Мысли на каждый день года. 10 января

11_1.jpg

Рождество Христово

10 января

Святых двадцати тысяч мучеников, в Никомидии сожженных

Обстоятельства, сопровождавшие Рождество Христово [1]

В беспримерную, единственную ночь, в которую родился от Девы Марии Спаситель мира, в окрестностях Вифлеема пастухи содержа­ли ночную стражу у стада своего. Вдруг, когда ничего не ожидали они, предстал Ангел Господень и слава Господня осияла их среди ночной темноты. Видно, пася стадо, они с верою и надеждою, в чистоте и про­стоте сердца ожидали Того Пастыря, Который упасет стадо Свое — рас­сеянных овец дома Израилева [2]. Внезапное явление Ангела исполни­ло пастырей великим страхом. Но он успокоил их могучим словом: Не бойтеся, благовестил им радость велию — рождение Спасителя миру и послал их в Вифлеем, чтобы видеть Предвечного Младенца, повито­го пеленами и лежащего в яслях известной им пещеры. За внезапным явлением Ангела-благовестника пастухам открылось новое, порази­тельное событие: к Ангелу-благовестнику присоединилось многочис­ленное воинство небесное и запело: Слава в вышних Богу, и на земли мир, вочеловецех благоволение! [3] Пастыри увидели, как велико событие, о ко­тором возвестил им Ангел Господень. Со смиренною и радостною ве­рою внимали пастухи чудной вести и дивному славословию Ангелов и потом сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось». Оставив свои стада в поле, они поспешили на указанное им место и нашли там все, как сказал им Ангел. Они нашли Марию, и Иосифа, и Младенца повитого, лежащего в яслях. Когда же увидели данное им знамение, рассказали все, что им сказано было на поле. Все присутствовавшие дивились словам пастухов. Но Мария сохраняла все слова их, слагая их в Своем сердце. Она спокойно сравнивала их с обетованиями Священного Писания и с Ангельскою вестью, какую Она Сама получила. Она верила и все глубже проникалась верою во славу Своего Сына. Пастухи же, сообщив радостную весть и оживив свои души святым лицезрением Младенца, возвратились к своим обы­денным занятиям. И как прежде Ангелы, так они теперь хвалили и сла­вили Бога за все, что слышали из уст Ангела и сами видели в пещере Вифлеемской...

На юго-востоке от Вифлеема, недалеко от города, и теперь пока­зывают поле, на котором в ту чудную ночь пастухи пасли свои стада. Место это представляет прелестную долину, красующуюся полями и лугами, со множеством тенистых теревинфов [4], окруженную холма­ми из белых известковых скал. Само место, где лежали пастухи, окру­жено прекрасными масличными деревьями. Вдали, на востоке, за Мертвым морем, видны пустынные горы, а вблизи — прелестные виф­леемские высоты.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – С. 420-421. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Лк. 2, 8-20.

[2] См.: Ис. 40, 11.

[3] Лк. 2, 14.

[4] Теревинф — дерево, принадлежащее к семей­ству фисташковых. — Ред.


День за днем. Каждый день – подарок Божий

Дар слова

Положи, Господи, хранение устам моим.

Пс. 140, 3

Слово Божие должно обитать и расти в нашем сердце, только тогда нам будет возможно приносить пользу и помогать окружающим. Когда мы всецело проникнемся словом Божиим, оно смягчит наше сердце, укротит наш нрав, успокоит наши мятежные мысли и исполнит нас любовью, которая будет отражаться в каждом нашем слове и действии.

Всего более мы нуждаемся в охранении уст наших. Забывая о последствиях наших речей, как легко, как неудержимо роняем мы необдуманное слово, которое может оскорбить, уязвить или вообще принести вред нашим ближним.

Дар выражаться по-христиански для многих кажется недостижим. Даже с лучшими намерениями мы часто неосторожно касаемся открытой раны и причиняем боль там, где хотели принести утешение. Мы должны молиться непрестанно, чтобы язык наш был в подчинении у Господа, молиться, чтобы в трудные минуты Святый Дух научил нас, что должно говорить (Лк. 12, 12). И тогда наши речи смогут действовать благотворно. Наша жизнь никогда не будет бесполезна, если мы научимся служить Христу в наших речах и употреблять во славу Его чудный дар слова.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 468-469.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю.

Десятый день

Взоры человека невольно обращаются к солнечному свету, магнит притягивает железо собственной силою, — так и сердце друга увлекается любовью к другу и прилепляется к нему. Верный друг дороже всех сокровищ на свете.

Счастлив тот, кто нашел себе друга: он может всегда жить с ним душа в душу, наслаждаться его беседой, согревать свое сердце его любовью, опираться на него в случае своего падения и его силою укреплять собственные свои силы. Счастлив тот, кто на смертном одре видит возле себя своего друга, приникшего к одру его. Он спокойно закрывает глаза, сопровождаемый усердными его молитвами.

Так некогда жили, имея одни мысли и одни чувствования, святые два мужа — Василии Великий и Григорий Назианзин. Смотря на дружбу их, можно было бы подумать, что одна душа живет в двух телах их, потому что они жили один в другом и один для другого.

Нехорошо и тебе оставаться одиноким, и ты имеешь нужду в друге. Вот он и дан тебе: этот небесный посланник находится возле тебя. Можешь ли ты найти себе лучшего друга? В ком ином увидишь столько усердия, столько любви чистой и пламенной? Кто станет когда-либо переносить твои недостатки и с большей кротостью и с большим терпением? Кто с большей готовностью станет помогать тебе в твоих нуждах? Когда ты попросишь у него советов и утешений, из уст его польются слова, слаще меда. Если ты будешь внимать его голосу, он обогатит ум твой мыслями чистыми, благородными, небесными, увлекающими сердце к добродетели.

Истинные друзья, так сказать, одним дыханием дышат. Старайся приобрести дружбу своего Ангела-хранителя. Тогда сердце твое расширится от радостных чувств твоего блаженства. Если ты приблизишься к своему Ангелу, то почувствуешь пламень Божественной любви, и душа твоя согреется им. На земле дружба бывает непродолжительной, сердце человека непостоянно, слепо; оно прельщается обманчивыми призраками. Поэтому истинные друзья бывают так редки.

Ты слаб и беден, поищи же себе друга усердного, сильного и богатого. Ты страдаешь под игом своих порочных наклонностей, — поищи же себе друга великодушного и терпеливого, который помог бы тебе облегчиться от сего бремени и исправить свои слабости.

Жизнь человеческая так кратка, а переход от младенчества к старости так быстр, что нужен тебе друг, который бы всегда, во все течение жизни, мог служить тебе опорою, которой бы на самом смертном одре твоем мог утешить тебя своею отрадною беседою, который бы встретил тебя за гробом и отверз тебе врата вечности, который бы ободрил тебя своим вождением перед Верховным Судией.

Кто такой этот друг? Не ищи его вдали от себя; не думай приобрести дружбу его ценою золота. Поистине, если бы ты отдал ему все сокровища, все богатства свои, это было бы тщетно. Твой друг, твой Ангел, ждет от тебя, чтобы ты любил его, был в согласии и единомыслии с ним, вручил ему свое сердце и соединился, так сказать, в одно существо с ним. Вероятно, ты был не раз свидетелем, как два встретившихся друга прижимают один другого сердцем к сердцу, желая как бы слиться в одно существо; так и ты должен любить своего Ангела.

Истинная и твердая дружба основывается на уважении. Твой Ангел любит тебя потому, что видит в тебе богоподобные качества. Старайся же и ты познать небесные совершенства своего Ангела, и тогда твоя любовь к нему будет возрастать по мере и степени твоего познания. Если спросят; «Кто у тебя друг?», отвечай; «Друг у меня — мой Ангел-хранитель!». Люби ближних, живущих в благочестии и последующих Иисусу Христу; не принимай никого в свою дружбу, кроме одних людей добродетельных, достойных любви твоего Ангела, и усердно обращайся к нему с молитвой:

О, кроткий и сердобольный Ангел-хранитель, помолись обо мне. Ты, созерцающий лицом к лицу Отца Небесного, помолись обо мне. Ты, вкушающий от источника небесных наслаждений, истекающих из недр Божества, помолись обо мне. Ты, наслаждающийся вечным Блаженством, поклоняясь Пресвятой Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу, помолись обо мне. Ты, озаренный светом славы Христовой, помолись обо мне. Ты, воспевающий величие Трисвятого Бога и Христа Его, помолись обо мне. Ты, обитающий в беспредельном океане света, любви и славы, помолись обо мне. Ты, созерцающий лицом к лицу Благодатную Деву Марию, Матерь Иисуса Христа, помолись обо мне. Ты, видящий в обители Божией престол и венец, мне уготованный, помолись обо мне. Ты, с которым я некогда воспою вечную песнь во славу Бога, помолись обо мне. Ты, который видишь врагов, ополчившихся на меня, помолись обо мне. Ты, который ведаешь слепоту ума моего, непостоянство моего сердца и растление моей плоти, помолись обо мне. Любовью достопоклоняемой Троицы, сотворившей меня по Своему подобию, молю тебя: спаси меня. Любовью Иисуса Христа, пролившего кровь Свою, чтобы искупить меня, молю тебя: спаси меня любовью Пречистой Девы Марии, сопровождавшей Божественного Сына Своего на лобное место, принесшего Себя в жертву для спасения моего, молю тебя: услышь моление мое и спаси меня; введи меня в дом Отца моего, сподоби меня небесной славы и вечного Блаженства.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. - Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2004. 


STSL.Ru


10 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...