она, если внимает гласу посланника Божия и молитвенно взывает к нему:

Ангел-хранитель! Одушеви сердце мое тем Божественным жаром, который воспламенял святых мужей, переносивших все муки и страдания, и даже саму смерть с радостью. Для этого, о святой Ангел мой, напоминай мне непрестанно о вечности. Напоминание о вечности есть истинная мудрость, выше всякой человеческой мудрости. Оно возбуждает святые желания, просвещает ум и укрепляет душевную бодрость. Но враг препятствует ему проникнуть в мою душу: а когда оно проникло в нее, враг старается помрачить его. Ангел Божий! Благоволи, чтобы мысль о вечности всегда занимала ум мой, тогда удовольствия и сокровища сего мира не будут прельщать меня: я предпочту им скорби и искушения, освящающие и укрепляющие душу Благодатною силою. Я изберу жизнь смиренную, удаленную от сует мира, где в безмолвии будут предметом размышлений моих лета вечные. Здесь я употреблю все минуты краткого бытия моего на то, чтобы стяжать те богатства, которыми вместе с тобою буду наслаждаться в продолжение всей вечности. 


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. - Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004. 


STSL.Ru


12 Июня 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...