Мысли на каждый день года. 13 января

image32079[1619].jpg

Рождество Христово

13 января

Отдание праздника Рождества Христова. Преподобной Мелании Римляныни

Конец года и канун Нового года

Если на что может быть наилучшим образом употреблен день от­дания праздника Рождества Христова, конец прошедшего и канун Но­вого года, то именно на самоиспытание, на обозрение своей жизни и дел всего оканчивающегося года — на суд совести.

Пусть каждый спросит самого себя: в чем и как провел он время минувшего года? Много ли из этого времени посвящено Господу Богу и Владыке живота нашего на дела благочестия, богомыслия и молит­вы? Много ли употреблено на дела благие и полезные, сообразно зва­нию и состоянию каждого в обществе? Не больше ли утрачено в празд­ности и бездействии, в делах пустых и бесплодных? Не более ли еще погублено в душевредных забавах, в нечистых и греховных удоволь­ствиях, в делах злых и беззаконных? Пусть каждый из нас спросит еще: как употреблял он дары благости Божией, которыми ущедрил нас Гос­подь в мимошедшее лето,— во спасение ли души своей или в угожде­ние плоти? В орудие ли к чести и славе Божией и ко благу своих ближ­них или к удовлетворению похотям и страстям своим? Много ли взай­мы дал Богу чрез руки бедных и нуждающихся братий своих или все употреблял только на то, чтобы самому есть, пить и веселиться, или же все слагал только в свои сокровищницы и бдительно хранил их, как наемный сторож? Как исполнял каждый свои обязанности, кото­рые возлагает на нас наше звание в обществе: из-за временных ли толь­ко выгод и почестей, яко наемник, или по требованию совести и сло­ва Божия, как истинный раб Христов, трудясь пред лицем всеведу­щего Судии и имея в виду одно вечное воздаяние на небе? Мужествен­но ли стоял в исполнении своего долга, в сохранении святых и живо­творных заповедей Божиих, против всех соблазнов и искушений или же постыдно преклонялся пред всяким обольщением лести, пред лег­ким звоном корысти и пред угрозою силы? Пусть низойдет потом со светильником закона Божия и во глубину души и сердца своего, кото­рой никто не видит, кроме всевидящего ока Божия. Пусть испытает себя: что особенно занимало и наполняло его душу? Что направляло и двигало его душевные силы в ту или другую сторону? Какие помыс­лы и замыслы занимали ум его? Какими образами любовалось его во­ображение? Какими чувствами волновалось его сердце? Что с боль­шим удовольствием любила воссоздавать в душе его память? Такова ли вся эта внутренняя жизнь души нашей, чтобы можно было непо­стыдно предстать с нею пред лице всеведущего Судии мира? Такое са­моиспытание будет наилучшим приготовлением ко вступлению в но­вое лето жизни. Оно покажет нам: чего нам должно уклоняться и бе­гать и к чему стремиться и чего искать, что оставить и что продолжать или начать вновь, что исправить и что улучшить и усовершенствовать в своей жизни на будущее время, чтобы смерть не застала нас негото­выми к суду Божию и не повергла нас в непрестающую скорбь и стра­дание на всю вечность.


Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – С. 430-431. 


8793101rr8.jpg

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Нас врачующее дерево

Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, 

и вода сделалась сладкою. 

Исх. 15, 25

В истории странствования народа Израильского по пустыне есть много утешительного для нас. Израильтяне пришли к источнику, но вода оказалась горькой, и они ее пить не могли. По обыкновению они стали роптать на своего вождя, Моисея, и он возопил к Господу. Тогда «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою». Вода осталась та же, но вкус ее изменился. Поразительно, как часто Господь и теперь обращается с нами, как некогда с народом Израильским. Испытания, болезни и скорби не минуют христиан, напротив, часто кажется, что они ими наделены вдвое больше других. Но на все эти испытания, на все скорби наши Господь отвечает словами: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (Ин. 16, 33). Вот наше целебное дерево. Сам Господь наш Иисус Христос – один он может утешить в скорби и исцелить в болезни.

Какая духовная высота в словах апостола Павла: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда» (Рим. 5,3). И чем ярче описывает он испытанные им скорби, тем глубже и сильнее воздает хвалу той благодати, тому чрезвычайному утешению, которыми все эти горести покрыты и услаждены. «Мы отягчены были чрезмерно.., но [Бог] избавил... и избавляет... и еще избавит» (2 Кор. 1, 8-10).

Павел безбоязненно вкусил из этой горькой чаши, уповая на то, что по мере умножения страдания, «умножается Христом и утешение» (2 Кор. 1, 5).

Не будем же предаваться унынию, зная, что никогда не может пересилить нас никакая горесть земная, потому что «довольно для нас Его благодати», во всякое время.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. 


Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

День тринадцатый

Прислушайся, человек, к кроткому гласу твоего Ангела-хранителя и запечатлей в своем сердце слова его. Душа твоя, говорит он, есть существо, созданной для Неба. Она питается мыслями о Боге и предназначена находить свое блаженство в славе Божества.

Послушай, я возвещу тебе истину, если ты соединишься духом со мною, твоим другом и благодетелем, если ты усмиришь в душе своей суетные треволнения света, преступные стремления самолюбия и кичения гордости, если предашься благочестивому влечению сердца, то ум твой займут мысли мудрые, истинные, благородные, достойные тебя и Бога, перед очами Которого ты мыслишь; тогда ты насладишься нерушимым спокойствием и беспрепятственно, путем правды, достигнешь своей цели. Легкомыслие расточает сокровища благодати, препятствует слышать Ангела-хранителя, заглушает внушения Святого Духа и омрачает душу.

Блажен тот человек, который углубляется мыслями в самого себя. Размышления о вере сеют в нем семена добродетелей. Он истребил плевелы, возделал Божественное поле со тщанием и получил плоды, достойные Неба. Истина, утвержденная в сердце благочестивым размышлением, всегда бывает плодотворна.

Важная перемена должна совершиться с тобою ты, существо земное, должен сделаться существом Небесным. Благодать преобразит тебя, снизойдя на тебя и проникнув в сердце твое; она своей силой соединит тебя с Богом.

Но благодать действует только в благоговейной душе, углубившейся в себя. Она требует, чтобы ум твой был чист для святых размышлений о Боге, чтобы сердце твое не было занято земными желаниями и было готово принять вдохновение любви Божественной; она требует, чтобы душа твоя жаждала правды Божией и желала насытиться ею.

Сии истины, ясно представляющиеся уму твоему, так разительны, так утешительны, что удивляться должно, как можешь ты когда-нибудь забывать их. Ты находишься в присутствии вездесущего Бога, в котором и живешь, и движешься; каким же образом мысль о Его совершенствах, о Его благодеяниях, о Его любви беспредельной, о блаженстве. Им уготованном тебе, — каким образом, говорю, эта мысль может хотя бы на одну минуту не занимать ума твоего? Отчего не вспоминаешь о Пресвятой и Преблагословенной Деве Марии, Которой одно имя вливает утешение в сердце?

Перед тобою, в нескольких шагах, предстоят смерть и вечность. Ужели эта мысль не имеет для тебя такой важности, чтобы заниматься ею всякий день в твоей жизни? Если хотя бы одна из этих важных мыслей утвердится в твоем сердце, то несомненными плодами ее будут мудрость и все добродетели; она будет источником воды живой, утоляющей жажду души твоей, до самых пределов вечной жизни; она послужит щитом против всех стрел твоего врага. Размышляя о священных истинах, ты будешь жить вместе со своим Ангелом, разделяя с ним в приятной беседе и мысли, и чувствования; таким образом ты явишься совершенным перед Господом Богом.

Так, сень смертная окружает меня, о верный хранитель, Ангел мой! Очи мои помрачились, сердце мое смутилось, и дни мои исполнились горести. Но напоминай мне непрестанно о моем Боге, о Блаженстве избранных Его, и душа моя оживет и ободрится. Молю тебя: обогати ум мой обилием святых мыслей и укрепи во мне навык благочестивых размышлений; укорени во мне эту добродетель; исправь мое легкомыслие, удали от меня опасные впечатления, суетные беседы, прельщения греховные. Сердце мое есть храм Святого Духа; предохрани его от-всякой нечистоты; укрась его святостью благодатных вдохновений; исполни его благоуханием Божественной любви и благоговейной молитвы, да будет прославлен и благословен Господь вовеки.


Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. - Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004. 


STSL.Ru


13 Января 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...