Мысли на каждый день года. 1 февраля

Преподобный Макарий Великий.jpg

Преподобный Макарий Египетский


1 февраля

Преподобного отца нашего Макария Египетского

Иисус Христос подал в Своей жизни образец совершеннейшей любви к людям. Он непрерывно трудился и подъял необъятные под­виги для просвещения заблудших светом истины и приведения их на путь благочестия и добродетели. Преподавал совершеннейшие на­ставления об обязанностях к другим и Сам во всей точности испол­нил преподанные правила. Вступление Иисуса Христа на обществен­ное служение спасению рода человеческого было как благотворный восход солнца. Он светил непрерывно Своим учением; учил в домах, в собраниях, на городских улицах, в поле; учил, переходя с места на место, на всех путях Своего странствования, чем открывал удобство всем приходить к Нему и слушать Его спасительное учение. Никого не отвергал Он от Себя.

Иисус Христос благотворил другим посредством чудотворений, которые имевшим очи видеть ясно показывали в Нем обетованного Спасителя мира. Сам Он в кратких чертах изобразил благотворность чудес Своих, когда повелел ученикам Иоанновым возвестить своему учителю, что они видели и слышали, бывши близ Него, то есть что слепые презирают... хромые ходят, прокаженные очищаются... глухие слы­шат, мертвые воскресают и нищим благовествуется [1]. Только там сокра­щались Его чудотворения, где недоставало веры и где не хотели при­нять Его [2].

Иисус Христос ко всем был любвеобилен. Он показывал сыновнюю любовь к родителям [3], нежную любовь, снисхождение и попечительность к ученикам Своим [4] и к детям [5], беспримерную попечительность об исправлении заблуждающихся [6], особенную любовь к знаемым и ближним по крови [7], вообще к Своему отечеству, которое старался Он просветить светом истины [8] и чрез то спасти от предстоящей ему по­гибели [9]; о врагах Своих и распинателях молился к Отцу Небесному [10] и явил величайшую и беспредельную любовь ко всему роду человече­скому, когда Своим учением, молитвами к Богу Отцу и искупительны­ми страданиями приобрел спасение всему миру [11].


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 11, 5.

[2] См.: Мф. 13, 58.

[3] См.:Лк. 2, 51; Ин. 19, 28.

[4] См.: Мф. 18, 1-5; Мк. 9, 35-37; Лк. 9, 51-56; Ин. 13, 1; 17, 11-12; 18, 8-9.

[5] См.: Мф. 19, 13-15.

[6] См.: Мф. 9, 10-13; Лк. 19, 10.

[7] См.: Ин. 11, 5, 36; 13, 23; 19, 26-27.

[8] См.: Мф. 10, 5-6; 15, 24.

[9] См.: Мф. 23, 37; Лк. 19, 41-42.

[10] См.: Мф. 26, 50; Лк. 23, 34.

[11] См.: Ин. 3, 16; 10, 11-16; 1 Ин. 2, 2.



23474_20130116_201020.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий 

                                                                                                                                                            Принесем плоды духовные

Тем прославится Отец Мой, 

если вы принесете много плода. 

Ин. 15, 8

Бога можно прославить не только мученическою смертью или подвигом миссионера, а «тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода». Обилие плода духовного особенно прославляет Его. Высшей цели для нас быть не может; будем же достигать ее и нашими молитвами, и всеми стремлениями души. Плоды, от нас ожидаемые, исчисляются в Посл. Галат. гл. 5 ст. 22: «Плод же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Какое богатство духовное! Обладаю ли я хотя бы одним из этих качеств? Когда, год за годом, Господин виноградника приходит искать плода на моих ветвях, находит ли он хоть некоторые из них?

Итак, чем пламеннее будет наша вера, чем горячее любовь, чем обильнее радость и мир, чем терпеливее мы будем переносить испытания, чем добрее и мягче будем относиться к ближним, чем самоотверженнее будет наша жизнь, тем больше мы прославим Имя Отца нашего Небесного.

Приносит плод, угодный Богу, только то растение, которое Он насадил и которое в Нем пребывает. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

В чудном видении пророка Иезекииля о поле, усеянном мертвыми сухими костями, целый народ сравнивается с ними и говорится, что причина этому в том, что они «оторвались от корня», стали сохнуть, сохнуть и окончательно высохли. Душа, не привитая к Божественному корню, не может не засохнуть, и плода от нее никакого ожидать нельзя. Мы «Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Вот единое, необходимое условие для принесения плода.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю 
День первый

Долго ли вера не будет озарять твоего ума и сердца? Тебе должно знать, что Ангел Хранитель находится с тобою, что он назначен тебе от Бога быть твоим защитником и путеводителем в жизни; а ты не думаешь о нем и не хочешь.

В Священном Писании сказано, что Отец Небесный заповедал Ангелам Своим: охраняти тя во всех путех твоих (Пс. 90, 10). Ты не сомневаешься в сей божественной истине; но ты мало углублялся в спасительный смысл ее, мало размышлял о ней. Непроницаемая завеса препятствует тебе видеть его телесными очами. Но из того, что он невидим, не следует заключать, что нет его при тебе; не следует забывать о нем и вести жизнь беспечную, не помышляя о его присутствии.

Когда два путешественника неожиданно встречаются на дороге, они приветствуют друг друга и, вступив в разговор, забывают свою усталость в приятной беседе. Ангел сопутствует тебе, ведет тебя путем жизни к небу; и ты до сего времени не обратил на него своего внимания. Когда ты бываешь вместе со своим отцом или со своим другом, ты с удовольствием разделяешь с ними беседу и бываешь очень доволен их сообществом. С самой купели крещения Ангел Хранитель дан тебе в собеседники, и, может быть, до сего времени ты не обратил к нему ни одного слова, не принес ему ни одной молитвы. Что подумаешь и что скажешь ты о том человеке, который в неблагодарности забыл мать, родившую его, вскормившую его своим молоком, нежно любившую его? Что бы ты сказал о том бедном, который отвращает свои глаза, не желая видеть руки своего благодетеля, подающего ему кусок хлеба и спасающего его от голодной смерти? Но какая мать может любить столько свое дитя, сколько твой Ангел Хранитель? Он всегда находится неразлучно с тобою, всегда обращает к Богу свой взор, умоляя Его о милосердии к тебе и об исправлении твоего сердца наитием Его благодати. Подумай. Ангел твой не был ли доселе чуждым для тебя? Не время ли тебе открыть глаза свои и видеть своего верного путеводителя, посланного тебе Богом? Какой обильный источник чистой радости, истинного утешения может доставить тебе та мысль, что Ангел твой всегда присущ тебе! Сим неоцененным счастьем ты всегда обладал, только не умел пользоваться им, потому что не знал его; но теперь ты знаешь его: обратись к нему всем сердцем, представляй его непрестанно в уме своем, беседуй с ним таинственно в глубине своего сердца, беседуй, подобно тому, как ты обыкновенно беседуешь с своим искренним другом.

Но каким образом могу я, скажешь ты, представить себе сего Небесного посланника, бесплотного Духа? Ты верь только, что он присущ тебе; верь, следуя слову Божию, и не увлекайся пытливым и пустым любопытством. Ангел Хранитель есть дух и, подобно душе твоей, не имеет телесного, видимого образа. Когда ты беседуешь с каким-нибудь другом во мраке ночи, ты наслаждаешься приятностию его беседы, несмотря на то, что ночная темнота препятствует тебе видеть черты лица его. Временная ночь не позволяет тебе видеть твоего Ангела; но ты увидишь его по воскресении, когда настанет великий день вечности. Тело твое служит средостением, отделяющим тебя от него; но когда разрушится сия преграда, тебе откроются черты твоего небесного друга. В ожидании того часа, когда ты освободишься от уз плоти, обратись с твердою верою, обратись умом и сердцем к своему Ангелу и скажи: Ангел Божий, Хранитель мой! Твоему попечению вверила меня благость Всевышнего, прости и вразуми меня, храни меня на пути жизни, руководи и управляй мною.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2004.


1 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...