Мысли на каждый день. 11 января

11 января

46072.jpg

Святых младенцев четырнадцати тысяч, Христа ради избиенных от Ирода, в Вифлееме Иудейском. Преподобного отца нашего Маркелла, игумена обители «Неусыпающих»

В ночь Рождества Христова весь мир спал и не думал о явлении в мир Спасителя его. Не спало только Святое Семейство, вифлеемские пастухи да еще, может быть, шедшие с востока на поклонение Ново­рожденному по указанию особенной звезды мудрецы. Вскорости при­шли и они в Вифлеем, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато и ливан и смирну (Мф. 2, 11). Так поступили волхвы, пришедшие поклонить­ся рождшемуся Спасителю мира. Почему принесли Господу эти имен­но три дара, то есть злато, ливан и смирну? Евангелист не говорит нам о том, не открывает внутренних побуждений и намерений самих волхвов, но святые отцы и учители Церкви объясняют нам, что это допущено Промыслом Божиим с особенною целью, что эти три дара имеют высшее значение. Злато принесено Богомладенцу Иисусу, яко Царю, как самый дорогой из даров вещественных; ливан, или фими­ам, как Богу, как дар более духовный, означающий своим воскурени­ем возношение мыслей и чувств наших к Богу; смирну, яко мертвому, имевшему пострадать и умереть за грехи всего мира. Нет сомнения, что и каждый христианин, кто чувствует все бесприкладное величие любви и милосердия воплотившегося для спасения нашего Сына Божия, кто сознает все неизмеримое величие благодатных плодов Бо­жественного воплощения и пришествия к нам Единородного от Отца, желал бы и со своей стороны принести какой-либо угодный и благо­приятный Ему дар, чтобы выразить пред Ним чувство своего благо­дарения. Это не только возможно для нас, но это требует от нас Сам Господь: да не явишися пред лицем Моим тощъ,— заповедал Он древле устами пророка. Принесем и мы Ему, яко Царю нашему, злато — дары вещественные от избытков своих и от трудов своих, принесем с усер­дием и любовью, что можем, на храм Божий, что особенно благоприятно Ему; принесем Ему, яко Богу, ливан — богомысленные и благого­вейные помыслы и чувства и будем всегда, особенно же в праздничные дни, постоянно размышлять о судьбах правды Господней и неправды человеческой; принесем Ему, умершему за грехи наши, смирну — умерщ­вление страстей и похотей своих, горечь покаяния и самоотвержения, что особенно нужно и прилично сделать нам, грешным.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.


46810543.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Прибежище в скорби

И будет Господь прибежищем угнетенному,

прибежищем во времена скорби.

Пс. 9, 10

Куда нам идти в нашей скорби? Нет человека, который бы не испытал горя, поэтому и вопрос этот касается каждого. Господь и Учитель наш, за Которым мы хотим следовать, указал нам путь к убежищу во время скорби: «и находясь в борении, прилежнее молился» (Лк. 22, 44). Подойдя мысленно к саду Гефсиманскому, научимся от Него этой молитве. Великая скорбь посетила Его, и Он молил Отца о миновании этой скорби. Пример Спасителя дает нам право молиться, чтобы Господь избавил нас от горя или грозящей нам опасности.

Но молитва Сына Божия была неразрывно связана с чувством совершенной покорности воле Отца: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Молитва истинная, молитва, угодная Богу, должна быть всегда проникнута таким же духом.

Мы не знаем, что для нас лучше. Мы не знаем, какую пользу наше горе может принести нам или другим, не знаем, чего бы мы лишились, если бы это горе нас миновало. Поэтому предоставим все Ему: «Не моя воля, но Твоя да будет».

Молитва Спасителя не осталась без ответа. Он получил подкрепление и помощь. Хотя горькая чаша не миновала Его, хотя Он должен был испить ее до последней капли, однако ответ явился другим образом. Молитва подкрепила Божественного Страдальца и дала Ему силу принять на Себя тяжелый крест и нести его до конца. Не лучший ли это ответ на всякую скорбь?

Три раза Спаситель удалялся в глубину Гефсиманского сада, и с каждым разом смертельная тоска Его уменьшалась, и наконец борьба окончилась, Он одержал победу, и полный мир водворился в душе Его.

Господь всегда отвечает на молитву. Ответ является или прямо, даруя нам то, о чем мы просим, или же выражается в возможности с покорностью и с радостью принять волю Божию. Уединяясь для молитвы, мы всегда найдем утешение и мир. В этом уединении нам явится Ангел Господень, укрепляющий нас в смертельной тоске, и мы получим силу вынести всякое испытание.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Одиннадцатый день месяца

Мудрость ниспосылается человеку от Бога, ее пути начертаны предвечными законами. От вечности и до начала веков она пребывала в недре Божества и, подобно многоводной реке, изливается и озаряет Духов небесных; она питает сердца добродетельных людей неизъяснимым наслаждением и множит лета их в благодатном мире.

Ты найдешь ее, эту драгоценную мудрость, во вразумлениях твоего Ангела Хранителя. Не ослепляйся блеском человеческой мудрости: да будет тебе путеводителем твой Ангел Хранитель. Можешь ли ты сомневаться вверить себя его руководству? Его внушения мудры, верны и святы. Если ты прибегнешь к нему – он укажет тебе путь Господень и в то же время поможет тебе проходить этот путь, трудный и тернистый. Ты слаб и похож на дитя, которое не только не знает еще дороги, но и не имеет довольно силы, чтобы пройти несколько шагов без помощи своей матери или кормилицы. Мало пользы, если ты скажешь слепому: встань и ходи; когда он будет так слаб, что не сможет сделать двух шагов, не падая, ты необходимо должен поддерживать его. Подобным образом и тебе нужны советы, которые бы просвещали тебя; нужны силы, которые бы поддержали тебя на трудном пути спасения. Твой Ангел Хранитель озарит твой ум лучом божественного света и воспламенит сердце твое искрой той любви, которой сам пламенеет: поэтому-то, сказано в Писании, что уста праведного суть источник жизни; ибо из уст его истекают слова спасительные, питающие душу. Беседуя с Ангелом, который охраняет тебя и который в то же время наслаждается лицезрением Божества, ты никогда не совратишься с пути и достигнешь обетованной земли, богатой млеком и медом.

Ты скажешь: как можно беседовать с Ангелом, когда невозможно слышать его голоса? Эта таинственная беседа заключается не в вещественных звуках человеческой речи, но во внутреннем голосе сердца, проникнутого верой в невидимое присутствие Ангела Хранителя, в его благость и мудрость. Эта беседа требует чистоты сердца, обращенного к нему со смирением и молитвой в своих недоумениях и с безмолвием ожидающего решений его. Когда голос Ангела проникнет в твое сердце, ты услышишь его беседу: он будет говорить тебе о правоте, о чистоте душевной, о целомудрии, о благотворительности, о милосердии, о любви к ближнему, о благочестии; сердце твое исполнится умиления и насладится душевным миром. Злобный враг рода человеческого станет, напротив того, возмущать твое спокойствие, станет прельщать ум твой богатством, роскошью, почестями; не внимай обольщениям его, последуй советам доброго твоего Ангела Хранителя. Будучи вестником повелений Всевышнего, он сообщит их тебе, когда увидит в твоем сердце искреннее желание узнать их и исполнить. Но каким образом он сообщит их тебе? Он вдохнет в тебя мысль, подобную лучу света, которая рассеет твои недоразумения; он направит волю твою на путь истины и возбудит в твоем сердце желания, сообразные с законом Божиим. Эти благодатные внушения, свыше сообщаемые душе нашей, суть неоцененные дары милосердия Божия. Берегись, не припиши их самому себе; это глагол Божий, возвещаемый тебе Ангелом Хранителем.

В жизни христианина все имеет важное значение; каждая минута есть шаг к вечности; за каждым деянием следует награда или наказание, смотря по тому, доброе ли оно или худое. Со спокойным размышлением время от времени входи в самого себя и ставь перед собой вопрос: что думает об этом Ангел Хранитель? Начиная какое-нибудь дело и особенно какое-нибудь важное предприятие, обратись к нему и скажи: Ангел Хранитель, служитель моего Бога, научи меня узнать Его волю и помоги мне исполнить ее. Таким образом, благоразумный путешественник останавливается на пути, когда видит перед собой несколько дорог, идущих в разные стороны: он расспрашивает и не прежде начинает продолжать свой путь, пока не узнает, по которой дороге следует идти ему. Пустившись на произвол и не расспросивши, он мог бы подвергнуть жизнь свою опасности. Помысли, не похож ли ты на этого путешественника, остановившегося на распутье в виду многих дорог, когда предстоит тебе или избрание рода жизни, или какое-нибудь важное предприятие? Можешь ли ты сам решить, какое предназначение определено тебе по воле Божией? Ты должен с молитвой прибегнуть к своему Ангелу Хранителю и просить его сказать тебе волю Божию. Прибегай к нему не только в важных и решительных случаях твоей жизни, но обращайся к его внушениям во все течение оной, во всех своих помышлениях, в желаниях, в радостях, в огорчениях, в дружеских беседах, в исполнении своих обязанностей, во всем, что думаешь и что делаешь. Тогда жизнь твоя будет непременно сообразна с божественною волею. Не забывай никогда, что если Ангел Хранитель будет твоим советником, он непременно будет и твоим помощником в выполнении твоих предприятий. Поэтому обращайся к нему твоим сердцем и выражай свои чувствования следующими словами:

Внемли молению моему, святой Ангел Божий. Ты для меня то же, что мать для слабого младенца. Твоя любовь составляет мое счастье, мою славу, мое спокойствие. Внушения твои для меня сладостнее сота, тающего в устах моих. Они, действуя на меня тайною своею силою, проникают в душу и оживляют сердце. Одно твое имя, одно воспоминание о тебе укрощает волнения души моей. Когда пыл страстей воспламеняет мои чувства, мысль о тебе, подобно животворной росе, охлаждает их. Ты свет очам моим: озаряй меня всегда святыми лучами божественной истины. Когда искуситель придет ко мне под личиною друга, когда зло приблизится ко мне, когда слабое сердце мое станет уклоняться ко греху – дай мне услышать спасительный голос твой. Когда сердце мое предастся смирению и терпению – укрепи его твоими внушениями. Я готов внимать им; все твои повеления, если только ты поможешь, я исполню с радостию.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2004.


STSL.Ru


11 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья
Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья

21 марта 1619 года, 400 лет назад, состоялось освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья (Сергиево-Посадский церковный округ).

Этот день в истории
Этот день в истории

20 марта 1917 года подвергся обыску революционеров подведомственный Свято-Троицкой Сергиевой лавре Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь.

Начало самостоятельности Русской Церкви
Начало самостоятельности Русской Церкви

В 1441 году было положено начало самостоятельности Русской Церкви и ее независимости от Константинопольского Патриарха в избрании митрополитов Московских.

Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
2 (15) марта 1904 года главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину в Троице-Сергиевой Лавре была вручена икона-складень «Явление Богоматери преподобному Сергию». 
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
14 марта 1904 года Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютант А.Н. Куропаткин.