Мысли на каждый день. 14 января

14 января

obrezanie.jpg

Еже по плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

И память иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Новый год

В первый день Нового года следует запастись такими мыслями, чувствами и расположениями, которые достойно христианина мог­ли бы заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Такие мыс­ли, чувства и расположения дают нам понятия о Новом годе и Обре­зании.

Понятие о Новом годе дает мысль о духовном обновлении. Кто заботится о спасении и богоугождении, тому нужно только поновить себя. А кто живет в нерадении и грехах, тот должен совсем обновить­ся, то есть возревновать о спасении и богоугождении, начать все у себя - и внутри и вне - перестраивать заново и на новых началах. Понятие об Обрезании возбуждает и решившегося на обновление чувства оставить прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие греховное, - отсекать страсти и похотные расположе­ния и воспринять дела строгого самоотвержения; в этом-то и состо­ит обрезание сердца, по апостолу. Расположение к внутреннему об­новлению, чрез обрезание сердца, заключается в жизни и учении свя­тителя Василия Великого. Вот настоящий Новый год.

Жизнь святителя Василия служит разительным примером сказан­ных истин, ибо вся она была непрерывным подвигом обрезания и благодатного обновления во Христе. На это употреблял он все время и все силы, к сему обращал знание и мудрость, богатство и достоин­ства, приязнь и вражду. Каждый день видел какую-либо его победу над собою, каждый день он слагал с себя что-либо, отрекался от чего-либо и весь принадлежал небу, вечности, Богу. Все еще при жизни призна­ли в нем с благоговением человека Божия - сосуд благодати, храм Ду­ха Святаго. А по кончине Церковь немедленно начала ублажать па­мять его в пример и подражание всем чадам своим. Редкие из людей могут вместить столько совершенств, сколько их было в сем святите­ле; но все мы призваны к одному с ним наследию, к одному и тому же блаженству в Боге. И нам время дается на то же самое, на что употре­бил его он, - на очищение своего сердца, на обновление духа, на по­каяние и добродетель. Не будем же выпускать сей истины из нашей памяти и с началом Нового года начнем усерднее пещись об исправ­лении нашего существа, ибо нужнее и полезнее сего дела для нас нет и быть не может.

Господи и Владыко живота нашего! Ты ввел нас в новое лето, не­чистых, недостойных благости Твоей, соделай, да не пройдет оно без очищения нас! Дай нам, молитвами святителя и угодника Твоего Ва­силия Великого, узреть в самих себе то приятное лето благодати и об­новления, которое нарещи на земле пришел с неба Ты Сам, о Всеблагий и Премудрый!


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


46810543.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Послужим людям добрыми делами

Она воспитала детей, принимала странников,

умывала ноги святым, помогала бедствующим

и была усердна ко всякому доброму делу.

1 Тим. 5, 10

Таковы были диакониссы в первые века христианства; верные, усердные, отзывчивые на все нужды, неутомимые, проникнутые одной мыслию, одним стремлением – все делать во славу Божию.

«Все у вас да будет с любовью», – говорит апостол Павел. Что же могло внушить такой женщине совершать дела милосердия, что могло поддержать ее на высоте полного самоотречения, если не любовь, способная согревать, оживлять и освещать все и всех вокруг себя. Забывая о себе, она отдавала себя Богу, а в Нем и всякому ближнему.

Такое служение доступно и нам. Господь, Который был среди людей «как служащий», научил Своих учеников служить. Так же и теперь: для истинных Его учеников вся жизнь – одно служение; они «ходят с места на место, делая добро», и испытывают, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). И когда перейдет такая душа в вечность, дела ее пойдут вслед за нею (Откр. 14, 13). Да, сделанное добро не умирает, зажженный светильник не угасает; он светит нам долго после того, как отнято у нас дорогое существо; влияние его бесконечно, и даже смерть не может его уничтожить, оно влечет нас к небесному.

Светлая звезда хоть и скрылась с нашего небосклона, но не угаснет никогда, и у Бога сохранится всякое доброе слово, всякая попытка ободрить и утешить несчастного, всякий благой совет, данный своевременно и почерпнутый из единого Источника истинной любви. Снова и снова встречаются нам, и на нас самих и на других людях, следы благодатного влияния тех, кого мы лишились, они становятся для нас тогда особенно живы, и мы с радостью и благодарением сознаем, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18).


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Четырнадцатый день месяца

Два цветка, распустившиеся на одном стебельке, не столько похожи один на другой, как два друга, связанные сердечной любовью. Подобно струнам настроенной лиры, души их во всех действиях составляют приятную гармонию: так сердце возлюбленного ученика соединялось с сердцем Иисуса Христа, так великий Апостол говорил ученикам своим: подражайте мне, как я – Христу. Послушай и ты, что говорит тебе твой Ангел: будь моим подражателем, как я подражаю Господу Богу. Он созерцает Святого Святых и непрестанно старается уподобиться Ему. Подражая своему Ангелу, ты становишься причастником его святости и святостию приближаешься к Богу. Ты желаешь войти в Небесную обитель и быть сопричтенным к лику блаженных; но каким образом ты можешь стать достойным сей славы и сего счастья, если не станешь подражать тем, с которыми должен жить в одной обители? Кто решился идти в чужую страну и там поселиться, тот обыкновенно старается узнать язык жителей той страны, чтобы объясняться с ними; старается изучить их нравы, обычаи, законы, чтобы не казаться чуждым пришельцем среди новых сограждан. Будущий житель небесного града! Научись от своего Ангела языку обитателей горнего Иерусалима, узнай их законы и нравы. Ты желаешь быть пред лицем Господа и вечно воспевать хвалу Ему; научись же прежде священным песням Сиона и образуй сердце свое согласно с гармониею хоров небесных. Но кто наставит тебя в сей божественной науке? Твой Ангел есть один из певцов небесных; он послан тебе для того, чтобы руководить и учить тебя. Что же это за гармония небесная? Какие это песни? Это святость мыслей и воли; это действия любви божественной, сердечного умиления и всех добродетелей, благоугодных Богу. Из недр Всевышнего, чрез Иисуса Христа, ходатая всего рода человеческого, истекает свет вечной истины и озаряет всех обитателей святого града небесного. Сей свет проливается от одного избранного к другому. Этим светом и тебя озарил твой Ангел, твой хранитель и наставник. Если ты подражаешь ему, то подражаешь Иисусу Христу и, уподобившись ему, вместе с ним выйдешь в дом Отца Небесного. Но может ли Ангел ввести тебя в оный, если ты не имеешь вида и образа избранных Божиих? Этот вид и образ суть добродетели. Скажи мне, можешь ли ты назвать Ангела путеводителем своим, если не идешь по стезям его? Можешь ли назвать его своим наставником и советником, если не соображаешься с его мыслями и с его волею? Может ли он быть твоим другом, если ты пререкаешь ему во всем и противодействуешь? Одно только усердное подражание может устранить все сие и утвердить согласие, в котором состоит счастье и блаженство дружбы. Посмотри на луг и на два ручейка, которые текут по нему и которые потом соединяются в один ручей: так должен ты соединить течение своей жизни с жизнью твоего Ангела Хранителя, чтобы душа твоя слилась с сим блаженным Духом и с ним вместе протекла в океан вечной святости и вечной любви. Моли об этом небесного своего руководителя и говори: Уподобиться тебе, святой Ангел мой, точно так, как бывает подобен брат брату, я почитаю для себя совершенною необходимостью. Я хочу сделаться подобным тебе и по чувству моей любви буду соглашать желания моего сердца с твоими чистыми желаниями. Не мир, не плоть, не гордость, не тщеславие, не малодушие будут управлять мною, нет, я хочу и мыслить, и рассуждать, и любить, и хотеть, и действовать подобно тебе. Пусть любовь твоя будет правилом для моих чувствований; пусть твоя чистота будет моею чистотою; пусть твое терпение и смирение научат меня покорности и самоотвержению, дабы я мог всегда исполнять волю Отца Небесного; пусть глубокое благоговение твое пред лицем Всевышнего научит меня углубляться мыслями в самого себя и любить безмолвное уединение. Я далеко отстал от образца своего, но ты поможешь мне, ты научишь меня, ты ободришь меня. Когда я вопрошу тебя, ты не замедлишь дать совет, в чем я должен исправиться, чего недостает во мне; ты поможешь мне исправить мои недостатки. Твоя любовь ко мне и моя любовь к тебе произведут перемену во мне и сделают меня подобным тебе. Да будет милосердие Божие, вверившее меня любви твоей, благословенно во веки веков.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004.


STSL.Ru


14 Января 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...