Мысли на каждый день. 12 января

12 января

анисия_в_раме.jpg

Мч. Анисия

Святой мученицы Анисии и преподобного Зотика-пресвитера, сиротопитателя

Смирною древние умащали тела умерших, чтобы отогнать неприят­ный запах тления, который препятствует приближаться к ним самым близким и родным. Нам нужно умастить не тело, а душу свою духов­ною смирною покаяния, чтобы изгнать из нее все грубые и нечистые помыслы и вожделения сердечные, отогнать от нее смрад страстей и похотей плотских, которые препятствуют ей приближаться ко Гос­поду, которые отгоняют от нее чистых и святых Ангелов, а привлека­ют злых и нечистых. Для того и пришел в мир Сын Божий, чтобы соделать нас языком святым, царским священием, людьми обновления (1 Пет. 2, 9); как же было бы для Него оскорбительно, если бы мы и теперь явились пред Ним в нечистоте и смраде грехов?! Для того Он смирил Себя, зрак ра­ба приим (Флп. 2, 7), и возлег в яслях бессловесных, чтобы вселиться и обитать в нас, прийти к нам и вечерять с нами во внутренней храмине души нашей; как же будет Ему прискорбно, если эта бедная храмина будет наполнена всякою нечистотою, если душа явится на сию духовную вечерю не в одеянии брачном, а в рубище страстных вожделений и житейских страстей?! Итак, кто связал себя враждою к ближнему, да изгонит ее из сердца своего ради Господа, Который пришел благове­стить нам мир и всех примирить, да простит от всего сердца всякое оскорбление, обиду и озлобление, за что и Отец Небесный простит ему согрешение его. В ком гнездится дух гордости, самомнения, тще­славия и превозношения, да изгонит его из сердца своего ради Того, Который пришел в мир сей, не да послужат Ему, но послужити и дат,и душу Свою избавление за многих (Мф. 20, 28), да смирит и уничижит себя, как раба неключимого, достойного всякого осуждения и муки, ради Того, Ко­торый, будучи Господом славы, Себеумалил, зрак раба приим... смирил Се­бе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 7-8). Кем обладает дух любостяжания и корыстолюбия, да усрамится он при виде Господа, Который для спасения нашего родился в вертепе и в яслях, жил, не имея, где главу подклонити, умер на кресте. У кого уста и язык привык­ли отверзаться на празднословие и злословие, на осуждение, ропот и негодование, да заградятся они при виде немоществующего младен­чества Того, Который укоряем противу неукоряше стражда не прещаше.

Кем обладает дух плотоугодия и скверных похотей, да отженется у то­го сей нечистый дух при виде Того, Который родился от Пречистой и Пренепорочной Девы, Который предал пречистую плоть Свою на страдания и мучения для очищения греховных скверн человеческих. Словом, да изгонится из сердца нашего все злое, нечистое, греховное, чем оскорбляется любовь Божия, что отвращает от нас благоволи- тельный взор Отца Небесного, чем бесчестится святое и поклоняемое имя Христово. Да устранимся и удалимся от всякого шума буйного ве­селья, чтобы не отвлекать ума и сердца своего от святых помыслов и чувствований. Вот это будет самый лучший дар от нас Господу, родив­шемуся для нас.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


3593870_large.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Следуем ли мы за Христом?

Петр же следовал за Ним издали.

Мф. 26, 58

Петр следовал, но это следование привело его к отречению, потому что он следовал «издали». Он отдалился от Христа, в этом было начало зла; он отстал от Него, и между ним и Учителем образовалось слишком большое расстояние. Он чувствовал некоторое влечение, он следовал за Ним, но не довольно близко.

Совершенно таким же образом и в наши дни многие следуют за Христом: они не покидают Его вполне, они не переходят на сторону неверующих, но они не связаны с Ним тесными узами, они не идут за Ним шаг за шагом, они следуют «издали». Сколько людей отдаются мирским заботам, светским удовольствиям и через то теряют общение со Христом; они слишком поглощены всякими делами, они подходят ко Христу лишь по обычаю в воскресный день, но теряют Его из виду в продолжение недели.

Молитвы их становятся реже и короче, они перестают изучать Слово Божие, вера их охладевает, все духовное обращается в мертвую букву. Только на вид они еще следуют за Христом, но на деле они очень далеки от Него и близки к полному отречению. Спросим же и мы самих себя, как мы идем за Христом? С ревностью ли, с любовью, или отстаем мы, подобно Петру, отвлекаясь посторонними предметами? Такой путь всегда опасен: тот, кто сегодня удаляется от Христа, тому угрожает завтра полное отречение от Спасителя – и сколько горьких слез это будет стоить, сколько вреда будет через это принесено и себе, и другим!


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Двенадцатый день месяца

Величайшую радость чувствует Ангел, когда видит, что ты, возлюбленный брат мой, побуждаемый чистыми желаниями, неуклонно совершаешь путь, ведущий к Небу. Жизнь есть минутное поприще; земля есть мрачная юдоль, где человек, со дня своего рождения до самой смерти, страдает и питается хлебом, омоченным слезами. Как? Ты забываешь Небо и прилепляешься к земной суете? Тебя пленяет настоящее мгновение? Ты не думаешь о вечности? Предположим, что Провидению угодно было назначить тебе сто лет жизни; но что значит это число лет? В сравнении с вечностию это капля в безбрежном океане. И действительно, дни твои быстро текут и конец им скоро наступит. Последний день уже недалек. Но что горестнее всего – ты не знаешь ни дня, ни часа, когда наступит конец земной твоей жизни. Смерть придет к тебе, когда ты не думаешь, и пресечет нить твоей жизни, подобно тому, как стрелок убивает на полете птицу, играющую в воздухе. Ничто так не верно, как смерть; ничто так не сокрыто от человека, как час ее появления.

Сколько лет надеешься ты еще прожить? Тридцать, сорок? Ты, конечно, не можешь с достоверностию сказать сего. Но из остающихся лет один год будет годом твоей смерти. Смерть сторожит тебя на пути твоей жизни, в том месте, где ты не ожидаешь ее, подобно убийце, засевшему в густом лесу, чтобы внезапно напасть на прохожего; ты проходишь – и она поражает тебя в сердце. Для чего ты дремлешь и не принимаешь мер предосторожности? Для чего не подражаешь воину, который, хотя и не видит неприятеля, но не дремлет, стоит на страже у врат города? Он не дремлет для того, чтобы по оплошности не подвергнуться внезапному нападению. Не видишь ли, какими страшными последствиями угрожает тебе такая неизвестность в продолжение всей твоей вечности? Мы нередко видели, что жизнь человека прекращается легким движением воздуха, дуновением холодного ветра, падением луча солнечного, одною каплею воды. Дни наши, как тень, исчезают, и слава увядает, как цвет сельный. И ты в сей скоропреходящей жизни хочешь утвердить свои надежды и свое счастье! И ты надеешься воздвигнуть прочное здание на своем основании, которое зыблется и ускользает, как вода речная! Что могло так обаять и прельстить тебя? Прошедшее огорчает тебя своими воспоминаниями, настоящее тяготит неудачами. Не видишь ли, что те надежды, которыми льстило тебе будущее, исчезли, как тень, и по мере того, как ты приближался к ним, они рассеялись, как сонные видения по твоем пробуждении? Ложь, обман, суетность, скорби душевные, болезни телесные – вот жизнь, которую ты любишь до такой степени, что забываешь о вечности! Несчастен тот, кто жертвует будущим настоящему! Жалок тот человек, который, вместо того чтобы построить себе дом в своем отечестве, строит его в стране чуждой и ничего не готовит для родины, в которой жить должен! Какое сострадание ты возбуждаешь в Ангеле Хранителе, когда он видит, как ты суетишься и с каким жаром ищешь предметов чувственных и тленных, пренебрегая благами небесными, и не только подвергаешься опасности лишиться сих благ, но еще добровольно стремишься на муку вечную! Таким образом, безумный человек продает Царство Небесное, и продает за минутное наслаждение, которое доставляет ему демон, ругающийся над ним. Когда Всевышний посылал Ангела к тебе на стражу, Он наименовал его Хранителем Царского младенца, которому предназначено некогда царствовать с Отцом своим. Ангел видел на младенце златую одежду, украшенную драгоценными камнями, а на челе его блистательный венец: ибо не ты ли наследник царствия Отца Небесного и сонаследник Иисуса Христа? Но увы! Какое горе! Скоро юный Царский сын бросил свою одежду и свой венец в грязь, переломил свой скипетр, оскорбил Царя своего Отца, и передался врагам Его. Сын Царя Всевышнего! Обрати очи твои к небу, воззри на Отца твоего Небесного, преклони колена перед престолом Матери Божией. Зри славу Ангелов и ту славу, которая тебе уготована, оставь, оставь, наконец, безумные попечения о суетах земных, потщись быть достойным твоего высокого призвания. Ты призван царствовать, начни же царствовать над самим собою, начни управлять своим умом и своим сердцем, покажи твердую власть свою над демоном, над миром, над своими страстями. Твои силы изнемогают в борьбе? Но вспомни, что ты на небе будешь покоиться в продолжение всей вечности. Ты скажешь: когда же я буду наслаждаться сим покоем? Может быть сегодня, может быть завтра; достоверно только то, что ты скоро насладишься им. Еще несколько времени – и Ангел поведет тебя на небо.

Так беседует Ангел Хранитель с душою человека, и блаженна она, если внимает гласу посланника Божия и молитвенно взывает к нему.

Ангел Хранитель! Одушеви сердце мое тем божественным жаром, который воспламенял святых мужей, переносивших все муки и страдания и даже самую смерть с радостью. Для сего, о святой Ангел мой, напоминай мне непрестанно о вечности. Напоминание о вечности есть истинная мудрость, выше всякой человеческой мудрости. Оно возбуждает святые желания, просвещает ум и укрепляет душевную бодрость. Но враг препятствует ему проникнуть в мою душу; а когда оно проникло в нее, враг старается помрачить его. Ангел Божий! Благоволи, чтобы мысль о вечности всегда занимала ум мой; тогда удовольствия и сокровища сего мира не будут прельщать меня: я предпочту им скорби и сокрушения, освящающие и укрепляющие душу благодатною силою. Я изберу жизнь смиренную, удаленную от сует мира, где в безмолвии будут предметом размышлений моих лета вечная. Здесь я употреблю все минуты краткого бытия моего на то, чтобы стяжать те богатства, которыми вместе с тобою буду наслаждаться в продолжение всей вечности.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2004.


STSL.Ru


12 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...