Мысли на день. О ветхозаветной субботе

Мысли на день. О ветхозаветной субботе
Святой Ириней Лионский. Против ересей

Кроме того, из самого Писания мы узнаем, что Бог и обрезание дал не как дело праведности, но как знамение, по которому бы был распознаваем род Авраамов; ибо оно говорит: «и Бог сказал Аврааму: весь мужеский пол ваш должен быть обрезан, и вы должны обрезать крайнюю плоть вашу в знамение завета между Мною и вами» (Быт. 17:10—11). Тоже говорит и пророк Иезекииль о субботах: «И субботы Мои Я дал им, чтобы они служили знамением между Мною и ими, дабы знали, что Я Господь, освящающий их» (Иез. 20:12). И в Исходе Бог говорит Моисею: «и субботы Мои соблюдайте, ибо это будет знамением между Мною и вами для ваших поколений» (Исх. 31:13). Итак, эти (установления) даны были как знамения, но знамения не были без символа, т.е. без содержания и праздны, потому что они даны были премудрым Художником; но плотское обрезание предзнаменовало (обрезание) духовное. Ибо «мы обрезаны, — говорит Апостол, — обрезанием нерукотворным» (Кол. 2:11). И пророк говорит: «обрежьте грубость Вашего сердца» (Втор. 10:16). Субботы же научали пребывать всякий день в служении Богу. Ибо говорить Апостол Павел «мы считаемся всякий день за овец (обреченных) на заклание» (Рим. 8:36), т. е. посвящены (Богу) и во всякое время служим вере нашей и в ней пребываем, и воздерживаемся от всякого любостяжания, не приобретаем и не владеем никакими сокровищами на земле. Кроме того (субботою) указывалось и на упокоение Божие после творения, т. е. на Царство (Божие), в котором человек, пребывавший в служении Богу, успокоится и будет участвовать в трапезе Божией. 

И что человек не оправдывался этими (установлениями), а они даны были народу в знамение, — показывает то, что сам Авраам без обрезания и соблюдения субботы «поверил Богу и это вменилось ему в праведность, и назван другом Божиим» (Иак. 2:23). И Лот без обрезания изведен был из Содома, получая спасение от Бога. Также Ной угождал Богу, хотя был и не обрезан, и получил измерения мира для второго поколения (людей). И Энох, хотя был человек без обрезания, угодил Богу, исполнял посольство Божие к ангелам и был преложен и доныне сохраняется свидетелем праведного суда Божия; потому ангелы согрешившие ниспали на землю для осуждения, а человек богоугодный преложен во спасение. И все прочее множество праведных до Авраама и патриархов, бывших до Моисее, оправдывались без вышеупомянутых (установлений) и без Закона Моисеева. Так и сам Моисей говорит народу во Второзаконии: «Господь Бог твой положил завет в Хориве; и не отцам вашим Господь положил сей завет, но вам» (Втор. 5:2—3). 


Источник: святой Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. Глава 16. - СПб., 1900. С. 354-355. 

6 июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.